Тема: Показ проведения упражнений на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.
Количество часов: 2 час
Цель:
1. Повторение теоретического материала по теме профилактика нарушений осанки и плоскостопия в процессе выполнения практического задания.
2. Формирование у студентов умений проводить самостоятельно оценку состояния опорно-двигательной системы:
3. Формирование у студентов умений подбирать физические упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия
Т еоретический блок
Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека. С морфологической точки зрения она определяется положением головы, формой позвоночного столба и грудной клетки, состоянием верхних и нижних конечностей. С физиологической точки зрения осанка рассматривается как двигательный стереотип (то есть комплекс безусловных и условных рефлексов), который наследуется и совершенствуется в течение индивидуального развития и воспитания.
Оценка состояния опорно-двигательной системы:
· общий осмотр ребенка;
· анализ состояния осанки (нормальная, «вялая» и т.д.)
Виды осанки:
1) нормальная
2) выпрямленная (сглаживание обоих изгибов)
3) сутуловатая(увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный, голова наклонена вперед, плечи опущены)
4) лордотический(малый шейный и резко выраженный поясничный изгиб, живот выпячен, верхняя часть туловища наклонена назад)
5) кифотический (увеличение шейного и пояничного изгиба, спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед.)
Нормальный позвоночник при осмотре сбоку имеет s образную форму.
Шейная и поясничная кривизна обращены вперед, грудная и крестцово-копчиковая выпуклость обращены назад.
Оцениванием осанку в трех плоскостях.
Положение при правильной осанке спереди:
- прямое положение головы, подбородок чуть-чуть приподнят;
- плечи разведены так, что грудь слегка выгнута, очертание шейно-плечевых углов симметричное;
- визуальная сосковая линия параллельна полу;
- визуальный отрезок, соединяющий точки крыльев таза, параллельна полу;
- симметричные треугольники талии;
- колени выпрямлены, срединные точки на одной линии (линия, визуально, параллельна полу).
Положение при правильной осанке сзади:
- линия, соединяющая углы лопаток; параллельна полу;
- визуальный отрезок, соединяющий точки крыльев таза, параллельна полу;
- расположение остистых отростков по срединной линии спины.
Положение при правильной осанке сзади:
- глубины шейного и поясничного изгибов близки по значению и колеблются в пределах 3–4 см
Профилактика нарушений осанки включает:
1. Сон на жёсткой постели, с невысокой плоской подушкой (спать лучше на спине или на боку, но, не свернувшись «калачиком»)
2. Рабочее место в домашних условиях должно быть правильно организовано, хорошо освещено.
- высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30 см
- высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью образовался угол 900;
- обязательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при занятиях в статическом положении.
3. Разнообразное, физиологически полноценное питание (кальций, витамин d)
4. Правильный подбор обуви (каблук 1,5 см, до 2 лет обувь с фиксацией голеностопного сустава)
5. Организация и соблюдение режима дня, контроль позы во время игр и занятий чередование видов деятельности.
6. Оптимальный уровень двигательной активности, прогулки на воздухе
7. Исключение ношений тяжести в одной руке, контроль равномерной нагрузки при ношении рюкзаков.
8. Физические упражнения для профилактики нарушений осанки
Упражнения для профилактики нарушений осанки следует включать в каждый комплекс бодрящей гимнастики.
1.Упражнения, направленные на создание ощущений правильной осанки у стены без плинтуса. Например: встать плотно, прижавшись к стене выполнять поднимания рук, наклоны вниз, вперед, приседания,полуприседания,поднимание ног,.
2.Упражнения на укрепление всех мышечных групп,формирование мышечного корсет а и развитие силы. Например:комплексы ОРУ с набивными мячами, гантелями, гимнастическими палками
3. Упражнения на развитие функции равновесия.. Они помогают выработать умение удерживать позвоночный столб в прямом положении при любых движениях, улучшить координацию движений, выработать и закрепить навык правильной осанки. Например: ходьба по шнуру, по гимнастической скамейке, с мешочком на голове.
4. Корригирующие упражнения, направленные на профилактику различных нарушений осанки в исходном положении сидя и лёжа. Например: «Рыбка»-приподнимание туловища лежа на животе. «Кошечка»- прогнуть спину из исходного положения в упоре на четвереньках
5. Специальные упражнения и игры на закрепление навыков правильной осанки: Например: упражнения в висе на гимнастической стенке. Упражнения для профилактики сутулости» Силачи»(работа с эспандером из и.п. стоя эспандер в согнутых руках у груди
Отведение рук в стороны назад до соединения лопаток. «Ловкие ладошки», «Птичка машет крыльями», «Замочек
Практический блок
Задание
1. Внимательно прочтите текст, выпишите определение осанки.
2. В чем сущность осанки с физиологической и морфологической точки зрения.?
3. Выпишите группы упражнений на осанку
4. Подберите материал для работы с родителями по профилактике нарушений осанки