Художественно языковые средства




Кл чтение на 16 апреля

Тема: А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

.

1) Чтение стихотворения Е. Синицына.


Берегите Россию –Берегите Россию -

Нет России другой.Без неё нам не жить.

Берегите её тишину и покой, Берегите её,

Это небо и солнце, Чтобы вечно ей быть.

Этот хлеб на столе Нашей правдой и силой,

И родное оконце Всею нашей судьбой

В позабытом селе…Берегите Россию -

Нет России другой.

 

2) Как называется раздел, произведения которого мы изучаем? (Родина)

3) Проверка домашнего задания.

– С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (С произведением Спиридона Дмитриевича Дрожжина “Родине”)

Читаем стихотворение С. Дрожжина “Родине”.

– Составьте из данных частей предложений пословицы. Объясните их смысл.

1. Родина - мать, что соловей без песни.
2. На чужбине родная землица во сне снится.
3. Человек без Родины, умей за неё постоять.

 

(Для пояснения третьей пословицы можно использовать текст «Далеко от Родины»)

Далеко от родины

Долгие месяцы видят наших птиц жители Африки. Но никогда они не слышали их пения. Круглый год в Африке зеленеют деревья. Круглый год светит солнышко. Почему же наши певуньи в Африке не поют? Потому что не под паль­мой гнездо соловья. Оно где-нибудь в кустиках возле тихой русской речки. Птица поёт там, где она гнездо вьёт. Птица поёт на родине.

Откройте учебник на с. 138. Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.

  • Мы познакомимся с...
  • Мы узнаем.......
  • Мы вспомним....
  • Мы будем уметь......
  • Мы сможем поразмышлять....

– Да, сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А.В. Жигулина и его произведением “О, родина!..”

Знакомство с автором

1 января в 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии:“Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне»

В 1949г. стихи молодого поэта появились в воронежских газетах. Но вскоре после этого он был осуждён по ложному обвинению как “враг народа”. И с 1949 по 1954 годы находился в заключении в Сибири - строил железную дорогу, работал на золотых и урановых рудниках. В 1954 Жигулин был освобожден по амнистии, а в 1956 полностью реабилитирован. В 1960 он закончил Воронежский лесотехнический институт. В 1959 вышла первая, тоненькая книжка стихов Жигулина “Огни моего города”, затем сборник “Костер-человек” (1961), а в 1963 увидела свет первая московская книга стихов “Рельсы”. В этом же году Жигулин поступил на Высшие литературные курсы и переселился в Москву став профессиональным литератором.

Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина. Он помогал сохранить в сознании современников традиционный облик святой Руси и выразил чувства горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей.

В начале 90-х гг. А.В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений “Тревожное время России. Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта – он рисовал картину разрушения родины.

Умер А.В. Жигулин в Москве 6 августа 2000 года.

Работа над содержанием стихотворения А.В. Жигулина “О, Родина!..

Прочитайте стихотворения.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артиста Большого театра Диомида

- О чем это стихотворение? (о любви к Родине, о том, что дорого поэту)

- Как можно его озаглавить?

- Какое чувство при чтении возникло: радость, восторг, сожаление, грусть?

Словарная работа

– Объясните значение слов. Проверьте свои ответы по словарю.

Трепетный - взволнованный, выражающий трепет.

Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.

Перелесок - небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков.

Жнивьё - солома, оставшаяся на корню после жатвы; поле, на котором сжата рожь, пшеница или другие зерновые.

Анализ произведения

- Прочитайте первую строфу. К кому обращается автор? (к Родине)

- Как вы об этом догадались?

- Что любит автор? Найдите в первой строфе (просёлки, перелески)

- Найдите первую строчку. Как понимаете выражение «В неярком блеске »? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте.

- Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором? (взглядом)

- Что автор подразумевает под словом «трепетным »? (волнующим)

- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти »? (любить очень сильно).

- Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? (О любви к Родине).

- Читаем второе четверостишие. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе? (в ней говорится о том, что любит автор)

- Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)

- О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)

- О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? (погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу)

- Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? (о тумане)

- Что ещё волнует автора?(Ржавый крест над колокольней)

- Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)

- Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)

– Объясните, почему поэту дорога могила? (Это вечная добрая память о людях, защищавших родину от врагов. О них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше)

- Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору.

- Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны?

- Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?

- А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)

- Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление) Почему? (Утешение – т.е. поэт успокаивается, и исцеление – т.е. душевное излечение)

- Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения.

Чем является Родина для автора этого стихотворения?

(На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.)

– В каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека).

Художественно языковые средства

– Как поэту удаётся подчеркнуть, что он любит свою родину без громких слов? (Эпитеты: белоствольные рощи, синий дым, пустой дали, ржавый крест, низкий холмик, неяркий блеск.

Сравнение: “обиды и прощенья сгорят, как старое жнивьё”.)

– Почему автор использует такое сравнение? (Автору необходимо было показать, как быстро проходят чувства обиды и прощенья)

Самостоятельная работа.

Прочитайте текст самостоятельно, “про себя”

– Отметьте места, где надо делать короткие паузы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: