Тушение пожаров в нефтеналивных танках.




Тушение пожаров на нефтеналивных судах является наиболее трудоемким и сложным процессом. Для тушения жидкостей в танках применимо как поверхностное, так и объемное тушение. Объемное тушение применимо в тех случаях, когда танки не разрушены и площадь отверстий, связывающих поверхность жидкости с атмосферой, незначительны, примерно не более 10% площади танка. Объемное тушение осуществляется главным образом стационарными установками паротушения и газотушения. Если танки разрушены значительно, то прибегают к поверхностному тушению пенами.

Приемы и средства тушения факелов аналогичны тушению их в резервуарных парках. При наличии большого количества факелов необходимо подавать пар или газы внутрь горящих и соседних танков, а также интенсивно охлаждать палубу и коммуникации над танками, где наблюдается выход паров.

Первоначальные действия пожарных подразделений по локализации пожара заключаются в обеспечении достаточного охлаждения горящего и смежных танков, их герметизации и, главное, в предотвращении взрывов и распространения пожара. Чтобы предотвратить взрывы и распространение пожара:

1. задраивают наглухо все отверстия;

2. соседние танки заполняют водой, пеной, нефтепродуктами или негорючими газами, отключают газо-паропроводы от аварийного отсека;

3. подают струи на охлаждение палубы, надстроек и коммуникаций трубопроводов.

Наиболее интенсивно следует охлаждать палубу над соседними танками, в которых концентрации паров находятся в пределах взрываемости или ниже нижнего предела. Если в танке концентрация выше верхнего предела взрываемости, то он представляет наименьшую опасность, при этом необходимо учитывать, что сильное охлаждение такого танка (если концентрация выше верхнего предела образовалась от действия тепла пожара) может снизить концентрацию до взрывоопасных значений, что приведет к взрыву, в таком случае лучше стравливать давление. Для охлаждения различных поверхностей и коммуникаций лучше использовать распыленные струи из ПЛС и стволов РС-70 со свернутыми насадками.

Охлаждению должны подвергаться все обогреваемые поверхности танков, так как оно должно не только предотвратить воспламенение паров от раскаленных металлических конструкций, но и сохранить их прочность. Подача воды для охлаждения металлических конструкций, находящихся в зоне действия пламени, должна быть с интенсивностью в пределах 0,18 - 0,22 л/(с∙м2) или один литр на погонный метр борта танкера.

При значительном повреждении палубы горящих танков стационарные установки газового тушения используют для заполнения газами соседних танков.

Основным средством поверхностного тушения при значительной площади вскрытия палубы является воздушно-механическая пена. Для подачи пены в танки используют, в первую очередь, стационарные устройства, а также переносные закидные пеносливы и пенные стволы. При проведении пенной атаки весь личный состав, работающий с пеносливами и стволами, должен находиться под защитой распыленных струй. Тушение танков при недостатке сил производят поочередно одним комплектом аппаратов, начиная с наветренной стороны.

При низком уровне жидкости и наличии внутри танка деформированных или обрушившихся конструкций переборок, палуб и оборудования, когда тушение пенами бывает затруднительным, прибегают к заполнению танка нефтепродуктами или водой с тем, чтобы поднять уровень и освободить зеркало жидкости.

После прекращения горения в танке нельзя прекращать охлаждение его стенок в течение 10 - 15 мин, а также откачивать или закачивать в него нефтепродукты.

Если корпус поврежден и судно находится в плавающей и горящей на поверхности воды жидкости, то судно необходимо вывести из зоны горения, развернуть и поставить на якорь так, чтобы вытекающий нефтепродукт уходил по течению или по ветру. При этом необходимо обеспечить интенсивное охлаждение борта танкера и удаление с помощью мощных струй нефтепродукта от танкера. Если вывести судно из разлившихся или разливающихся и горящих нефтепродуктов невозможно, то горение пленки нефтепродукта ликвидируется на поверхности воды путем перемешивания его мощными компактными струями воды. Для ограничения растекания нефти по акватории необходимо использовать бонные заграждения (рис.7).

 

При этом устанавливать их необходимо так, чтобы воздействию пламени подвергалась как можно меньшая часть борта танкера. Оцепление танкера заграждениями по всему периметру ликвидирует растекание нефтепродукта по акватории, но создает более тяжелые условия тушения, так как судно будет гореть по всему периметру. Если танкер находится под погрузкой или разгрузкой, то при пожаре приемонаполнительные линии должны быть отключены.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: