Список используемых материалов




Куросы

Древнегреческое слово κοῦρος, (мн. ч. κοῦροι) означает «юноша». Оно использовалось Гомером для обозначения молодых солдат. С V века до н. э. оно применяется для обозначения подростков, безбородых мужчин — но уже не детей.

Современные историки искусства начали использовать это слово для определения специфического типа мужского ню начиная с 1890-х годов. Как синоним также использовались термины «Аполлон» или «архаический Аполлон», так как предполагалось, что куросы изображали идеализированного юного Аполлона. Сейчас это выражение считается устаревшим.

Куросы отличаются строгой фронтальностью композиции, суммарностью трактовки форм человеческого тела на лице присутствует архаическая улыбка.

Они изображали молодых людей, стоящих во фронтальной позе, с левой ногой, выдвинутой вперед. Руки тесно прижаты к телу — к бедрам, прямо вытянуты вдоль туловища, и пальцы согнуты (хотя есть и несколько статуй, одна из рук которых согнута в локте, протягивая приношение).

Куросы демонстрируют практически идеальную симметрию во всех анатомических частях тела, сведенных к простым геометрическим формам.

Эволюция

Самые ран­ние ку­ро­сы из­го­тав­ли­ва­лись из де­ре­ва и по­это­му не со­хра­ни­лись. Но в VII в. до н. э. греки на­учи­лись у древ­них егип­тян ис­кус­ству об­ра­бот­ки

 

камня ме­тал­ли­че­ски­ми ин­стру­мен­та­ми (При­чем в от­ли­чие от своих пред­ше­ствен­ни­ков они ис­поль­зо­ва­ли уже не медь и брон­зу, а же­ле­зо, по­это­му могли ре­зать лучше), и на­ча­ли вы­се­кать ку­ро­сов из гор­ных пород — по боль­шей части из па­рос­ско­го и са­мос­ско­го мра­мо­ра..

Ти­пич­ные па­мят­ни­ки пе­ри­о­да ар­ха­и­ки, ку­ро­сы со­зда­ва­лись, когда Гре­ция ис­пы­ты­ва­ла куль­тур­ное вли­я­ние Древ­не­го Егип­та, как это можно за­ме­тить по ха­рак­тер­ной ста­тич­ной фрон­таль­ной позе — ве­ро­ят­ной ре­ми­нис­цен­ции изоб­ра­же­ний фа­ра­о­нов. Греки могли ви­деть много по­доб­ных ста­туй, по­се­щая Еги­пет в ка­че­стве куп­цов или же на­ем­ных сол­дат.

Как и их про­то­ти­пы-фа­ра­о­ны, ку­ро­сы часто вы­се­ка­лись с вы­дви­ну­той ногой (в шаге), с под­ня­той го­ло­вой и пря­мым при­сталь­ным взгля­дом и с ар­ха­и­че­ской улыб­кой на устах.

Изоб­ра­жен­ные юноши все­гда были об­на­жён­ны­ми, в край­нем слу­чае с по­я­сом, ино­гда в сан­да­ли­ях. Трак­тов­ка их лиц и голов по­ка­зы­ва­ет куль­тур­ное вли­я­ние Крита: во­ло­сы они носят длин­ны­ми, за­пле­тен­ны­ми или укра­шен­ны­ми по крит­ской моде, а в раз­ре­зе их глаз ино­гда за­ме­тен узна­ва­е­мый еги­пет­ский очерк, ко­то­рый часто ко­пи­ро­вал­ся крит­ским ис­кус­ством.

Но сход­ство между еги­пет­ски­ми и гре­че­ски­ми ста­ту­я­ми не ка­са­ет­ся сути: ку­ро­сы с на­ча­ла VII века на­ча­ли де­мон­стри­ро­вать при­зна­ки лю­бо­пыт­ству­ю­щей души, неуга­са­ю­щее ощу­ще­ние сво­бо­ды и лю­бо­пыт­ство гре­че­ских скуль­пто­ров. К концу VI в. до н. э. ку­ро­сам на­ча­ли при­да­вать более рас­слаб­лен­ные позы, и их при­чес­ки стали боль­ше по­хо­дить на моду ма­те­ри­ко­вой Гре­ции.

В VI в. до н. э. раз­мер ку­ро­сов стал уве­ли­чи­вать­ся, по мере бо­га­те­ния гре­ков и роста их на­вы­ков при ра­бо­те с мра­мо­ром. Неко­то­рые из них стали в три или даже в че­ты­ре раза пре­вы­шать че­ло­ве­че­ский рост. На­при­мер, несколь­ко из самых круп­ных ку­ро­сов были из­го­тов­ле­ны для Са­мос­ско­го Ге­рай­о­на (храма Геры на о. Самос), по­лу­чив­ше­го щед­рые дары от ти­ра­на По­ли­кра­та. От­ту­да про­ис­хо­дит самый боль­шой из из­вест­ных, вы­со­той в 5 м. Он был най­ден в 1981 г, сей­час на­хо­дит­ся в Са­мос­ском Ар­хео­ло­ги­че­ском Музее, ко­то­рый при­ш­лось пе­ре­стро­ить, чтобы он по­ме­стил­ся.

«Маль­чик Крития» (ок. 490-80 гг. до н. э., Музей Ак­ро­по­ля), ат­ри­бу­ти­ру­е­мый Кри­тию, де­мон­стри­ру­ет эво­лю­цию от ар­ха­и­че­ской к клас­си­че­ской скульп­ту­ре во время пер­вой гре­ко-пер­сид­ской войны. Его ре­а­ли­сти­че­ские про­пор­ции и де­та­ли­ров­ка уже ос­но­ва­ны на ви­зу­аль­ном опыте и ма­те­ма­ти­че­ски рас­счи­тан­ных про­пор­ци­ях (на­при­мер, Канон По­ли­кле­та), а не на схе­ма­ти­че­ских иде­а­лах преды­ду­ще­го по­ко­ле­ния.

 

Предназначение

В VII в., когда по­яви­лись пер­вые ста­туи че­ло­ве­ка в пол­ный рост, ку­ро­сы слу­жи­ли для двух целей. В хра­мах они были зна­ком во­тив­ных обе­ща­ний вид­ных эл­ли­нов, чему сви­де­тель­ство — над­пи­си, ко­то­рые часто встре­ча­ют­ся на их по­ста­мен­тах.

Кроме того, их также уста­нав­ли­ва­ли на клад­би­щах, чтобы обо­зна­чить мо­ги­лы знат­ных граж­дан.

 

На клад­би­щах эти ку­ро­сы изоб­ра­жа­ли по­кой­ных, как гре­че­ский идеал мас­ку­лин­но­сти. В самый ран­ний пе­ри­од, ве­ро­ят­но, ку­ро­сам при­пи­сы­ва­лись ма­ги­че­ские спо­соб­но­сти, и они могли быть вме­сти­ли­щем дай­мо­на богов (тра­ди­ция, со­хра­нив­ша­я­ся и в по­сле­ду­ю­щее время).

Курос ни­ко­гда не был порт­ре­том ка­ко­го-то кон­крет­но­го ин­ди­ви­ду­у­ма. К при­ме­ру, один из из­вест­ных ку­ро­сов слу­жил над­гро­би­ем Кро­ис­о­су (Kroisos)[1], афин­ско­му сол­да­ту, и на по­ста­мен­те его на­пи­са­но: «Оста­но­вись и по­го­рюй перед па­мят­ным кам­нем Кро­ис­о­са, те­перь покойного». Древ­не­гре­че­ское слово «па­мят­ный ка­мень» — sema, упо­треб­лен­ный здесь, по­ка­зы­ва­ет, что этот курос был сим­во­ли­че­ской ре­пре­зен­та­ци­ей воина, а не его порт­ре­том.

 

Хо­ро­шо из­вест­ный при­мер двой­но­го ку­ро­са — «Кле­обис и Битон», най­ден­ный в Дель­фах. Эти пар­ные ста­туи да­ти­ру­ют­ся при­мер­но 580 г. до н. э. и изоб­ра­жа­ют двух ле­ген­дар­ных ге­ро­ев Пе­ло­пон­нес­са. Хотя над­пись на базе иден­ти­фи­ци­ру­ет их как Кле­оби­са и Би­то­на, они — ти­пич­ные ку­ро­сы, во­пло­ща­ю­щие ар­ха­и­че­ские пе­ло­пон­нес­ские доб­ро­де­те­ли сы­нов­не­го долга и фи­зи­че­ской силы, а не ре­аль­ные лич­но­сти.

Над­пись на левом бедре боль­шо­го Са­мос­ско­го ку­ро­са гла­сит, что он был по­свя­щён Гере ио­ний­ским ари­сто­кра­том по имени Исхес (Isches) — боль­шин­ство ку­ро­сов было за­ка­за­но знат­ны­ми гре­ка­ми как при­но­ше­ния хра­мам, или чле­на­ми их семей, чтобы по­ста­вить на мо­ги­лах. Скульп­ту­ра из мра­мо­ра была до­ро­гим удо­воль­стви­ем, и толь­ко очень обес­пе­чен­ный че­ло­век мог опла­тить скуль­пто­ру со­зда­ние по­доб­ной ра­бо­ты. Таким об­ра­зом, ку­ро­сы — это ре­пре­зен­та­ция бо­гат­ства и силы ари­сто­кра­ти­че­ско­го клас­са Древ­ней Гре­ции. И когда это со­сло­вие по­те­ря­ло власть в VI в. до н. э. так же сошла на нет мода на ку­ро­сов, как в по­ли­ти­че­ском, так и в ху­до­же­ствен­ном смыс­ле.

 

Ко́ра (др.-греч. κόρη — «девушка») — наименование типа древнегреческой скульптуры архаического периода, женский эквивалент куроса (ок. 660—480 до н. э.). ического периода, женский эквивалент куроса (ок. 660—480 до н. э.).

 

Кора — это изоб­ра­же­ние жен­щи­ны (все­гда мо­ло­дой), в ста­тич­ной позе, оде­той в тра­ди­ци­он­ную гре­че­скую одеж­ду, с ар­ха­и­че­ской улыб­кой на устах. Коры прак­ти­че­ски все­гда изоб­ра­жа­лись сто­я­щи­ми во весь рост, с одной ногой слег­ка вы­дви­ну­той впе­ред (с со­мкну­ты­ми но­га­ми — редко),

 

 

и с одной рукой, при­дер­жи­ва­ю­щей одеж­ды таким об­ра­зом, чтобы не на­сту­пить на них в дви­же­нии. Сво­бод­ная рука часто дер­жа­ла при­но­ше­ние тому богу или бо­гине, ко­то­ро­му они были по­свя­ще­ны. Оде­я­ния кор со­став­ля­ли как и иони­че­ский хитон, так и более плот­ный пеп­лос (боль­шин­ство ат­ти­че­ских ста­туй). Ино­гда пеп­лос на­де­вал­ся по­верх хи­то­на. Скуль­пто­ры на­хо­ди­ли боль­шое на­сла­жде­ние, со­зда­вая склад­ка­ми тка­ней рит­ми­че­ские мо­ти­вы, по­ка­зы­вая, как они дра­пи­ру­ют­ся на пол­но­стью скры­том че­ло­ве­че­ским теле, а также со­зда­вая ор­на­мен­таль­ную канву одеж­ды, ко­то­рая либо вы­се­ка­лась в мра­мо­ре, либо рас­пи­сы­ва­лась по­верх него крас­ка­ми.

 

Боль­шин­ство кор вы­пол­не­ны в че­ло­ве­че­ский рост, или немно­гим мень­ше его. Тип ста­туи раз­ви­вал­ся ис­хо­дя из тех же тех­ни­че­ских ме­то­дов и про­пор­ций, что и ку­ро­сы. Прав­да, в слу­чае кор че­ло­ве­че­ская ана­то­мия скры­та под дра­пи­ров­ка­ми и не так важна. Зато вза­мен этого линии тка­ней, оку­ты­вая глад­кие формы, сво­бод­но текут, со­зда­вая без­мя­теж­ное, прак­ти­че­ски гип­но­ти­че­ское на­стро­е­ние, ко­то­рое вдо­ба­вок до­пол­ня­ет­ся мир­ным вы­ра­же­ни­ем лица и ста­тич­ной позой.

Как пра­ви­ло, кор­пус вы­пол­нял­ся из од­но­го куска камня, а руки при­став­ля­лись от­дель­но.

Цвет и материал

Эти скульп­ту­ры в древ­но­сти были пол­но­стью окра­ше­ны — по­ли­хром­ны­ми. Цвет под­чер­ки­вал жиз­не­по­до­бие изоб­ра­же­ния — крас­ка­ми вы­де­ля­лись раз­лич­ные по­верх­но­сти (во­ло­сы, кожа, глаза, ткань); а также слу­жил де­ко­ра­тив­ным целям, как на­при­мер в слу­чае ор­на­мен­та на тек­сти­ле. Пиг­мент на­но­сил­ся на по­верх­ность камня с по­мо­щью эн­ка­у­сти­ки: окра­ши­ва­ю­щие гра­ну­лы сме­ши­ва­лись с вос­ком (слу­жив­шим свя­зу­ю­щим), и по­лу­чив­ша­я­ся смесь в го­ря­чем виде на­но­си­лась на ка­мень. Когда воск, по­кры­ва­ю­щий по­верх­ность, осты­вал, он за­пе­ча­ты­вал таким об­ра­зом все поры ми­не­ра­ла и в неко­то­рой сте­пе­ни за­щи­щал его от раз­ру­ше­ния.

Таким об­ра­зом, на выбор по­ро­ды камня для из­го­тов­ле­ния не влиял его на­ту­раль­ный цвет или про­зрач­ность — они не были важны. На пер­вый план вы­хо­ди­ли такие ка­че­ства как дол­го­веч­ность и лег­кость в об­ра­бот­ке. В ран­ний пе­ри­од раз­ви­тия на из­го­тов­ле­ние кор (и ку­ро­сов) шел из­вест­няк, ка­мень от­но­си­тель­но мяг­кий и по­ри­стый. Он хо­ро­шо со­хра­ня­ет крас­ку на по­верх­но­сти, но при дол­гом на­хож­де­нии под от­кры­тым небом на­чи­на­ет раз­ру­шать­ся.

Вдо­ба­вок, так как ста­туи не вы­ре­за­лись из мо­но­ли­та, а со­би­ра­лись из от­дель­ных де­та­лей, неко­то­рые из­вест­ня­ко­вые эле­мен­ты могли те­рять­ся еще даже при жизни по­свя­тив­ше­го ста­тую.

По­это­му нет ни­че­го стран­но­го в том, что вско­ре скуль­пто­ры пред­по­чли из­вест­ня­ку мра­мор, ко­то­рый труд­нее об­ра­ба­ты­ва­ет­ся, зато доль­ше со­хра­ня­ет­ся.

 

Эволюция

За весь пе­ри­од ико­но­гра­фия коры оста­ва­лась прак­ти­че­ски неиз­мен­ной, хотя, как и во всем древ­не­гре­че­ском ис­кус­стве, ха­рак­тер изоб­ра­же­ния пре­тер­пе­вал эво­лю­цию от гео­мет­ри­че­ской сти­ли­за­ции до ре­а­лиз­ма.

В от­ли­чие от своих ана­ло­гов про­ти­во­по­лож­но­го пола — ку­ро­сов, об­на­жен­ны­ми коры ни­ко­гда не изоб­ра­жа­лись. Они от­ли­ча­лись хо­ро­шо про­ра­бо­тан­ны­ми при­чес­ка­ми и одеж­дой. По этой при­чине, если эво­лю­ция ку­ро­сов рас­смат­ри­ва­ет­ся с точки зре­ния ана­ли­за из­ме­не­ния трак­тов­ки че­ло­ве­че­ской ана­то­мии, ана­лиз раз­ви­тия типа кор идет по пути рас­смот­ре­ния из­ме­ня­ю­ще­го­ся языка оде­я­ний и скла­док вме­сте с вы­ра­же­ни­ем лица, ми­ми­кой.

Ми­ми­ка в те­че­ние веков мо­ди­фи­ци­ро­ва­лась от на­ив­но­го и без­за­бот­но­го вы­ра­же­ния лица на­ча­ла VII века до н. э. до более стро­го­го, при­сталь­но­го взгля­да, при­су­ще­го позд­ней ар­ха­и­че­ско­му и ран­не­му клас­си­че­ско­му пе­ри­о­дам.

Слож­ные оде­я­ния, при­над­леж­но­стью ко­то­рых был ко­рот­кий косой хи­тон­чик, на­бро­шен­ный на грудь, скры­ва­ют пла­сти­ку тела, но уже в 30-х годы VI века до н. э. у кор по­яви­лись стро­гие до­рий­ские уборы — пеп­ло­сы, ко­то­рые ста­нут ос­нов­ным оде­я­ни­ем клас­си­че­ско­го пе­ри­о­да. Формы тела ста­но­вят­ся более креп­ки­ми, ре­аль­ны­ми, а к на­ча­лу гре­ко­пер­сид­ских войн улыб­ка сбе­га­ет с ар­ха­и­че­ских лиц[.

Пер­вым си­сте­ма­ти­че­ским ис­сле­до­ва­те­лем кор был про­фес­сор Па­на­гис Кав­ва­диас, ра­бо­тав­ший на ак­ро­по­ле с 1882 года.

 

Предназначение

Как и ку­ро­сы, со­зда­ва­лись и с во­тив­ны­ми, и с ме­мо­ри­аль­ны­ми це­ля­ми: бо­га­тые до­на­то­ры по­свя­ща­ли их как по­да­рок бо­же­ствам, зна­чи­тель­но реже — чтобы от­ме­чать над­гро­бие чле­нов семьи. Во мно­гих слу­ча­ях на базах ста­туй (ино­гда на их одеж­дах) вы­се­ка­лась ко­рот­кая над­пись, озву­чи­ва­ю­щая пред­на­зна­че­ние ста­туи, имена па­тро­на и скуль­пто­ра. Со­глас­но боль­шин­ству со­вре­мен­ных ин­тер­пре­та­ций ар­хео­ло­ги­че­ских сви­де­тельств, коры ни­ко­гда не яв­ля­лись изоб­ра­же­ни­ем ка­ко­го-ли­бо бо­же­ства.

 

Памятники

Самый круп­ный набор кор был най­ден на афин­ском Ак­ро­по­ле, они от­но­сят­ся к на­ча­лу VI века до н. э. По сути, всю ис­то­рию раз­ви­тия этого типа легко можно про­сле­дить по этой кол­лек­ции (Новый музей Ак­ро­по­ля), ко­то­рая прак­ти­че­ски мо­но­по­ли­зи­ру­ет эту тему бла­го­да­ря боль­шо­му ко­ли­че­ству скульп­тур и их сти­ли­сти­че­ско­му раз­но­об­ра­зию. Коры из Ак­ро­по­ля раз­ли­ча­ют­ся по по­ряд­ко­вым но­ме­рам, либо по ка­ким-то осо­бен­ным про­зви­щам.

 

 

 

Самые из­вест­ные из них — «Кора в пеп­ло­се» «Хиос­ская кора» и «Кора с мин­да­ле­вид­ны­ми гла­за­ми». Также ин­те­рес­ны кора с Афин­ско­го Ак­ро­по­ля, «Кора в крас­ной обуви», «Кора Эу­ти­ди­ко­са. Боль­шин­ство этих скульп­тур были по­вре­жде­ны в те­че­ние гре­ко-пер­сид­ских войн, и го­ро­жане не ре­мон­ти­ро­ва­ли их, а про­сто по­греб­ли в землю, где они и были об­на­ру­же­ны в 1885—1890 годах.

Ран­ние коры из дру­гих со­бра­ний: «Дама из Осера» (Лувр), «Кора Ни­канд­ра» с Де­ло­са, ок. 650 года до н. э., «Гера. Дар Хе­ра­мия» (Лувр, ок. 560 года до н. э.). Более позд­няя — «Кора Фра­си­клея» (греч.)русск. (На­ци­о­наль­ный ар­хео­ло­ги­че­ский музей в Афи­нах, ок. 550—540 года до н. э.)

 

 

Заключение

Куросы и Коры — это репрезентация богатства и силы аристократического класса Древней Греции. И когда это сословие потеряло власть в VI в. до н. э. так же сошла на нет мода на куросов, как в политическом, так и в художественном смысле.

К концу VI в., одновременно с постепенным исчезновением социального заказа, тип куросов отступил, дав дорогу натуралистичным изображением реальных людей. Среди ранних примеров такого искусства — скульптурная группа «Гармодий и Аристогитон», созданная в Афинах ок. 500 г. до н.э. Эти две парные статуи ещё демонстрируют определенную формальность традиций куросов, но уже намного жизнеподобнее. Значимо, что «Гармодий и Аристогитон» были мемориалом установки в Афинах именно демократии. Это — пример одновременно замены и иконографии куросов и аристократической системы правления.

 

Список используемых материалов

StudRef: Куросы и Коры

https://studref.com/451193/kulturologiya/kurosy_kory

WIKI 2 Переиздание:

Курос: https://wiki2.org/ru/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%81

Кора: https://wiki2.org/ru/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B0_(%D1%81%

D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%8F)

 

 

В архаический период сложилось главнейшее качество греческой культуры, которое обеспечило ее редчайшую художественную силу и ключевое значение для всей мировой художественной культуры в последующие века. Это интерес к человеку, воспевание человека в единстве его телесной и духовной красоты. Наиболее полно это качество оказалось выраженным в скульптуре, где основным объектом в подавляющем большинстве случаев является человек. И не случайно наиболее ранними монументальными статуями стали скульптурные изображения обнаженного юноши — куроса (др.-греч. юноша) и нарядно одетой, целомудренно задрапированной девушки — коры (др.-греч. кора — дева).

Куросы

Древнегреческое слово κοῦρος, - «юноша». Оно использовалось Гомером для обозначения молодых солдат. С V века до н. э. оно применяется для обозначения подростков, безбородых мужчин — но уже не детей.

Куросы отличаются строгой фронтальностью композиции, суммарностью трактовки форм человеческого тела на лице присутствует архаическая улыбка. Они изображали молодых людей, стоящих во фронтальной позе, с левой ногой, выдвинутой вперед. Руки тесно прижаты к телу — к бедрам, прямо вытянуты вдоль туловища, и пальцы согнуты (хотя есть и несколько статуй, одна из рук которых согнута в локте, протягивая приношение).

Куросы демонстрируют практически идеальную симметрию во всех анатомических частях тела, сведенных к простым геометрическим формам.

Эволюция

Самые ран­ние ку­ро­сы из­го­тав­ли­ва­лись из де­ре­ва и по­это­му не со­хра­ни­лись. Но в VII в. до н. э. греки на­учи­лись у древ­них егип­тян ис­кус­ству об­ра­бот­ки

камня ме­тал­ли­че­ски­ми ин­стру­мен­та­ми (При­чем в от­ли­чие от своих пред­ше­ствен­ни­ков они ис­поль­зо­ва­ли уже не медь и брон­зу, а же­ле­зо, по­это­му могли ре­зать лучше), и на­ча­ли вы­се­кать ку­ро­сов из гор­ных пород — по боль­шей части из па­рос­ско­го и са­мос­ско­го мра­мо­ра..

Ти­пич­ные па­мят­ни­ки пе­ри­о­да ар­ха­и­ки, ку­ро­сы со­зда­ва­лись, когда Гре­ция ис­пы­ты­ва­ла куль­тур­ное вли­я­ние Древ­не­го Егип­та Греки могли ви­деть много по­доб­ных ста­туй, по­се­щая Еги­пет в ка­че­стве куп­цов или же на­ем­ных сол­дат.

Изоб­ра­жен­ные юноши все­гда были об­на­жён­ны­ми, в край­нем слу­чае с по­я­сом, ино­гда в сан­да­ли­ях. Трак­тов­ка их лиц и голов по­ка­зы­ва­ет куль­тур­ное вли­я­ние Крита: во­ло­сы они носят длин­ны­ми, за­пле­тен­ны­ми или укра­шен­ны­ми по крит­ской моде, а в раз­ре­зе их глаз ино­гда за­ме­тен узна­ва­е­мый еги­пет­ский очерк, ко­то­рый часто ко­пи­ро­вал­ся крит­ским ис­кус­ством.

Но сход­ство между еги­пет­ски­ми и гре­че­ски­ми ста­ту­я­ми не ка­са­ет­ся сути: ку­ро­сы с на­ча­ла VII века на­ча­ли де­мон­стри­ро­вать при­зна­ки лю­бо­пыт­ству­ю­щей души, неуга­са­ю­щее ощу­ще­ние сво­бо­ды и лю­бо­пыт­ство гре­че­ских скуль­пто­ров. К концу VI в. до н. э. ку­ро­сам на­ча­ли при­да­вать более рас­слаб­лен­ные позы, и их при­чес­ки стали боль­ше по­хо­дить на моду ма­те­ри­ко­вой Гре­ции.

В VI в. до н. э. раз­мер ку­ро­сов стал уве­ли­чи­вать­ся, по мере бо­га­те­ния гре­ков и роста их на­вы­ков при ра­бо­те с мра­мо­ром. Неко­то­рые из них стали в три или даже в че­ты­ре раза пре­вы­шать че­ло­ве­че­ский рост.

В VII в., когда по­яви­лись пер­вые ста­туи че­ло­ве­ка в пол­ный рост, ку­ро­сы слу­жи­ли для двух целей. В хра­мах они были зна­ком во­тив­ных обе­ща­ний вид­ных эл­ли­нов, чему сви­де­тель­ство — над­пи­си, ко­то­рые часто встре­ча­ют­ся на их по­ста­мен­тах.

Кроме того, их также уста­нав­ли­ва­ли на клад­би­щах, чтобы обо­зна­чить мо­ги­лы знат­ных граж­дан.

 

На клад­би­щах эти ку­ро­сы изоб­ра­жа­ли по­кой­ных, как гре­че­ский идеал мас­ку­лин­но­сти. В самый ран­ний пе­ри­од, ве­ро­ят­но, ку­ро­сам при­пи­сы­ва­лись ма­ги­че­ские спо­соб­но­сти, и они могли быть вме­сти­ли­щем дай­мо­на богов (тра­ди­ция, со­хра­нив­ша­я­ся и в по­сле­ду­ю­щее время).

Курос ни­ко­гда не был порт­ре­том ка­ко­го-то кон­крет­но­го ин­ди­ви­ду­у­ма.

Хо­ро­шо из­вест­ный при­мер двой­но­го ку­ро­са — «Кле­обис и Битон», най­ден­ный в Дель­фах. Эти пар­ные ста­туи да­ти­ру­ют­ся при­мер­но 580 г. до н. э. и изоб­ра­жа­ют двух ле­ген­дар­ных ге­ро­ев Пе­ло­пон­нес­са. они — ти­пич­ные ку­ро­сы, во­пло­ща­ю­щие ар­ха­и­че­ские пе­ло­пон­нес­ские доб­ро­де­те­ли сы­нов­не­го долга и фи­зи­че­ской силы, а не ре­аль­ные лич­но­сти.

К концу VI в., од­но­вре­мен­но с по­сте­пен­ным ис­чез­но­ве­ни­ем со­ци­аль­но­го за­ка­за, тип ку­ро­сов от­сту­пил, дав до­ро­гу на­ту­ра­ли­стич­ным изоб­ра­же­ни­ем ре­аль­ных людей. Среди ран­них при­ме­ров та­ко­го ис­кус­ства — скульп­тур­ная груп­па «Гар­мо­дий и Ари­сто­ги­тон», со­здан­ная в Афи­нах ок. 500 г. до н.э. Эти две пар­ные ста­туи ещё де­мон­стри­ру­ют опре­де­лен­ную фор­маль­ность тра­ди­ций ку­ро­сов, но уже на­мно­го жиз­не­по­доб­нее. Зна­чи­мо, что «Гар­мо­дий и Аристогитон» были ме­мо­ри­а­лом уста­нов­ки в Афи­нах имен­но де­мо­кра­тии. Это — при­мер од­но­вре­мен­но за­ме­ны и ико­но­гра­фии ку­ро­сов и ари­сто­кра­ти­че­ской си­сте­мы прав­ле­ния.

Кораэто изоб­ра­же­ние жен­щи­ны (все­гда мо­ло­дой), в ста­тич­ной позе, оде­той в тра­ди­ци­он­ную гре­че­скую одеж­ду, с ар­ха­и­че­ской улыб­кой на устах.

Коры прак­ти­че­ски все­гда изоб­ра­жа­лись сто­я­щи­ми во весь рост, с одной ногой слег­ка вы­дви­ну­той впе­ред (с со­мкну­ты­ми но­га­ми — редко), и с одной рукой, при­дер­жи­ва­ю­щей одеж­ды таким об­ра­зом, чтобы не на­сту­пить на них в дви­же­нии. Сво­бод­ная рука часто дер­жа­ла при­но­ше­ние тому богу или бо­гине, ко­то­ро­му они были по­свя­ще­ны. Оде­я­ния кор со­став­ля­ли как и иони­че­ский хитон, так и более плот­ный пеп­лос.

 

Боль­шин­ство кор вы­пол­не­ны в че­ло­ве­че­ский рост, или немно­гим мень­ше его. Тип ста­туи раз­ви­вал­ся ис­хо­дя из тех же тех­ни­че­ских ме­то­дов и про­пор­ций, что и ку­ро­сы. Прав­да, В от­ли­чие от своих ана­ло­гов про­ти­во­по­лож­но­го пола — ку­ро­сов, об­на­жен­ны­ми коры ни­ко­гда не изоб­ра­жа­лись. Они от­ли­ча­лись хо­ро­шо про­ра­бо­тан­ны­ми при­чес­ка­ми и одеж­дой. По этой при­чине, если эво­лю­ция ку­ро­сов рас­смат­ри­ва­ет­ся с точки зре­ния ана­ли­за из­ме­не­ния трак­тов­ки че­ло­ве­че­ской ана­то­мии, ана­лиз раз­ви­тия типа кор идет по пути рас­смот­ре­ния из­ме­ня­ю­ще­го­ся языка оде­я­ний и скла­док вме­сте с вы­ра­же­ни­ем лица, ми­ми­кой.

Ми­ми­ка в те­че­ние веков мо­ди­фи­ци­ро­ва­лась от на­ив­но­го и без­за­бот­но­го вы­ра­же­ния лица на­ча­ла VII века до н. э. до более стро­го­го, при­сталь­но­го взгля­да, при­су­ще­го позд­ней ар­ха­и­че­ско­му и ран­не­му клас­си­че­ско­му пе­ри­о­дам.

Как и ку­ро­сы, со­зда­ва­лись и с во­тив­ны­ми, и с ме­мо­ри­аль­ны­ми це­ля­ми

Как пра­ви­ло, кор­пус вы­пол­нял­ся из од­но­го куска камня, а руки при­став­ля­лись от­дель­но.

Эти скульп­ту­ры в древ­но­сти были пол­но­стью окра­ше­ны — по­ли­хром­ны­ми. Цвет под­чер­ки­вал жиз­не­по­до­бие изоб­ра­же­ния — крас­ка­ми вы­де­ля­лись раз­лич­ные по­верх­но­сти (во­ло­сы, кожа, глаза, ткань); а также слу­жил де­ко­ра­тив­ным целям, как на­при­мер в слу­чае ор­на­мен­та на тек­сти­ле. Пиг­мент на­но­сил­ся на по­верх­ность камня с по­мо­щью эн­ка­у­сти­ки: окра­ши­ва­ю­щие гра­ну­лы сме­ши­ва­лись с вос­ком (слу­жив­шим свя­зу­ю­щим), и по­лу­чив­ша­я­ся смесь в го­ря­чем виде на­но­си­лась на ка­мень. Когда воск, по­кры­ва­ю­щий по­верх­ность, осты­вал, он за­пе­ча­ты­вал таким об­ра­зом все поры ми­не­ра­ла и в неко­то­рой сте­пе­ни за­щи­щал его от раз­ру­ше­ния.

Таким об­ра­зом, на выбор по­ро­ды камня для из­го­тов­ле­ния не влиял его на­ту­раль­ный цвет или про­зрач­ность — они не были важны. На пер­вый план вы­хо­ди­ли такие ка­че­ства как дол­го­веч­ность и лег­кость в об­ра­бот­ке. В ран­ний пе­ри­од раз­ви­тия на из­го­тов­ле­ние кор (и ку­ро­сов) шел из­вест­няк, ка­мень от­но­си­тель­но мяг­кий и по­ри­стый. Он хо­ро­шо со­хра­ня­ет крас­ку на по­верх­но­сти, но при дол­гом на­хож­де­нии под от­кры­тым небом на­чи­на­ет раз­ру­шать­ся.

Вдо­ба­вок, так как ста­туи не вы­ре­за­лись из мо­но­ли­та,

а со­би­ра­лись из от­дель­ных де­та­лей, неко­то­рые из­вест­ня­ко­вые эле­мен­ты могли те­рять­ся еще даже при жизни по­свя­тив­ше­го ста­тую.

По­это­му нет ни­че­го стран­но­го в том, что вско­ре скуль­пто­ры пред­по­чли из­вест­ня­ку мра­мор, ко­то­рый труд­нее об­ра­ба­ты­ва­ет­ся, зато доль­ше со­хра­ня­ет­ся.

За весь пе­ри­од ико­но­гра­фия коры оста­ва­лась прак­ти­че­ски неиз­мен­ной, хотя, как и во всем древ­не­гре­че­ском ис­кус­стве, ха­рак­тер изоб­ра­же­ния пре­тер­пе­вал эво­лю­цию от гео­мет­ри­че­ской сти­ли­за­ции до ре­а­лиз­ма.

Коры из Ак­ро­по­ля раз­ли­ча­ют­ся по по­ряд­ко­вым но­ме­рам, либо по ка­ким-то осо­бен­ным про­зви­щам. Самые из­вест­ные из них — «Кора в пеп­ло­се» «Хиос­ская кора» и «Кора с мин­да­ле­вид­ны­ми гла­за­ми». Также ин­те­рес­ны кора с Афин­ско­го Ак­ро­по­ля, «Кора в крас­ной обуви», «Кора Эу­ти­ди­ко­са. Боль­шин­ство этих скульп­тур были по­вре­жде­ны в те­че­ние гре­ко-пер­сид­ских войн, и го­ро­жане не ре­мон­ти­ро­ва­ли их, а про­сто по­греб­ли в землю, где они и были об­на­ру­же­ны в 1885—1890 годах.

Заключение: Куросы и Коры — это репрезентация богатства и силы аристократического класса Древней Греции. И когда это сословие потеряло власть в VI в. до н. э. так же сошла на нет мода на куросов, как в политическом, так и в художественном смысле.

К концу VI в., одновременно с постепенным исчезновением социального заказа, тип куросов отступил, дав дорогу натуралистичным изображением реальных людей. Среди ранних примеров такого искусства — скульптурная группа «Гармодий и Аристогитон», созданная в Афинах ок. 500 г. до н.э. Эти две парные статуи ещё демонстрируют определенную формальность традиций куросов, но уже намного жизнеподобнее. Значимо, что «Гармодий и Аристогитон» были мемориалом установки в Афинах именно демократии. Это — пример одновременно замены и иконографии куросов и аристократической системы правления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: