Художественное преувеличение




Художественный образ

- форма мышления в искусстве. Конкретно - чувственное и в тоже время обобщенное воссоздание жизни, принизанное эмоционально-эстетической оценкой автора.

 

Художественный образ — это иносказательная, мета­форическая мысль, раскрывающая одно явление через дру­гое. Художник как бы сталкивает явления друг с другом и высекает искры, освещающие жизнь новым светом.

 

Например: Древнееги­петский сфинкс — это не лев и не человек, а человек, пред­ставленный через льва, и лев, понятый через человека. Причудливое сочетание человека и царя зверей позволяет человеку познать и природу, и самого себя — всю свою царственную мощь и господство над миром.

 

 

Художественный образ в сценическом искусстве - это способ отражения действительности, характеризующейся нераздельным единством чувств и смысловых моментов, облеченный в форму, конкретного, индивидуального явления. Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в том или иной материальной форме: декорационное решение, музыкальное, световое, пластическое; и воссоздается в воображении воспринимающего искусство зрителя.

 

Создать художественный образ режиссеру помогают символы, метафоры, аллегории.

(примеры: оформление в Композиции «Забыть из – значит их предать», эпизод боя солдата с немецкими танками в госе хореографов – «Опаленные войной»; Синтез-номер в отчетном концерте «Великой Победе посвящается…», Бом-боготырь – гос хоровиков)

Символ

 

Символ в переводе с греческого означает «знак», причем знак, понятный определенной группе лиц. (Например: крест – символ христианства, красная звезда – символ советского союза – победителя, орден победы, георгиевская лента, противотанковые еж и т.д.).

 

Символ есть предметный или словесный знак, условно выражающий сущность явления с определенной точки зрения, которая и определяет самый характер, качество символа.

В основе своей символ имеет всегда переносное значение. В символе наличествует всегда скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями и т. п.

 

В искусстве символ имел всегда (имеет и сейчас) особо важное значение. Это связано с природой образа, основной категории искусства. Ибо в той или иной мере всякий образ условен и символичен уже потому, что в единичном воплощает общее.

 

Через символ можно передать широчайшую идею, благодаря образам или системе образов.

Символ, несмотря на свою выразительность или невзрачность, всегда берет на себя ведущую роль. Умелое использование символов, выражающих общественные ценности, способствует повышению эмоционального воздействия на зрителя.

Символ вызывает ассоциации и таким образом имеет эмоциональное воздействие на зрителя.

 

Ассоциация, то есть создание в сознании человека смысловой или эмоциональной параллели происходящему явлению, невольное замещение его уже знакомым синонимом, заставляет зрителя домыслить то, о чем только заявлено, обозначено.

 

Интересны случаи, где один и тот же предмет, в зависимости от характера обращения с ним, мог иметь множество значений, что характерно для символа, учитывая его многозначность (стол: обеденный, судебный, алтарь и т.д.). Смысл символа может меняться в зависимости от эпохи, исторической обстановки и условий общения.

 

Символ очень тесно связан со своими «соседями» - метафорой и аллегорией. При этом важно установить и связь, и, прежде всего, существенные различия.

 

Символ, подобно аллегории и метафоре, образует свои новые значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между тем предметом и явлением, которые обозначаются каким-то словом, знаком, и другим предметом или явлением, на которое переносим это обозначение.

 

Однако символ коренным образом отличается и от аллегории, и от метафоры. Прежде всего тем, что он наделен огромным множеством значений (по сути дела - неисчислимым), и все они потенциально присутствуют в каждом символическом образе, как бы «просвечивая» друг сквозь друга.

 

Формальное отличие символа и метафоры в том, что метафора создается как бы «на наших глазах»: мы видим, какие именно слова, понятия сопоставлены, и поэтому догадываемся какие их значения сближаются, чтобы породить третье, новое. Символ может входить и метафорическое построение, но оно для него не обязательно.

 

 

Метафора

Это еще одно очень важное средство эмоционального воздействия в режиссуре.

 

Метафора - это переносное значение слова, перенос значения с одного явления или предмета на другой. (Метафора позволяет создать ёмкий образ, основанный на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д. В широком смысле термин «образ» означает отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы — это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.

 

Метафора в образном решении - это характеристика, познание качеств и свойств одного явления через другое. Любая используемая метафора рассчитана не на прямое понимание и требует от воспринимающего понять и почувствовать создаваемый ею образно-эмоциональный эффект. Этот прием приводит в действие нашу фантазию и воображение.

 

Различаются три типа метафор:

ü метафоры сравнения, в которых объект прямо сопоставляется с другим объектом («колоннада рощи»);

ü метафоры загадки, в которых объект залощен другим объектом («били копыта по мерзлым клавишам мостовой» - вместо «по булыжникам»);

ü метафоры, в которых объекту приписываются свойства других предметов («ядовитый взгляд», «жизнь сгорела», «солнечная улыбка»).

 

В повседневной жизни метафора привычна и уже незаметна, в художественном творчестве метафора активна. Она способствует творческому воображению. «Цель метафоры - создание образного строя, поэтическое углубление мысли, позволяющее режиссеру довести решение спектакля до философского обращения».

 

Для режиссера метафора тем и ценна, что используется именно как средство построения сценических образов. «…А всего важнее – быть искусным в метафорах, - говорится в «Поэтике» Аристотеля. Только этого нельзя перенять от другого; это – признак таланта, потому что слагать хорошие метафоры значит подмечать сходство».

 

Всякая метафора рассчитана на небуквальное восприятие и требует от зрителя умения понять и почувствовать создаваемый ею образно-эмоциональный эффект.Здесь необходимо умение видеть второй план метафоры, содержащееся в ней скрытое сравнение. Потому что новизна и неожиданность многих глубоких по смыслу метафор не раз становились препятствием к их правильному восприятию – тем самым недальновидные зрители и критики духовно обедняли сами себя.

(пример: использовании метафоры в режиссерском приеме Эпизод «Смута»)

 

 

Диапазон использования метафоры в спектаклях огромен: от внешнего оформления до образного звучания всего спектакля. Еще большее значение имеет метафора для режиссуры массового театра как театра больших социальных обобщений. Именно метафора может придать реальному факту аспект художественного осмысления, истолкования, может помочь узнаванию реального героя.

 

Классификация метафоры в языке театрализации:

1. Метафоры оформления. Пути создания образа через метафору в театрально-декорационном оформлении спектакля различны. Мысль, идея могут быть выражены через планировку, конструкцию, оформление, детали, свет, через их соотношение и сочетание.

(пример: оформление сцены в композиции: «Забыть их - значит их предать» - надписи фамилий на березовых кулисах – метафора березовой рощи, т.е. России)

 

 

2. Метафора пантомимы.

«Пантомима соткана из знаков. Они представляют самый материал ее выразительного языка. Когда на первых порах неопытные мимы лихорадочно мечутся по сцене, нагромождая движение на движение, а зрители при этом ничего из происходящего не понимают, в таком случае движения ничего не означают, зритель не в состоянии расшифровать внутренней сущности жеста. В тех же случаях, когда мы оказываемся захваченными содержанием действия, весь классический «текст» являет собой непрерывную цепь логически выстроенных, почти по форме, емких и ясных по содержанию знаков».

(пример: сцена боя солдата с танками в госе хореографов в июне 2015г. Пластическое решение одетых в черное исполнителей – метафора немецких танков. На отчетном концерте «Великой Победе посвящается…» - трюки – метафора боя)

Таким образом мы видим, что «метафора пантомимы может стать обобщающим художественным образом только в том случае, если в ее действии заложены борьба, динамика, образная пластика и монументальность»[3, 25].

 

3. Метафора мизансцены.

«Метафорическая мизансцена требует особо тщательной разработки пластических движений и словесного действия для создания обобщенного художественного образа режиссерской мысли».

(пример: этюд «Апофеоз-войны» - убитые персонажи в куче – метафора гора трупов – гора черепов)

 

4. Метафора в актерской игре. «Животные, как ничто другое, дают повод именно для метафор», - заметил как-то писатель Ю. Олеша.

«Н. Виноградов в «Красноармейском чуде» так описывает приход на репетицию красноармейской актерской студии В.Э. Мейерхольда:

«Вопрос к Мейерхольду: Как играть классовых врагов? Мейерхольд: Гротеск! Только гротеск! Гениальный гротеск!»

Мейерхольд попросил просвистеть хором птичьих голосов.

Запели пенки, дрозды, жаворонки, соловьи… В комнату вошел лес и тишина. На лицах бойцов, давно оторванных от семей, от родных лесов и полей, - поэтическая грусть.

Стоп! – Мейерхольд хлопнул в ладоши. – А теперь, пожалуйста на скотный двор! Кто враги нашей Республики? Люди? Нет! Взбесившийся скотный двор!.. Бык, акула…

Мейерхольд увлек наше воображение. Мы научили бойцов индивидуализировать образы классовых врагов. Вместо «вообще генерал» появился «генерал-бык», «генерал-индюк», «генерал-осел».

(пример: гос. «Что бы помнили» (Аторкина) – чернь, нечисть – немцы)

 

Метафора в актерской игре продолжает оставаться действенным образным средством театра, и с ее помощью режиссер массового представления может и должен создавать образы больших обобщений. Однако, несмотря на такую масштабность, здесь также имеет большое значение неразрывная связь с жизненным опытом данной социальной общности, участвующей в массовом действии. Только в этом случае метафора может быть понятна и способна оказать эмоциональное воздействие на массы».

 

Аллегория

Важное место в режиссерском искусстве театрализации принадлежит аллегории.

 

В «Поэтическом словаре» А. Квятковского сказано:

«аллегория – иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетливо представляемого образа. Связь между образом и значением устанавливается в аллегории по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т.д.).

 

В противоположность многозначности символа смысл аллегории характеризуется однозначной постоянной определенностью и раскрывается не непосредственно в художественном образе, а лишь истолкования содержавшихся в образе явных или скрытых намеков и указаний, то есть Аллегория всегда играла заметную роль в режиссуре массовых празднеств всех времен и народов.

 

Значение аллегории для режиссуры реального действия прежде всего в том, что она всегда, впрочем как символ и метафора, предполагает двухплановость.

Первый план – художественный образ, второй план – иносказательный, определяемый знанием ситуации, исторической обстановки, ассоциативностью.

 

Аллегория была наиболее характерна для средневекового искусства, искусства возрождения, барокко, классицизма». Аллегорические образы занимали ведущее место в празднествах французской революции

 

Это одно из сильнейших средств выразительности. Сила аллегории в том, что выраженные через нее образы и понятия остаются неизменными на протяжении многих веков.

(пример использование Аллегории для создания художественного образа сценарного хода «Последнего звонка» - музы, представляющие выпускников на горе Парнас)

 

 

Гипербола

Гиперболизация (с греч. - «преувеличение») пред­ставляет собой такой способ художественного обобщения, при котором художественная образность достигается путем наме­ренного преувеличения каких-либо свойств, качеств, особеннос­тей предмета, явления или процесса. «Художественный образ, со­зданный при помощи гиперболы, подчёркнуто условен, его реаль­ный аналог не может в действительности обладать изображённы­ми свойствами, так как заданная мера их концентрации выступает нарушением правдоподобия. Вместе с тем, гиперболизация спо­собствует созданию особой выразительности, эмоциональности и экспрессивности изображаемого.

Вспомним поэтические строки В.В. Маяковского «В сто сорок солнц закат пылал...» или гипербо­лу Н.А. Некрасова «Сидит, как на стуле, двухлетний ребёнок у ней на груди...». Заданное преувеличение выявляет скрытое со­держание, обнаруживает его эстетический, эмоциональный, по­знавательный потенциал».

(Пример: в посвящении в студенты: миниатюра 11 группы «Расписание»)

 

 

Художественное преувеличение

Художественное преувеличение. «Один из важнейших способов построения сюжета, образной системы, необходимое средство передачи авторской мысли». Не стоит задумываться над реальностью этого преувеличения, необходимо вникать в глубинный смысл действа, произведения. Это мощный способ соединения мысли и эмоции.

(пример: художественное преувеличение – образ одного немца большого в каске – образ всей фашисткой армии)

 

Литота

Литота - художественное преуменьшение, прием, внешне противоположный гиперболе, но по сути являющийся ее закономер­ной разновидностью. Литота также берет начало в обыденной речи. «Я на минуту», - говорит человек, заходя к другому, из чего от­нюдь не следует, что он удалится именно через минуту, а не через две или через пять. Литота, как и гипербола, широко представлена в фольклоре (классический пример: мальчик с пальчик). Иногда литоту называют обратной гиперболой. Достаточно вспомнить два путешествия Гулливера - в Страну лилипутов и в Страну велика­нов,- чтобы увидеть, как гипербола и литота дополняют друг друга, являясь как бы двумя сторонами одной медали».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: