Развитие психических процессов у дошкольников




Особенности восприятия дошкольников

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой пер­воначально аффективный характер: перцептивные и эмоци­ональные процессы дифференцируются. Восприятие стано­вится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состо­яния различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно сле­дующее:

♦ восприятие превращается в особую познавательную
деятельность;

♦ зрительное восприятие становится одним из ведущих;

♦ воспринимая предметы и действия с ними, ребенок
более точно оценивает цвет, форму, величину (освое­ние сенсорных эталонов);

♦ совершенствуется умение определять направление в
пространстве, взаимное расположение предметов, пос­ледовательность событий.

Память

Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ре­бенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоми­нания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, бсмысливать, связы­вать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Мышление

Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мыш­ления тем не менее является наглядно-образное, что соот­ветствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже.

Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрос­лой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как са­мостоятельность, гибкость и пытливость.

Возникают попытки объяснить явления и процессы. Дет­ские вопросы — показатели развития любознательности.

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребен­ка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свой­ства мышления, позволяющего стать на точку зрения дру­гих людей, предвосхитить их будущее поведение и в зави­симости от этого строить свое собственное поведение.

Речь

К семи годам язык становится средством общения и мыш­ления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребен­ка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи-Младшие дошколь­ники начинают осознавать особенности своего произноше­ния. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный запас ребенка.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваи­ваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Ребенок усваивает грамматические формы языка и ак­тивно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

♦ речь отрывается от конкретной ситуации, теряет си-
туативность, превращаясь в универсальное средство общения;

♦ появляются связные формы речи, возрастает ее выра­зительность;

♦ ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

♦ ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интел­лектуальных задач, а речь становится орудием мыш­ления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

♦ речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

♦ речь становится особым видом произвольной деятель­ности, формируется сознательное отношение к ней.

Воображение

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной в видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их созда­ния.

К концу дошкольного возраста воображение ребенка ста­новится управляемым. Формируются действия воображе­ния:

♦ замысел в форме наглядной модели;

♦ образ воображаемого объекта;

♦ образ действия с объектом.

Эмоциональная сфера

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспы­шек и конфликтов по незначительным поводам.

Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.

Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, форми­руется эмоциональное предвосхищение.

Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формиру­ются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Эмоциональные процессы становятся более уравнове­шенными.

Внимание

В дошкольном возрасте существует универсальное сред­ство внимания — речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

В этом возрасте:

Ø значительно возрастают концентрация, объем и устой­чивость внимания;

Ø складываются элементы произвольности в управлении
вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

Ø внимание становится опосредованным;

Ø внимание связано с интересами ребенка к деятельнос­ти;

Ø появляются элементы послепроизвольного внимания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: