Познанием необходимости и случайностями, которые в туризме необходимы ввиду их воздействия на практику.




Усиление значения случайностей на рынке услуг повышает требования к профессионализму персонала, организаторским способностям менеджеров. Успешно противостоять многочисленным неблагоприятным случайностям и максимально использовать благоприятные могут менеджеры профессионально подготовленные к ведению турбизнеса.

Руководитель турпредприятия регулирует, налаживает механизм деятельности персонала в соответствии со своим пониманием необходимости. Врываясь в этот отлаженный механизм, случайности могут привести к нарушению организации, к возрастанию стихийного, неконтролируемого элемента, что, в свою очередь, может повлечь ослабление или потерю контроля над ходом ведения турбизнеса, привести к утрате инициативы, к другим отрицательным последствиям. Это относится не только к случайностям внешнего порядка, не вытекающим из внутреннего содержания туристской деятельности и привносимым внешними ее условиями (рынок услуг, конкуренты, сезонность), но и к тем случайностям, в которых проявляются закономерности.

При научных исследованиях в туристской деятельности необходимо учитывать и необходимость благоприятных случайностей. Однако делать ставку только на них нельзя.

Воздействие неблагоприятных случайностей можно уменьшить с помощью лучшей подготовки персонала и целесообразной организации туристских мероприятий.

Для выполнения задачи необходимо обеспечить такую подготовку персонала и организацию турбизнеса, которую не могли бы существенно нарушить неблагоприятные случайности. Решение этой задачи достигается отличной всесторонней подготовкой персонала.

Умение управлять требует умения предвидеть ход событий, а для этого необходимо не только познавать необходимость, но понимать и учитывать возможные случайности и предусматривать меры по нейтрализации их неблагоприятного влияния. Для такого предвидения требуется глубокое понимание современного рынка туристских услуг.

Важно постоянно совершенствовать организационную структуру предприятия, которая должна обеспечить успех даже при сравнительно больших потерях и в сложной обстановке. В этом плане большое значение приобретают умелая организация управления предприятием, четко налаженная работа персонала, система связи и материально-техническое обеспечение.

3.4. Возможность и действительность Диалектическая взаимосвязь этих двух категорий заключается в следующем: вначале возникает возможность становления нового явления как определенная тенденция и предпосылка его существования, в процессе развития эта возможность реализуется, превращаясь в действительность.

Возможность как определенная тенденция изменений видов туризма ведет к возникновению нового, а действительность — к реализованной возможности.

В зависимости от особенностей каждого вида туризма и внешних воздействий на него возникают различные, часто противоположные возможности его развития, но в действительность превращается лишь одна из них.

В общественной жизни превращение возможности в действительность осуществляется в процессе практической деятельности специалистов.

Каждое турпредприятие располагает теми или иными возможностями для создания своего потенциала — определенным уровнем развития бизнеса, правовой культурой персонала.

Экономическая структура турпредприятия должна способствовать его предпринимательскому успеху, с помощью имеющихся материальных и кадровых ресурсов. В то же время на рынке услуг существуют реальные возможности для достижения успеха, для изучения которых менеджер турпредприятия должен решать следующие задачи:

1) изучать конкретную рыночную обстановку с точки зрения скрытых в ней возможностей и оценивать каждую из них; чтобы добиться успеха, он должен знать законы и особенности современного рынка услуг, учитывать соотношение сил и возможностей своего предприятия;

2) выбирать для реализации ту возможность, которая обеспечивает успех с наименьшими потерями и обещает максимальный результат; намеченный план бизнеса он должен осуществлять с учетом изменений обстановки на рынке услуг;

3) превращать в действительность избранный им вариант турбизнеса и управлять им, а это значит — создавать необходимые условия для реализации избранной возможности и активно формировать новые.

Выполнение рассмотренных задач требует большой организаторской работы, принятия правильных управленческих решений и их осуществления.

3.5. Общее и единичное Категории общее и единичное отражают существенную сторону материального единства мира и универсальной связи его элементов. Мир един, но в то же время он состоит из бесконечного множества отдельных вещей, явлений и процессов. В своей совокупности они характеризуют только конкретный вид, например дайвинг-туризм или конный туризм, каждый из которых характеризуется своей индивидуальностью, неповторимостью.

В процессе научного анализа туристской деятельности специалисты имеют дело с отдельными видами туризма и его проявлениями, которые различаются между собой и выделяются из общей связи. Выясняя их сущность, внутреннюю структуру и отношения к другим видам туризма, можно находить в них общие, повторяющиеся черты и приходить к познанию закономерностей. Например, круизный туризм в разных странах и разных условиях показывает, что ему присуща определенная связь — это специально построенные комфортабельные лайнеры для морских путешествий. Это потребовало привлечения большого количества ученых и практиков к созданию особых условий отдыха для путешественников.

Знание общего помогает познанию конкретных явлений. Если общей чертой современного туризма является вовлечение в него граждан многих стран, связанное с активным отдыхом, ознакомлением с достопримечательностями, экономическими факторами, то при организации туризма следует исходить именно из этих его особенностей.

По прогнозам Всемирной туристской организации (ЮНВТО) важную роль в будущем развития туризма играют знание законов развития экономики разных стран, уровень благосостояния народов, умение предвидеть различные кризисы. Общее туризма при этом складывается из единичного.

Диалектика общего и единичного служит методологическим ключом к решению важного для туристской теории и практики вопроса о возможности использования опыта прошлых лет при проведении турбизнеса на современном этапе его развития. Иначе говоря, нельзя отрицать опыт прошлого и строить деятельность специалистов без его учета. В то же время нельзя копировать старый опыт, не принимая во внимание общего и единичного, что характерно для каждого этапа развития туризма.

Таким образом, каждый вид туризма отличается именно своими общими и единичными чертами, которые делают недопустимым простое и бездумное перенесение всего старого опыта в современность. Это методологическое требование необходимо использовать при оценке современного международного развития рынка туристских услуг.

При ведении турбизнеса у многих стран есть немало общего, которое основывается на общих законах экономики и принципов ведение среднего и малого бизнеса. Общее касается и финансовой стороны, где имеются сильные и слабые участники рынка услуг, и техническая оснащенность, которая может быть примерно одинаковой.

Методологическое значение категорий общего и единичного можно выявить при изучении современного ведения турбизнеса. Подход к решению этой задачи определяется ведением предпринимательской деятельности прошлых лет.

Анализ, дополняемый исследованием изменений в общественно-экономической обстановке и в техническом обеспечении, дает специалистам возможность экстраполировать достижения прошлых лет турбизнеса на его будущее развитие. Надо учитывать, что общие черты ведения коммерческой деятельности проявляются в современных условиях по-иному, так как произошли существенные изменения на рынке туристских услуг, в общественно-политической обстановке и стратегических целях, расстановке туристских компаний на мировой арене.

Анализ ведения туризма в прошлые годы позволяет представить существенные перспективы его развития. Отечественная туристская практика и опыт других стран, систематизированные с позиций научного мировоззрения, дополняют это общее знание конкретным материалом и вносят в него соответствующие коррективы.

Теория туризма как общее систематизированное знание о характере, особенностях, существенных чертах и организации турбизнеса взято из истории современности и обобщено на основе научного мировоззрения.

Применение теории на практике требует всестороннего изучения и учета условий обстановки.

Наука о туризме и ее важнейшие составные части — экономика, управление, право, культура — могут развиваться благодаря тому, что в бесконечно разнообразных ее мероприятиях есть общие, повторяющиеся стороны и связи.

Наука о туризме раскрывает закономерности развития отдельных его видов и форм, объективные тенденции изменений в ведении турбизнеса, предостерегает от шаблона и требует творческого применения общих положений в соответствии с диалектикой общего и единичного.

Взаимосвязь категорий общего и единичного имеет большое значение при разработке законодательных актов. Например, общее присуще турбизнесу, излагается в общих нормативных актах федерального уровня. Единичное характерно для турпредприятий, где менеджеры и персонал учитывают конкретную деятельность конкурентов в своем сегменте рынка туристских услуг.

Диалектика общего и единичного способствует методологии развития туристской отрасли при единстве взглядов на эту проблему поставщиков и потребителей Услуг. Однако каждое турпредприятие строит свою деятельность с учетом своих особенностей (страна, регион, конкретная местность) и, следовательно, обладает общими и единичными признаками, проявляющимися в организации, формах и методах обучения персонала.

3.6. Значение логического мышления и роль фактов в туроперейтинге Мышление как высшая ступень человеческого познания. Мышление есть обобщенное, опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств и закономерностей объективной действительности. Оно представляет собой активный творческий процесс, направленный на решение практических и теоретических задач. Переход от ощущения к мышлению представляет собой качественный скачок в познании, поскольку здесь совершается переход от единичного к общему, от непосредственного познания — к опосредованному, от отражения явлений — к знанию сущности, закона.

Если чувства дают знание единичного, то мысль — общего. В мысли выражается то общее, что присуще определенному классу предметов или всем предметам и процессам объективной действительности.

В теории туризма отражаются общие признаки, свойства многих конкретных его сегментов.

Обобщенный характер отражения действительности присущ мыслительному процессу на любом его уровне. Чем выше уровень обобщения, тем больший класс предметов оно охватывает. Когда, например, употребляется понятие «конфессиональный туризм», то имеется в виду отражение в его содержании общих сторон, свойств, признаков определенной религии, связанных с подготовкой и участием в паломничестве, посещением святых мест, расширением познавательного кругозора, глубиной эрудиции, способностью к творчеству в необычных условиях.

Наиболее высоким уровнем обобщения обладает логическое мышление, основной формой которого является понятие. Понятие отражает в предметах не все их стороны, а только существенные, общие, отбрасывая второстепенные признаки. Например, туризм является объектом познания многих теоретических дисциплин о туризме, каждая из которых отражает в своем содержании те или иные его стороны, абстрагируясь от других. Так, специальность «Социально-культурный сервис и туризм»

 

включает дисциплины, которые изучают закономерности туризма как общественного явления, экономику туризма, менеджмент и маркетинг в туризме, рынок туристских услуг, информационное обеспечение в туризме.

Логическое мышление. Получение нового знания посредством мышления возможно, если мыслительный процесс является последовательным, т.е. логичным. Логика — наука о способах доказательств и опровержений — изучает формы и законы мышления.

Логическое мышление является необходимой предпосылкой научных исследований в туризме.

Логика имеет дело с мыслительными процессами, но в отличие от других наук, например психологии, она использует мышление как средство познания реальной действительности, например в туризме.

Логика учит специалиста сознательно применять законы и формы логического мышления для научных исследований в туризме. Логика применяется в информатике и служит инструментом прогнозирования в туризме.

Правильность мышления. Каковы бы ни были задачи исследования, какими бы средствами и методами специалисты ни пользовались для их решения, необходимо, чтобы мышление было прежде всего определенным, непротиворечивым, последовательным и доказательным (обоснованным). Эти элементы, присущие правильному мышлению, обладают объективностью действительности.

Названные элементы лежат в основе его законов мышления, в которых отложился многолетний опыт и выражены существенные и необходимые черты внутренней структуры мыслительного процесса.

Поэтому они и воспринимаются как истины, не требующие доказательства.

Законы мышления носят всеобщий характер. Представители различных профессий имеют неодинаковое и даже противоположное мировоззрение, но законы мышления одинаковы для всех специалистов. Отказ от соблюдения требований законов мышления привел бы к расстройству мыслительного процесса, и люди перестали бы понимать друг друга.

Правильность мышления, его определенность, последовательность, непротиворечивость и доказательность, хотя и являются необходимыми предпосылками, обязательными условиями достижения истинного знания, сами по себе еще не являются его критериями. Правильность мышления и истинность знаний — взаимосвязаны, но не тождественны.

Критерием истинности знаний является практика, в частности факты, полученные на ее основе.

Исследование любого вида туризма от замысла до его завершения с помощью законов мышления дает возможность получить объективные данные по разработке турпрдукта и реализации его на рынке услуг. На основании этих данных исследователь может установить зависимости, которые определили успех или неудачу продвижения тур продукта.

Значение фактов в туроперейтинге. Успех исследовательской деятельности в туризме во многом определяется тем, в какой степени она опирается на фундамент точных и бесспорных фактов объективной действительности.

Объективной действительностью, откуда туристская наука получает фактический материал, являются прошлый опыт, использование его современностью, виды и формы туристской деятельности.

Каждая из групп фактов, получаемых на основе различных видов практики, взятая в отдельности не может служить достаточным основанием для решения научных проблем. Только анализ и обобщение всех групп фактов, всех видов туроперейтинга могут дать достоверный материал для решения научных задач.

Понятие «факт» имеет два смысловых значения. Во-первых, фактом называется явление, вещь, процесс объективной реальности. Это так называемый факт-событие. Во-вторых, под фактом понимается знание о реальных процессах, обладающих определенны* ми особенностями. Это — факт-знание. В научном исследовании понятие «факт» употребляется в первом смысловом значении.

 

Исследовать факт-событие с точки зрения эмпирического основания решаемой проблемы — значит обнаружить определенный процесс (предмет) действительности, обладающий специфическими признаками: дать его описание; объяснить на основе соответствующей теории и взаимодействия с другими фактами; обобщить факты. Исследовать факт как эмпирический фундамент научной теории туризма можно только при установлении его достоверности.

Объяснить факты — это значит сопоставить их с существующими, проверенными на практике теоретическими положениями. Без этого обнаруженный факт не станет элементом научного исследования. Для объяснения факта необходимо далее сопоставить его с другими фактами, установить зависимость между ними.

Для научного исследования необходимо не только знание самих фактов, но и раскрытие тех закономерностей, общих связей и отношений, которые составляют их основу. Поэтому заключительным этапом анализа фактов являются их обобщение, уяснение на этой основе закономерностей, ими управляющих. Решение задачи требует сопоставления различных фактов, их соответствующей систематизации.

Обнаружение, накопление, объяснение и обобщение фактов — важнейший этап научного исследования.

3.7. Законы логического мышления и их роль в туроперейтинге Закон тождества. В соответствии с законом тождества правильным считается такое мышление, при котором понятия и суждения, используемые в туристской деятельности, должны быть точно определены и однозначны, и на протяжении всего рассуждения употребляться в одном и том же смысле. Если же в одно и то же понятие или суждение будет вкладываться различный смысл, сделать правильный вывод из таких рассуждений нельзя. Например, если в начале суждения употребили термин «туроперейтинг» для обозначения туристской деятельности, то нельзя использовать его в дальнейшем в иных смысловых значениях.

Под влиянием развития выбранного вида туризма понятия и суждения о нем, его свойствах, связях и отношениях изменяются.

Когда вид туризма изменяется и переходит в новое качество, возникает необходимость формулирования новых понятий и суждений. При этом часто возникает многозначность употребляемых терминов, что создает почву для неопределенностей и двусмысленностей в суждениях. Закон тождества, как и другие законы мышления, требует однозначности новых понятий на протяжении всего рассуждения.

Таким образом, значение закона тождества в научном исследовании туризма состоит в том, чтобы обеспечить определенность и точность мышления.

Закон противоречия. Сущность этого закона заключается в том, чтобы не допустить логические противоречия в процессе рассуждения. Требование закона вытекает из объективного положения: о свойствах одного и того же вида туризма нельзя высказывать противоположные мысли. Например, неправильным было бы утверждение о том, что морские круизы — это и преодоление морского шторма, и активный отдых, т.е. знакомство с достопримечательностями прибрежных городов разных стран. Одно из этих суждений (первое) является ошибочным, другое — верным.

Логическая непротиворечивость является обязательной чертой правильного мышления как теоретиков (исследователей), так и практиков — менеджеров, маркетологов и др.

В туризме исследователи или специалисты-практики могут избегать противоречия при условии последовательного толкования одного и того же вопроса и недопущения взаимоисключающих, противоположных или двусмысленных суждений о нем.

Логического противоречия не будет, если в процессе мышления о конкретном виде туризма противоположные суждения о нем будут высказываться относительно различного времени его развития.

Разрешение противоречий способствует развитию исследований в туризме.

Таким образов, в соответствии с законом противоречия два противоречащих, взаимоисключающих суждения нельзя считать истинными одновременно, ибо истинность одного из них свидетельствует о ложности другого. В то же время закон противоречия не утверждает, что из ложности одного суждения следует истинность другого, поскольку оба суждения могут оказаться ложными.

Закон исключенного третьего. В соответствии с этим законом два противоречащих суждения не могут быть одновременно ни ложными, ни истинными: если одно из них будет истинным, то другое — ложным, третьего не дано. Данный закон является как бы продолжением закона противоречия.

Закон исключенного третьего обеспечивает правильность мышления, направляя его на поиск истины.

Закон достаточного основания. Требование данного закона следующее: всякая правильная (и объективно истинная) мысль должна быть обоснованной и опираться на достаточное основание Закон направлен против голословных, произвольных, надуманных суждений и умозаключений и требует, чтобы любое высказывание о том или ином виде деятельности, в частности туризма было доказано Решение менеджера заниматься туроперейтингом считается обоснованным при условии, если оно отвечает реальной обстановке вытекает из точного анализа и оценки всех его элементов. Суждения исследователя будут признаны обоснованными, если они сделаны на основе фактов или других положений, истинность которых доказана ранее и не вызывает сомнений. Если истинность законов, принципов и положений туристской науки доказана, проверена практикой и не вызывает сомнений, то они могут служить основанием для логического обоснования выводов исследователей и практиков.

Закон достаточного основания предопределяет следующие правила доказательства: тезис и доводы (аргументы) обязаны быть обоснованными, истинность доводов должна быть установлена независимо от тезисов, для обоснования которых они используются, иначе возникнет порочный крут и будет нарушен данный закон мышления. Доводы, приводимые для доказательства тезиса, должны быть основанием для данного тезиса.

Закон достаточного основания лежит в основе правильного мышления и является одним из необходимых условий проведения исследований в туризме.

3.8. Формы логического мышления при исследовании туризма Основными формами логического мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие. Понятие отражает в предметах или видах деятельности не все их стороны, а только существенное, общее, без второстепенных признаков. Рассмотрим, например, понятие «туризм», которое включает в себя только то общее, что присуще туристской деятельности любого вида туризма: создание турпродукта; проведение рекламной кампании; снижение экономических рисков;

повышение спроса и предложения на турпродукт; укрепление на рынке в условиях конкуренции;

получение прибыли, В приведенных составляющих понятия «туризм» различают объем и содержание.

Объем понятия характеризует тот класс предметов, на который оно распространяется. Так, объем понятия «туристский ваучер» характеризует одну из форм действий, посредством которой достигается договор между турпредприятием и клиентом на получение услуг за определенную плату.

Содержание понятия выражает совокупность существенных признаков предметов данного класса.

Например, в содержании понятия «референс» (разрешение) отражается такой существенный признак выделенного класса действий, как право приема иностранных туристов.

Содержание понятий раскрывается посредством их определения. В процессе длительного развития туризма выработаны некоторые общие требования, предъявляемые к определению понятий, например путешествие, отдых, круиз.

Для туристской науки важна их точность, полнота, определенность. В понятии должны быть адекватно выражены существенные признаки, реально присущие тому классу предметов, которые характеризуют его объем.

Суждение. Суждение — это форма мышления, выражающая какое-либо свойство и связь одного вида туризма с другими посредством сочетания понятий. Мыслить — это значит выражать (устно иди письменно) суждения посредством их утверждения или отрицания, например можно судить о достоинствах или недостатках познавательного туризма. В состав суждения входят определенные понятия.

Таким образом, понятия и суждения взаимосвязаны. Однако неразрывная взаимосвязь между понятием и суждением не означает их тождественности. Если любое суждение выражается в форме предложений, то не всякое из них является суждением.

По степени общности выражаемых связей и признаков суждение может быть единичным и общим.

Движение познания от единичных суждений к общим характеризует развитие и совершенствование уровня познания, например сегмента туризма.

Умозаключение. Умозаключение — это получение нового суждения (вывода) изданных суждений (посылок), благодаря использованию умозаключения возможно логическое доказательство истинности положений, которые не могут быть наблюдаемы.

В туризме при помощи умозаключений менеджер оценивает рыночную обстановку, принимает решение, дает его обоснование.

Наиболее важными являются следующие виды умозаключения.

В индуктивном умозаключении из единичных (частных) посылок делается общий вывод. На основе этого вида умозаключения предмет познается от частного, единичного, к общему. В ходе проведения туристских мероприятий менеджеру приходится делать обобщения и выводы на основе неполной индукции. Получение всех данных о туризме в условиях рынка в полном объеме неЯоз- можно, поскольку конкуренты скрывают свои намерения, к тому же менеджер ограничен во времени. Умение делать правильные выводы и обобщения при недостаточности, а порой и противоречивости имеющихся данных является одной из характерных черт мышления менеджера.

Дедуктивное умозаключение — это сопоставление общего положения с конкретным фактом.

Предмет познается от общего к конкретному, но уже обогащенному новыми знаниями об этом конкретном. Допустим, в ходе туристских мероприятий менеджеру стало известно, что конкуренты продвигают эксклюзивный тур- продукт, который пользуется спросом у потребителей. Это знание; об единичном факте.

Из обобщенного опыта известно также, что подобные действия предпринимаются конкурентом перед началом летнего сезона отдыха. На основе сопоставления общего положения с конкретным фактом дедуктивным путем делается вывод, что в данном случае вероятен экономический успех.

Таким образом, единичный факт (конкурент реализует турпродукт) приобретает новое содержание: он свидетельствует о готовности конкурента активно трудиться в данном сегменте рынка услуг.

Дедуктивное умозаключение применяется в научном исследовании. Знание о новых видах туризма, их закономерностях позволяет дать правильное представление о содержании конкретных видов и форм туризма.

Индукция и дедукция взаимосвязаны. Индукция дает фактический материал для дедукции, устанавливает ее взаимосвязь с объективным миром. В свою очередь, дедукция подкрепляет индукцию, расширяет сферу ее применения.

Традуктивное умозаключение включает в себя частный и общий выводы. Частный вывод делается из частных посылок, а общий — из общих посылок. Данный вид умозаключения применяется тогда, когда необходимо удостовериться, что у какого-либо процесса имеется (или отсутствует) признак, который невозможно установить путем наблюдения.

Частным случаем традуктивного умозаключения является аналогия — логический перенос признака одного исследуемого предмета на другой исследуемый предмет. Умозаключение по аналогии широко применяется при научных исследованиях в туризме. В ходе туристских мероприятий менеджеру приходится принимать решения по аналогии с ранее принимаемыми решениями в сходной ситуации, но делается это с учетом конкретно сложившейся обстановки.

3.9. Теоретическое и практическое логическое мышление По своей направленности и характеру решаемых задач мышление можно подразделить на теоретическое и практическое. В соответствии с этим различают теоретический и практический склад ума.

Характеризуя требования к мыслительным способностям менеджера, необходимым для гибкого и оперативного управления турбизнесом, важно обратить внимание на сочетание практического и теоретического склада ума.

Практический склад ума характеризуется способностью творчески применить имеющиеся знания, умением использовать опыт для решения той или иной задачи в конкретных условиях.

Теоретический склад ума характеризуется способностью к обобщению, теоретическому осмысливанию происходящих процессов, умением увидеть их сущность, обнаружить закономерность в кажущемся на первый взгляд хаосе событий.

При решении конкретной практической задачи необходимо иметь точное представление о желаемом конечном результате. Например, в туризме надо устойчиво занять свою нишу всегмента рынка услуг Способы решения задачи определяются этой жестко сформулированной целью и наличием определенных сил и средств.

При решении теоретической задачи первоначальная цель формулируется в виде проблемы с указанием общего направления научного исследования.

Существование различий в складе ума служит причиной того, что практики не всегда проявляют стремление к теоретическому исследованию, и, наоборот, далеко не все теоретики оказываются способными решать практические задачи.

Единство теоретического и практического мышления специалистов возможно в том случае, когда менеджер и персонал наряду с практической деятельностью принимают участие и в научно-исследовательской работе.

На характер мыслительного процесса существенное влияние оказывает обстановка, в которой действует и мыслит менеджер. Если он, оказавшись в ситуации банкротства, сумеет подавить в себе состояние страха, результаты его психической и мыслительной деятельности значительно возрастут.

Быстрота и ясность мышления и точность выводов заметно увеличиваются. В этом случае ситуация банкротства оказывается своеобразным стимулятором мыслительной деятельности.

В процессе принятия решения менеджер опирается на научные методы управления, использует приемы математического моделирования и компьютерную технику. Это позволяет объективно оценивать обстановку, своевременно принимать правильное решение.

Результаты расчетов, являясь количественным обоснованием решения, дополняются опытом, волей менеджера, его умением действовать расчетливо, предвидя дальнейшую ситуацию.

3.10. Развитие мышления специалистов на основе практических навыков Роль практики в исследовании туризма состоит в том, что й! ее основе формируются чувственные и мыслительные способности специалистов. Мышление специалистов развивается по мер приобретения практических навыков.

Каждый вид деятельности требует от специалиста определенных знаний, умений, навыков, например ведение турбизнеса требует от менеджеров воли и мужества, находчивости и распорядительности, творчества и инициативы, больших знаний и высокого умения.

Тактика в турбизнесе совершенствует профессиональное мастерство менеджеров и персонала:

острее становятся их смекалка, прозорливость и интуиция, полнее и глубже познания тактики конкурентов, богаче и разнообразнее методы хозяйствования.

Мышление специалистов формируют организация и ведение предпринимательства, управление предприятием в сложной, быстроизменяющейся обстановке рынка, немедленная реализация принимаемых решений в процессе работы. Практический опыт выступает строгим, беспристрастным судьей и учителем.

Практика при умелом ее использовании обеспечивает развитие тех качеств у специалистов, которые необходимы для успешного управления. Систематические занятия, тренинги, инструктажи, компьютерное проектирование управленческих моделей способствуют повышению профессионального мастерства специалистов вырабатыванию пытливости мысли, предусмотрительности, эрудиции, расширению кругозора.

При подготовке и проведении туристских мероприятий ответственная роль принадлежит руководителю предприятия, от которого зависит мастерство персонала. Высокий профессионализм руководителя — залог успеха. Постоянная мелочная опека пагубно сказывается на формировании деловых качеств персонала.

В туроперейтинге необходимы такие качества, как умение прогнозировать предстоящие события, творческое мышление, смелое принятие управленческих решений, самостоятельные действия, гибкость и мобильность, способность к проявлению творческой инициативы.

На рынке туристских услуг важна оперативная оценка обстановки и принятие управленческих решений, что требует применения научных методов познания, их обоснованности. Это одно из важных средств формирования мышления менеджеров, которое должно способствовать их активному участию в научно-исследовательской работе.

В процессе научных исследований специалисты осваивают научные методы познания, у них формируются аналитический склад ума, стремление к поискам новых приемов и действий в условиях конкуренции.

Формирование творческого мышления специалистов — следствие хорошего знания методов управления предприятием, выработки управленческого решения, умения проводить финансовые расчеты своих ресурсов и конкурентов. Не следует механически копировать прошлый опыт. В процессе деятельности надо критически изучать причины, обстоятельства, обусловившие принятие в той или иной ситуации данного варианта управленческого решения, метода расчета, системы взаимодействия.

Контрольные вопросы 1.Что такое система?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: