После монтажа нового двигателя вместе с новым механизмом или после замены двигателя производится его подготовка к включению с целью выявления неисправностей и дефектов монтажа не только двигателя, но и электрического и механического оборудования, с ним связанного. При больших объемах работ подготовка к включению производится при наладке электрического и механического оборудования силами специализированных пуско-наладочных организаций по специальной программе. При подготовке двигателей к включению и к работе производится:
-внешний осмотр;
-проверка схемы соединения обмоток;
-измерение сопротивления изоляции;
-пробный пуск двигателя;
-проверка работы двигателя на холостом ходу и под нагрузкой.
Внешний осмотр
При внешнем осмотре проверяются:
-соответствие данных паспорта электродвигателя проекту, механизму и условиям окружающей среды в месте работы двигателя;
-отсутствие механических повреждений корпуса, коробки выводов, вентилятора охлаждения;
-отсутствие повреждений подводящих проводов (нарушений изоляции, скрытых под изоляцией обрывов и изломов);
-возможность вращения вала от руки, отсутствие заеданий и торможений; вращение ротора проверяется воздействием на деталь, установленную на валу или, при ее недоступности, на вентилятор двигателя. Если ротор двигателя не вращается, то нужно отсоединить механизм, так как причина может быть в нем. Если ротор двигателя, отсоединенного от механизма, не вращается, то это означает, что он заклинен. Заклинивание может произойти при падении двигателя при неосторожной погрузке или разгрузке, от ржавчины в воздушном зазоре между статором и ротором в результате хранения в условиях повышенной влажности, от ржавчины в подшипниках при плохой смазке и наличии сырости. При заклинивании ротора двигатель должен быть разобран, найдена и устранена причина заклинивания;
|
-наличие заземляющих проводников от электродвигателя до места присоединения к сети заземления.
Проверка схемы соединения обмоток
Большинство двигателей в коробках зажимов имеют шесть выводов, соответствующих началам и концам их фазных обмоток. Обозначения выводов электрических машин, соответствующие стандарту, показаны в табл. 2.45, 2.46.
Обычно выводы всех фаз обмотки статора двигателя расположены в коробке зажимов согласно рис. 2.17, а. Такое расположение дает возможность получить соединение фазных обмоток статора в звезду при соединении горизонтально перемычками нижних зажимов и в треугольник при соединении вертикальных пар зажимов (рисунок 1 б, в).
В некоторых двигателях обмотки фаз статора соединены в звезду и в коробке зажимов находятся только выводы С1, С2 иСЗ.
Следует учесть, что выводные концы обмоток фаз двигателя одеваются на шпильки и прижимаются гайками, которые
могут быть слабо затянуты, поэтому нужно проверять крепление выводных концов их пошатыванием. При слабом креплении этих концов нужно отсоединять подводящие провода и перемычки и затягивать гайки крепления выводных концов обмотки двигателя.
Рисунок 1- Выводы обмоток статора трехфазного асинхронного электродвигателя: о) схема присоединения начал и концов обмоток к зажимам колодки в выводной коробке; б) схема включения обмоток статора в звездуи соединение выводных зажимов; в) схема включения обмоток статора в треугольник и соединение выводных зажимов.
|
Измерение сопротивления изоляции
Значения сопротивления изоляции электродвигателей должны быть не менее норм, приведенных в таблице.
Испытуемый объект | Напряжение мегаомметра, кВ | Сопротивление изоляции |
Обмотка статора напряжением до 1 кВ | Не менее 0,5 МОм при температуре 10-30оС | |
Обмотка ротора синхронного электродвигателя и электродвигателя с фазным ротором | 0,5 | Не менее 0,2 МОм при температуре 10-30оС |
Термоиндикатор | 0,25 | Не нормируется |
Подшипники синхронных электродвигателей напряжением выше 1 кВ | Не нормируется (измерение производится относительно фундаментной плиты при полностью собранных маслопроводах) |
Пробный пуск двигателя
Электродвигатель включают на 2...3 с и проверяют:
направление вращения;
работу вращающихся частей двигателя и вращающихся и движущихся частей механизма;
действие пусковой аппаратуры.
При любых признаках неисправности электрической или механической части двигатель останавливается и неисправности устраняются.Нужное направление вращения механизма бывает на нем обозначено стрелкой. Нужно также помнить, что при правильном направлении вращения рабочих колес турбомашин (насосов, вентиляторов и т. д.) их лопатки загнуты назад относительно направления вращения.
Правильное направление вращения двигателей транспортирующих машин (транспортеров, шнековых и ковшовых подъемников и др.) определяется по движению их рабочих органов.
|
Для изменения вращения двигателя достаточно отсоединить от зажимов два провода, подводящих напряжение к двигателю, поменять их местами и снова присоединить. Обычно это делается на выходе пускового аппарата.
Кратковременное включение повторяют 2—3 раза, увеличивая продолжительность включения.
Проверка электродвигателя на холостом ходу и под нагрузкой
Проверку электродвигателя на холостом ходу производят при отсоединенном механизме. Если отсоединить механизм нельзя, то проводится проверка при ненагруженном механизме. Продолжительность проверки — 1 ч.
При этом проверяют нагрев подшипников, корпуса двигателя, наличие вибрации, характер шума подшипников.
При ненормальном шуме подшипников и их перегреве двигатель приходится разбирать и устранять причину. При невозможности устранить причину ненормальной работы подшипника он заменяется.
При повышенном нагреве корпуса двигателя (большем, чем у других нормально работающих двигателей) он останавливается и производится проверка прилегания контактов в аппаратах, через которые подводится напряжение к двигателю, проверка плотности затягивания зажимов проводов, начиная от выводных концов в коробке двигателя.
При исправности цепи, подводящей напряжение к двигателю, и его повышенном нагреве он должен отправляться в капитальный ремонт. Перед этим у него должно быть проверено соответствие обозначений выводных концов фазных обмоток, измерено сопротивление обмоток постоянному току, что делается при наладке опытными специалистами.
После проверки двигателя на холостом ходу начинается его проверка под нагрузкой. При нормальной работе двигателя в течение 20...30 мин с механизмом далее продолжается его обкатка вместе с механизмом не менее 8 ч. При этом прирабатываются подвижные детали механизмов, проверяется на нагрев электрооборудование, выявляются его слабые места. Режим обкатки определяется механиками, производившими монтаж технологического оборудования.