Ленинградский спортсмен лейтенант С.С. Гаскевич во время дозорной службы на буере на льду Финского залива. Вооружен пистолетом-пулеметом ППД.




Краснофлотцы, несущие на буерах специальную службу по снабжению Ленфронта боеприпасами через Ладожское озеро, готовят буер к выходу в рейс
1942

Особый буерный отряд работал на Ладоге, на «Дороге жизни». В первый год блокады активно разрабатывались планы организации снабжения города. Так был построен подводный топливный трубопровод, по которому в город ежедневно перекачивалось 450 тонн горючего. Возникали самые различные, даже экзотические и заведомо невыполнимые решения. В частности, профессор Н. Бутников предложил Исполкому Ленинградского совета использовать троллейбусы. «Не исключена, - писал он, - возможность устройства троллейбусной линии, питаемой током от Волховской гидростанции через трансформатор, для чего можно использовать все городские вагоны троллейбусов, сняв диваны. Столбы для проводов легко вморозить в лед».

Коллектив Ленинградского отделения Научного инженерно-технического общества машиностроителей (ЛОНИТОМАШ) предложил использовать буеры для перевозки грузов и людей по Ладоге. В докладной записке говорилось, что инженерами общества разработана конструкция грузового буера грузоподъемностью 0,75-1 т. с крейсерской скоростью 40-50 км в час. Предлагалось создать флотилию из 300 буеров, что по расчетам специалистов смогла бы ежедневно доставлять в блокадный город 900-1 200 т грузов и переправлять через озеро 8 400 человек. «Буерная флотилия указанных размеров, - говорилось в записке, - заменит не менее 600-700 машин ГАЗ-АА, не требуя для перевозки бензина».

Однако, хотя для буеров и не было нужно топливо, но был необходим ветер. А если он и дул, то зачастую с недостаточной силой. Потому большие грузовые буера использовать не стали. Попытки использовать буера на конной тяге были половинчатым решением. Они были легче саней, которые не могли тянуть истощенные лошади. К тому же лошадям требовался фураж и отдых.

А вот маленькие парусные буера способны идти под любым ветром, использовались в военных и вспомогательных целях. В специальный буерный отряд вошли 75 моряков-спортсменов во главе с известным яхтсменом лейтенантом И.И. Сметаниным. В их распоряжении было 19 ледовых яхт.

Ледовая трасса длиной 35 км, была проложена всего в 16 км от линии фронта. То есть простреливалась как с земли, так и с воздуха. В полыньи, возникавшие на местах взрыва, то и дело проваливались грузовики и сани. Полынью тут же маскировал ледок, который делал водную ловушку совершенно незаметной. Остановка колонны для рекогносцировки трассы часто заканчивалась трагически. Неподвижные цели тут же подвергались воздушному или огневому налету.

Перед обозами стали пускать быстроходные буера. Главной задачей экипажев была разметка пути флажками и ацетиленовыми фонарями, которые было трудно обнаружить с воздуха. На буерах также перебрасывались регулировщики, работавшие на некоторых участках трассы. Таких героических эпизодов эта дорожная профессия в собственной истории не знала ни до, ни после войны.

Буера постепенно осваивали и акваторию Ладожского озера. Контр-адмирал Ю. А. Пантелеев (сам спортсмен-буерист) получил приказ выявить среди военных моряков опытных яхтсменов-буеристов, переправить на озеро все имеющиеся в Ленинграде буера и, использовать их, для парализации разведывательных групп фашистов. В короткие сроки был создан отряд под командованием опытного яхтсмена-буериста И. И. Сметанина в составе: Е. И. Лодкина, А. М. Михайлова, В. К. Кочегина и К. И. Александрова и других. Прежде всего, буеристы проложили 'пионерную' трассу 'Дороги жизни', разметив её флажками, а затем они осуществляли военное сопровождение автоколонн и обозов, ежедневно совершали объезды ледовой трассы с целью отыскания пути обхода разбомбленных фашистами участков дороги, оказывали помощь застрявшим во льду машинам.

Более того, для защиты ледовой «Дороги жизни» по воспоминаниям адмирала Пантелеева, пришлось создавать отдельный фронт. Ни на каких картах он не значился, однако после того, как дозоры обнаружили повышенную активность небольших немецких групп на озере, стало понятно, что дорога требует повышенного внимания. Силы для защиты были привлечены немалые - около 37 тысяч бойцов и командиров объединенных в ВОГ - внутреннюю охрану города. Ее составили из стрелковых рабочих бригад, моряков Ленинградской военно-морской базы и городской милиции.

. Команды буеров, как я уже говорил, состояли из ленинградских спортсменов, в числе их были известные яхтсмены старший лейтенант И.П. Матвеев (ныне заслуженный мастер спорта), младший лейтенант Б.П. Дмитриев, старшина 1-й статьи Н.Е. Астратов. На буерах стояли ручные пулеметы, но главное достоинство было в скорость, которая делала их малоуязвимыми для противника. В начале зимы лед походил на зеркало, буера сразу же начали проводить разведку района Морского канала и всего «ледового фронта». Они же поддерживали связь с четырьмя баржами ПВО, вмерзшими в лед Невской губы».

Диверсионная группа немцев была обнаружена уже в ходе первого ледового поиска. Обстреляв противника из пулеметов, ледовый дозор тут же унесся прочь, а через несколько минут ошеломленных немцев накрыла артиллерия. В войне буеристов с немецкими коррективщиками огня и диверсантами, которая продолжалась почти все время работы ледовой дороги, победа осталась за нами. Боестолкновения происходили каждый день, обстановка была крайне напряженной, доходило дело до рукопашных схваток. Дозоры должны были контролировать обстановку постоянно. Когда ухудшалась видимость и выпадал снег, коньки меняли на лыжи и работа продолжалась.

Самой яркой боевой операций буеристов называют разминирование Морского канала, который связывает Ленинград с Кронштадтом. Немецкие лыжные группы заминировали канал. Советское военное командование минированию не мешало. После ухода немцев на трассу вышли буера, с глубинными бомбами малой мощности. Они обходили выкопанные немцами лунки, сапер бросал под лед «глубинку» и буер стремительно уходил. «Глубинка» детонировала заложенные немцами бомбы. Фарватер был очищен практически полностью, хотя несколько подрывов впоследствии произошло, все суда остались на плаву.

 

Буеры использовали и как малое транспортное средство. Из блокадного Ленинграда вывозили истощенных женщин и детей, спасая тех, у кого не было шансов выжить в окруженном врагом городе. Кстати, в этих эвакуационных рейсах ни один буер не был потоплен или подбит. Малые размеры, парус и высокая скорость перемещения обеспечивали неплохую маскировку с воздуха и не позволяли вести сколь нибудь прицельный огонь. Скорость этих спасительных ледовых яхт была такова, что переброшенные на Большую землю женщины устраивали истерику, когда следовала команда на выгрузку. Измотанные до предела люди думали, что их бросают на произвол судьбы посреди озера. Они не могли поверить в то, что дорога от смерти к жизни занимает всего 20 минут. За это время, при отсутствии глубокого снега, загруженный буер успевал пройти 35 километров ледовой трассы.

 

 

В сети наткнулся еще на такую цитату:
Еще одна проблема - отсутствие в городе топлива. В Кобоне заготовили сотни бочек с горючим, но на мыс Осиновец, на осажденную территорию, перебросить бензин было некому. Выручили буера (лодки на коньках под парусом), стоявшие в яхт-клубе на Крестовском острове. Девятнадцать лодок перевезли на Финляндский вокзал, откуда по железной дороге отправили на Ладогу. Буера могли развивать скорость до пятидесяти километров в час. Они быстро достигли Кобоны. На каждое судно погрузили по три бочки горючего и отрядили по три матроса в помощь. С таким грузом буера не могли сдвинуться с места, потому приходилось лодки подталкивать. Девятнадцатого ноября буера привезли в Осиновец более двадцати тонн горючего. Полуторки тут же заправились и вышли на ледовую дорогу.


 

Ну и немного экскурса.
Буерный спорт в Петербурге (из руководства 1895 года.)




 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: