Идейно-композиционная роль образа Софьи
Основной конфликт комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» — конфликт нового и старого, прогрессивного и реакционного, просвещения и крепостничества.
Художественными средствами Грибоедов выразил протест передовой части русского дворянства против косности и отсталости тогдашнего общества, против сословных привилегий и крепостной зависимости. Образованнейший, умнейший человек своей эпохи, он уловил главный общественный конфликт, наметившийся после Отечественной войны 1812 года, — в этом и заключается реализм Грибоедова-писателя. Комедия отразила взрывную, накаленную атмосферу дворянского общества накануне 1825 года.
На первый план в комедии выдвинуто идейное разногласие основных героев — борьба «века нынешнего» с «веком минувшим», борьба двух мировоззрений, сложившихся в русском обществе в первой половине XIX века. С одной стороны, представители феодальной реакции, крепостной старины — Фамусов, Скалозуб, графиня Хрюмина; с другой — передовая дворянская молодежь, черты которой воплощены Грибоедовым в образе Чацкого.
В обличительных речах Чацкого и восторженных рассказах Фамусова встает идеал минувшего века. Это был век Екатерины с ее вельможами и льстецами придворными, век покорности и страха, развращенных нравов, когда безумное мотовство и роскошные пиры в великолепных палатах процветали рядом с унизительной нищетой и бесправием крепостных крестьян, которых можно было легко продать или обменять на понравившихся собак. Вот этот век и стал идеалом барского, фамусовского общества, которое живет по принципу «и награжденья брать, и весело пожить».
|
Выразителем устаревших феодальных институтов является, конечно, сам Фамусов. Он убежденный крепостник, готовый в гневе сослать в Сибирь своих крепостных слуг, яростный противник образования, просвещения («Уж коли зло пресечь — собрать все книги бы да сжечь»). Это, наконец, человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими чинами ради продвижения по службе, ради собственного обогащения.
Защитникам феодальной старины, врагам свободомыслия и просвещения противопоставляется в комедии Чацкий. «Это — декабрист, это — человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть по крайней мере на горизонте обетованную землю», — писал о Чацком А. И. Герцен.
Между единомышленниками Фамусова и Чацким находится одна из главных фигур комедии — Софья, тоже пережившая свое «горе от ума». Именно ей отводится непростая, но очень важная роль — «отражать атаки» Чацкого. Однако образ Софьи в комедии противоречив. «Софья начертана неясно», — отмечал в свое время А. С. Пушкин. Действительно, она наделена и положительными чертами, которые привлекли такого незаурядного человека, как Чацкий, вызвали его любовь, и отрицательными, постоянно усиливающими его недоумение и разочарование. В поведении Софьи, ее настроениях все время ощущается противоречие между тонким, трезвым умом и сентиментальными, пустыми переживаниями.
Что же привлекало Чацкого в Софье? Что выделяло ее в мире Фамусовых, княжон Тугоуховских и графини Хрюминой-внучки? Прежде всего независимость взглядов, самостоятельность в принятии решений, в отношениях с людьми. Она полюбила неравного себе и этим как бы бросила вызов домостроевским правилам. Обманутая в своих чувствах, Софья не боится суда окружающих. Она мужественно говорит Чацкому: «Я виню себя кругом». А Молчалину презрительно приказывает убраться из дому до зари. Сильный, гордый характер девушки не может не вызвать симпатию, участие в ее судьбе. Видимо, и Чацкий всегда восхищался этой самостоятельностью, решимостью Софьи, всегда надеялся на ее понимание, поддержку, особенно когда «без памяти» влюбился. Его юношеского чувства «ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест». Не случайно, вернувшись на родину и встретившись с Софьей, он постоянно взывает к разуму любимой, не верит в ее душевную слепоту.
|
Софья по-своему умна, она много читает. Но предмет ее чтения — сентиментальные романы, весьма далекие от действительности. Под влиянием этих книг у Софьи складывается представление о некоем идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. Поэтому-то она, по мнению Чацкого, и идеализирует Молчалина, льстеца и низкопоклонника. Но не только в этом причина ее склонности к Молчалину.
Наблюдая Софью в различных ситуациях, Чацкий понимает наконец, что за годы их разлуки Софья не выросла духовно, не научилась критически осмысливать происходящее. Она настолько поддалась влиянию «фамусовщины», губящей все живое, что сама незаметно становится активной защитницей ее интересов.
Почему Чацкого не убедило признание Софьи в любви к Молчалину? Да потому, что у Чацкого есть определенная система оценок, которую он считает общеобязательной. В его оценке Молчалин — «жалчайшее созданье». Он не достоин ничьей любви, а тем более Софьи. По мнению Чацкого, она, умная, незаурядная девушка, просто не может любить такого человека. Чацкий все еще надеется, что Софья та же, какой была в детстве, когда они вместе смеялись над людьми типа Молчалина. Однако он ошибся. Софья воспринимает Молчалина («жалчайшее созданье»!) вполне серьезно. В результате борьба Чацкого за Софью превращается в борьбу с Софьей за Молчалина.
|
Софья отвергает Чацкого не только из женского самолюбия («Три года не писал...»), но и по тем же мотивам, по каким отвергают его Фамусов и княгиня: он «не свой», он из другого круга. Независимый и насмешливый ум Чацкого пугает Софью, и это окончательно отбрасывает его в стан противников. «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» — прямо говорит она Чацкому.
Софья пользуется традиционными методами, весьма распространенными в светском обществе: выдумка о сумасшествии, клевета, сплетня могли очень больно ранить человека, скомпрометировать неугодного. Софья забывает чувства, связывавшие ее с Чацким в прошлом, и, обиженная за Молчалина, наносит Чацкому неожиданный удар: объявляет его сумасшедшим! Чацкий отомщен, отомщен тем способом, который в свете был самым действенным. Таким образом, линия интимных взаимоотношений приобретает в комедии социальный характер.
Образ Софьи — один из центральных, поскольку объединяет многие сюжетные линии, влияет на цельность композиции всего произведения. Особенность комедии определяется также наличием в ней сквозного действия — стремлением Чацкого узнать, кого Софья предпочла ему. Сквозное действие развивается в комедии как конфликт, воснове которого противоборство представителей двух временных систем «века нынешнего» и «века минувшего». В образе Софьи А.С.Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощена «фамусовщиной», как постепенно она становится выразительницей интересов той среды, в которой воспитывается.
«Мильон терзаний» Софии Фамусовой
I. Женские образы в комедии:
1. «путь» женщины в обществе, уготованный и Софии (княжны Тугоуховские — Наталья Дмитриевна Горич — Хлестова — княгиня Тугоуховская — графиня-бабушка);
2. ведущее положение женщины в обществе, способность создавать общественное мнение (Татьяна Юрьевна, Марья Алексевна);
3. власть женщин над мужчинами («муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей — высокий идеал московских всех мужей»).
II.Личная драма Софии:
1. любовь формирует взгляды Софии на окружающих и определяет ее поведение:
а) независимость («Что мне молва?»);
б) способность к самопожертвованию («А кем из них я дорожу?»; «Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слезы...»);
в) любимый человек затмевает весь мир («Молчалин!.. Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!»);
г) неприятие людей, неодобрительно отзывающихся о ее избраннике (София об отце: «Брюзглив, неугомонен, скор»; о Чацком: «Не человек, змея!»);
д) способность бороться за любимого человека (в Софии рождается чувство мести: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?»);
е) готовность защищать свои чувства от предательства Молчалина («Упреков, жалоб, слез моих не смейте ожидать, не стоите вы их»);
ж) способность с достоинством принимать удары судьбы («Не продолжайте, я виню себя кругом»);
2. Почему Молчалин стал избранником Софии:
а) потребность в близком человеке, желание любви — «один из тех,
кого мы увидим — будто век знакомы» (ранняя смерть матери, отсутствие взаимопонимания с отцом — в семье; ограниченный круг общения, отъезд Чацкого — в обществе; доверительные отношения только с Лизой);
б) влияние французских сентиментальных романов (немногословность и покорность Молчалина позволяют наделить его выдуманными качествами — «быть может, качеств ваших тьму... вы придали ему», возможность пожертвовать собой для того, «кто в бедности рожден»);
в) «путаница понятий, умственная и нравственная слепота» (И. А. Гончаров) («враг дерзости», «ни слова вольного», «уступчив, скромен, тих» — эти качества Молчалина возведены Софией в ранг совершенства, хотя подчеркивают ограниченность Молчалина);
г) влияние общественного мнения (Молчалин стал незаменимым человеком в фамусовском обществе — «дружбу всех он в доме приобрел», София смотрит на Молчалина чужими глазами);
д)желание покровительствовать, управлять своим избранником, «иметь в нем вечного раба» (И. А. Гончаров) (София, как дочь Фамусова, живет по законам светского общества, где выработан определенный идеал мужа — «молчит, когда его бранят»);
3. «...ей достается свой «мильон терзаний» (И. А. Гончаров):
а) София глубоко ошиблась в выборе («Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен»);
б) она вызвала безудержный гнев отца («Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми»);
в) возможно осуждение ее поведения в свете («Что станет говорить княгиня Марья Алексевна»);
г) София потеряла действительно любящего ее человека — Чацкого («С вами я горжусь своим разрывом»);
д) «...ей... тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого» (София остается в этом обществе, с этими людьми и должна продолжать жить по их законам после перенесенных потрясений — «вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом»).
III. София вызывает сочувствие (ее «сильные задатки недюжинной натуры» загублены в духоте фамусовского общества).
Образ Софьи
Единственный персонаж, задуманный и исполненный, как близкий Чацкому,— это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: «Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку...» В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго «не везло» в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: «Софья начертана неясно». И только Гончаров в «Мильоне терзаний» в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.
Софья — лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она — так же как и ее антагонист Чацкий — натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает героиня, но знают родители) — это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника — все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле — вся душа ее устремлена к Молчалину. В Софье воплотилась сила первого чувства. Но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку — Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?» Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного; мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: «Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит... Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично, ко всему прочему. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей «ухаживания» Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена — это один из самых драматических моментов всей пьесы.
Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? А ведь это очень взаимосвязанные моменты.
Давайте отвлечемся от Софьи и вспомним другую литературную героиню, сверстницу и современницу Софьи — Марью Болконскую из «Войны и мира». Помните, как отец, старый князь Николай Андреевич Болконский, ежедневно дает ей уроки геометрии, в которой бедная княжна так и не смогла разобраться. А, собственно, зачем он это делает? Так ли уж необходима в жизни княжны Болконской геометрия? Быть может, это просто причуда капризного и властного старика? Нет, разумеется. Князь стремится научить дочь мыслить: ведь математика воспитывает логическое мышление. И пусть княжна Марья так и не поняла геометрию, не так уж нужна ей эта наука. Да и мыслить она училась не на уроках отца. Умение думать, неприятие легкомыслия князь привил дочери всей своей жизнью, своими жизненными принципами. Заставляя княжну изучать математику, он лишь искал пути нового воспитания, ибо видел всю пагубность того образования, которое получали девушки-дворянки его эпохи.
В «Горе от ума» есть исчерпывающее определение такого образования, данное Фамусовым:
Берем же побродяг и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
Посмотрите, как отчетливо сформулированы и в этой гневной реплике ответы на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были совсем серыми и необразованными: они знали не так уж мало. Дело в ином: вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания и навыки для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества (после замужества, как правило, раннего, ученье прекращалось).
Софья не умеет думать — вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой путь.
С одной стороны, ее воспитывают книги — те самые французские романы с Кузнецкого моста, от которых «ей сна нет». Она зачитывается сентиментальными историями неравной любви бедного и безродного юноши и богатой, знатной девушки (или наоборот). Восхищается их верностью, преданностью, готовностью всем пожертвовать во имя чувства. Молчалин так похож на романтического героя!
Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.
Именно так ведут себя влюбленные на страницах французских романов. «Ночь целую с кем можно так провесть!» — не с Чацким же!.. Нет ничего дурного или ненормального в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа — вспомните, ведь и пушкинская Татьяна Ларина «воображалась героиней своих возлюбленных творцов» и на заре своей трагической любви к Онегину видела в избраннике то Грандисона, то Ловласа! Худо другое — она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь «отбывает повинность»: «любовь плачевной нашей крали». И не подслушай Софья случайно разговор Молчалина с Лизой, так бы и оставалась она уверенной в его неземных добродетелях.
С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости. Вот Софья в окружении шести княжон Тугоуховских: барышни на выданье, «у порога» светской карьеры. Вот Наталья Дмитриевна Горич — молодая дама, недавно вышедшая замуж. Она делает первые шаги, преодолевает начальные ступени светской карьеры: помыкает супругом, руководит его мнениями и «подстраивается» к суждениям света. А вот и те дамы, которые формируют «мненье света»: графиня внучка, княгиня Тугоуховская, Хлестова. Высших «жриц» нам видеть не дано: мы лишь слышим благоговейные голоса о суде Татьяны Юрьевны и Марьи Алексевны. И, наконец, итог жизни светской дамы — комическая маска графини бабушки: «Когда-нибудь и я с бала да в могилу». Это несчастное существо, едва не рассыпающееся на ходу,— непременный атрибут бальной залы... Таков удачный, благополучный путь светской дамы, свершить который стремится любая барышня — и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих — и так до того момента, когда «с бала да в могилу». И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин — просто идеал! Он, именно он блистательно сыграет роль «мужа-мальчика», на которую органически не способен Чацкий.
И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от «молчалинского типа». Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная Софья гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается:
...будьте рады,
Что при свиданиях со мной в ночной тиши
Держались более вы робости во нраве,
Чем даже днем, и при людях, и въяве;
В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
Понимаете, даже эта «кривизна» души», доставившая Софье такое страдание, поправшая ее первое чувство, пугает ее меньше, чем дерзость — определяющее качество Чацкого. Вся жизнь света построена на криводушии — поэтому так легко, так страшно легко пошла Софья на подлость, распустив слух о безумии Чацкого. А вот дерзости свет не приемлет, дерзость рушит самые его устои. Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его «робость»: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина.
«Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом»,— презрительно бросает Софье Чацкий. И не так уж он далек от истины: так или иначе, но рядом с Софьей окажется именно «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей» то есть очередной молчалин, «благонравный, низкопоклонник и делец...»
Софья, безусловно,— натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие — вот почему поистине драматичен образ главной героини «Горя от ума».
Лучший анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статье «Мильон терзаний» он сравнил ее с пушкинской Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического. Две характеристики заслуживают особого внимания: «...Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все...» «Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга».
«Софья начертана неясно...»
(Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Образ Софьи считается самым сложным в комедии Грибоедова. Толкование ее характера, выявление мотивировок поведения — все это вызывало многочисленные споры критиков. Образ Софьи, как отмечал Белинский, крайне противоречив2. Она наделена многими достоинствами: живым умом, волей, независимостью и самостоятельностью суждений, «энергией характера». Софья не дорожит мнением фамусовского общества: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит...» Пренебрегая светским этикетом, она решается на ночное свидание с Молчалиным. В этом эпизоде Б. Голлер видел «вызов», бунт против лицемерных нравственных понятий фаму-совского общества. «Барышню, нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом. Или удаление от общества», — писал критик.
Поведение Софьи естественно: она не может скрыть своих чувств, увидев падение Молчалина с лошади. «Боюсь, что выдержать притворства не сумею», — замечает она Алексею Степановичу. В какой-то степени героиня «естественна» и с Чацким: она искренне злится в ответ на его остроты. Вместе с тем, Софья искусно лжет отцу, скрывая от него свой отношения с Молчалиным.
Софья бескорыстна, она оценивает людей не по наличию чинов и богатства, а по их внутренним качествам. Фамусов хлопочет о выгодной партии для дочери: «желал бы зятя он с звездами, да с чинами». Софья же не приемлет подобной морали: она хочет выйти замуж по любви. В ее натуре «прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное» (И.А.Гончаров). Фамусов прочит ей в женихи полковника Скалозуба — Софья же и слышать не хочет «о подобном счастье»: «Он слова умного не выговорил сроду, — мне все равно, что за него, что в воду».
Софья достаточно проницательна: она верно оценивает Скалозуба, прекрасно видит пошлость и пустоту людей, вхожих в дом Фамусова. Однако она не может «разглядеть» «истинное лицо» Молчалина.
Каковы же мотивы поступков Софьи? Образ этот вызывал наибольшее количество споров в критике. Еще Пушкин писал, что Софья «начертана неясно». Гончаров считал, что Софья испытывает сильное влияние окружающей ее среды: «К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Белинский же, считая нереальным противоречивый характер героини, писал, что Софья — «не действительное лицо, а призрак».
Попробуем разобраться в том, какова же героиня Грибоедова на самом деле, проанализировав ее воспитание и жизненные обстоятельства.
Фамусов — вдовец; Софья, выросшая под присмотром мадам Розье, очевидно, пользовалась в доме определенной свободой. Подобно пушкинской Татьяне, она мечтательна, любит сентиментальные романы со счастливым концом, где один из героев беден, но обладает целым рядом достоинств. Именно таким героем, по мнению Софьи, является Молчалин: «уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких...». Софья, подобно Татьяне Лариной, любит в избраннике не конкретного человека, а свой высокий идеал, почерпнутый из книг. Как замечает С. А. Фомичев, «Софья пытается устроить свою судьбу по моделям чувствительных, сентиментальных романов».
И уже этот «внешний фактор» в выборе героини настораживает. Настораживает и поведение Софьи. Любимому человеку очень трудно давать характеристику, а Софья с легкостью обрисовывает характер Молчалина, не забывая добавить, что «нет в нем этого ума,...который скор, блестящ и скоро опротивит». Как замечает Н. К. Пиксанов, героиня слишком рассудочна, рациональна, благоразумна в своей любви, способна на тонкий расчет, на хитрость. Однако по природе своей Софья темпераментна, своенравна.
Само ночное свидание героев выглядит неестественно. И неестественна здесь прежде всего Софья. Молчалин здесь играет роль «Ромео», в соответствии со своими собственными представлениями о поведении влюбленного. В отличие от Софьи, Алексей Степанович вряд ли когда-либо увлекался чтением сентиментальных романов. Поэтому он ведет себя так, как ему подсказывает интуиция:
Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит...
Впрочем, поведение Молчалина в этой сцене вполне соответствует его имиджу, и характеру. Софью же, с ее ироничным умом, язвительностью, сильным характером, здесь представить трудно. Чувствительная сцена эта — не что иное, как романтическое клише, где позируют оба «влюбленных», с той лишь разницей, что Софья не осознает неестественности своего поведения, Молчалин же — прекрасно понимает.
Рассказ героини о ночном свидании вызывает смех Лизы, которая в этой сцене кажется воплощением здравого смысла. Она вспоминает о тетушке Софьи, от которой сбежал молодой француз. И эта история как бы предваряет дальнейшее развитие событий в комедии.
Чацкий выдвигает собственную версию выбора Софьей Молчалина. Он считает, что идеал героини — «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей». В финале комедии, узнав правду о выборе Софьи, он становится едок и язвителен:
Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей.
Это обвинение Чацкого в высшей степени несправедливо. Софья — натура незаурядная, глубокая, во многом отличающаяся от людей фамусовского круга. Ее нельзя приравнивать к Наталье Дмитриевне Горич. Застав Молчалина с Лизой, Софья оскорблена в своих чувствах, и примирение с Молчалиным для нее невозможно. Да и не нужен ей «высокий идеал московских всех мужей», ей нужна истинная любовь Основным же мотивом поведения Софьи является обида на некогда оставившего ее Чацкого. Именно так рассматривает ситуацию в комедии Грибоедова Изабелла Гриневская в своей работе «Оклеветанная девушка». Недаром Молчалин наделен качествами, прямо противоположными характеру Чацкого: Алексей Степанович во всем умерен, аккуратен, тих, безмолвен, «не богат словами», нет в нем «этого ума, что гений для иных, а для иных чума...», «чужих и вкривь и вкось не рубит». Откровенная обида слышится в словах Софьи: «Ах! Если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?» Отсюда и злословие героини: «...не человек, змея», ее сплетня о сумасшествии Чацкого.
Мы задумываемся, почему Софья не хочет рассказать Чацкому правду о своих чувствах к Молчалину, однако причины этого просты: она держит поклонника в неведении, подсознательно желая отомстить ему. Софья не может простить Чацкому его отъезда, его «трехлетнего молчания». Кроме того, героиня и сама, видимо, не верит в «силу своих чувств»: именно поэтому она не называет свой «сентиментальный идеал» («уступчив, скромен, тих») именем Молчалина в разговоре с Чацким. Жива ли в душе Софьи ее привязанность к Чацкому? Думается, мы не можем найти ответ на этот вопрос в тексте комедии. Но обида и, как следствие, неприязнь Софьи — это прослеживается четко и определенно.
Таким образом, мотивы поведения героини очень сложны. В них угадывается многое: обида, жалость (Софья сочувствует Молчалину, зная «сердитый нрав» отца), «покровительство, любопытство молодого чувства к первому интимному сближению с мужчиной, романтизм, пикантность домашней интриги...». Молчалин же, как таковой, на самом деле героиню не интересует. Она лишь думает, что любит его. Как замечает Васильев, «под влиянием книг Молчалин возбудил в сердце Софьи совершенно самостоятельный, оригинальный роман, бывший слишком сложным, чтобы привести к страсти». Поэтому Чацкий недалек от истины, когда он не верит в чувства Софьи к Молчалину. Здесь не психологическая слепота героя, а, скорее, его интуитивное прозрение.
Именно потому, что Софья не любит по-настоящему, она смогла так долго не обнаруживать своего присутствия в сцене с Молчалиным и Лизой. Поэтому она так горда и сдержанна: «Я с этих пор вас будто не знавала». Безусловно, здесь проявляется и самообладание героини, и сила ее характера, но чувствуется и отсутствие настоящей, глубокой любви. Софья в состоянии проанализировать свое положение, в определенном смысле ее радует такой исход:
... Стойте, будьте рады,
Что при свиданиях со мной в ночной тиши
Держались более вы робости во нраве,
Чем даже днем, и при людях, и в яве;
В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
Сама довольна тем, что ночью все узнала,
Нет укоряющих свидетелей в глазах...
Таким образом, Софья — сложный объемный характер, противоречивый и неоднозначный, в изображении которого драматург следует принципам реализма.
«Софья начертана неясно...» (А. С. Пушкин).