Кл чтение на 16 апреля
Тема: А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»
.
1) Чтение стихотворения Е. Синицына.
Берегите Россию –Берегите Россию -
Нет России другой.Без неё нам не жить.
Берегите её тишину и покой, Берегите её,
Это небо и солнце, Чтобы вечно ей быть.
Этот хлеб на столе Нашей правдой и силой,
И родное оконце Всею нашей судьбой
В позабытом селе…Берегите Россию -
Нет России другой.
2) Как называется раздел, произведения которого мы изучаем? (Родина)
3) Проверка домашнего задания.
– С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (С произведением Спиридона Дмитриевича Дрожжина “Родине”)
– Читаем стихотворение С. Дрожжина “Родине”.
– Составьте из данных частей предложений пословицы. Объясните их смысл.
1. Родина - мать, | что соловей без песни. |
2. На чужбине родная землица | во сне снится. |
3. Человек без Родины, | умей за неё постоять. |
(Для пояснения третьей пословицы можно использовать текст «Далеко от Родины»)
Далеко от родины
Долгие месяцы видят наших птиц жители Африки. Но никогда они не слышали их пения. Круглый год в Африке зеленеют деревья. Круглый год светит солнышко. Почему же наши певуньи в Африке не поют? Потому что не под пальмой гнездо соловья. Оно где-нибудь в кустиках возле тихой русской речки. Птица поёт там, где она гнездо вьёт. Птица поёт на родине.
Откройте учебник на с. 138. Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.
- Мы познакомимся с...
- Мы узнаем.......
- Мы вспомним....
- Мы будем уметь......
- Мы сможем поразмышлять....
– Да, сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А.В. Жигулина и его произведением “О, родина!..”
Знакомство с автором
1 января в 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии:“Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне»
В 1949г. стихи молодого поэта появились в воронежских газетах. Но вскоре после этого он был осуждён по ложному обвинению как “враг народа”. И с 1949 по 1954 годы находился в заключении в Сибири - строил железную дорогу, работал на золотых и урановых рудниках. В 1954 Жигулин был освобожден по амнистии, а в 1956 полностью реабилитирован. В 1960 он закончил Воронежский лесотехнический институт. В 1959 вышла первая, тоненькая книжка стихов Жигулина “Огни моего города”, затем сборник “Костер-человек” (1961), а в 1963 увидела свет первая московская книга стихов “Рельсы”. В этом же году Жигулин поступил на Высшие литературные курсы и переселился в Москву став профессиональным литератором.
Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина. Он помогал сохранить в сознании современников традиционный облик святой Руси и выразил чувства горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей.
В начале 90-х гг. А.В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений “Тревожное время России. Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта – он рисовал картину разрушения родины.
Умер А.В. Жигулин в Москве 6 августа 2000 года.
Работа над содержанием стихотворения А.В. Жигулина “О, Родина!.. ”
Прочитайте стихотворения.
– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артиста Большого театра Диомида
- О чем это стихотворение? (о любви к Родине, о том, что дорого поэту)
- Как можно его озаглавить?
- Какое чувство при чтении возникло: радость, восторг, сожаление, грусть?
Словарная работа
– Объясните значение слов. Проверьте свои ответы по словарю.
Трепетный - взволнованный, выражающий трепет.
Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.
Перелесок - небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков.
Жнивьё - солома, оставшаяся на корню после жатвы; поле, на котором сжата рожь, пшеница или другие зерновые.
Анализ произведения
- Прочитайте первую строфу. К кому обращается автор? (к Родине)
- Как вы об этом догадались?
- Что любит автор? Найдите в первой строфе (просёлки, перелески)
- Найдите первую строчку. Как понимаете выражение «В неярком блеске »? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте.
- Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором? (взглядом)
- Что автор подразумевает под словом «трепетным »? (волнующим)
- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти »? (любить очень сильно).
- Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? (О любви к Родине).
- Читаем второе четверостишие. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе? (в ней говорится о том, что любит автор)
- Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)
- О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)
- О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? (погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу)
- Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? (о тумане)
- Что ещё волнует автора?(Ржавый крест над колокольней)
- Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)
- Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)
– Объясните, почему поэту дорога могила? (Это вечная добрая память о людях, защищавших родину от врагов. О них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше)
- Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору.
- Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны?
- Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?
- А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)
- Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление) Почему? (Утешение – т.е. поэт успокаивается, и исцеление – т.е. душевное излечение)
- Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения.
Чем является Родина для автора этого стихотворения?
(На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.)
– В каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека).
Художественно языковые средства
– Как поэту удаётся подчеркнуть, что он любит свою родину без громких слов? (Эпитеты: белоствольные рощи, синий дым, пустой дали, ржавый крест, низкий холмик, неяркий блеск.
Сравнение: “обиды и прощенья сгорят, как старое жнивьё”.)
– Почему автор использует такое сравнение? (Автору необходимо было показать, как быстро проходят чувства обиды и прощенья)
Самостоятельная работа.
– Прочитайте текст самостоятельно, “про себя”
– Отметьте места, где надо делать короткие паузы