Городская библиотека-филиал №8 им.С.А.Есенина




Женщины идут воевать

Великая Отечественная война — война народная. Никто не остался в стороне. Воевали все — мужчины, женщины, дети. Практически каждый советский человек внес свою лепту на пути к Великой победе. Через некоторое время после начала военных действий на территории СССР женщины, оставаясь в тылу, устали смотреть на то, как их мужчин забирают на фронт. Именно тогда советские девушки приняли решение пойти защищать Родину «огнем и мечом» наравне со своими мужьями и братьями.

Призыв о добровольном наборе девушек в армию правительство передало 8 октября 1941 года во все молодежные организации страны. Повсюду начался отбор желающих пойти на фронт.

Все началось с полковника Марины Расковой, которую называли «Советской Амелией Эрхарт». Она горячо желала отправиться на фронт. Заручившись поддержкой единомышленниц, Раскова обратилась к Иосифу Виссарионовичу Сталину с просьбой организовать полк женщин-летчиц. В октябре 1941 года генсек удовлетворил ее просьбу. Так появился легендарный 588-й полк ночных бомбардировщиц ВВС СССР, которых окрестили «ночными ведьмами». Он состоял полностью из женщин.

Полк авиации дальнего действия формирует Герой Советского Союза Валентина Гризодубова.

Были сформированы три женских авиационных полка:

Ø 46-й Гвардейский Ночной легкобомбардировочной авиации;

Ø 125-й Гвардейский пикирующих бомбардировщиков;

Ø 586-й истребительный авиационный ПВО.

«Мои боевые подруги... Какими они были? Мечтательницами и фантазерками на тоненьких каблучках. С легкомысленными локонами и строгими русскими косами. Серьезные и хохотушки. Нежные и суровые. Девочки, только что оторвавшиеся от маминого тепла, и уже опаленные войной летчицы. Жены, проводившие на фронт любимых. Матери, оставившие детей бабушкам. Такие разные в личном и такие одинаковые в главном — желании воевать. Умение приходило с опытом, в боях рождалась слава».

 

Кому нужна проклятая война?
Её затеяли фашисты-звери.
И где ж теперь ночная тишина,
Та тишина, которой можно верить...


Чтоб мир вернуть для жизни, для любви,
А детям – много солнечного света,
Девчата шли в неравные бои,
Под звёздным куполом ночного неба.

У женщин-лётчиц – крепкая рука,
А враг их величал: “ночные ведьмы”.
Дрожали немцы, впрочем, неспроста:
Прицелом точным отправлялись в бездну!

«Дунькин» полк.

Женский авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года. Формированием подразделения управляла Марина Раскова — та женщина, которая была в первую очередь причастна к формированию женского авиаполка. Мария Рунт занималась партийно-политическими делами подразделения. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская. Она командовала «ночными ведьмами» вплоть до окончания войны. Именно в ее честь советских летчиц, любя, окрестили в народе «Дунькиным полком».

Полк формировался и обучался в городе Энгельс в Саратовской области. Женщинами были все его участницы: от механиков до штурманов и пилотов.

В конце мая 1942 года полк впервые оказался на фронте. Первый боевой вылет пришелся на 12 июня 1942 года.

Полк, состоявший только из женщин, был очень плохо подготовлен с технической точки зрения. В большинстве своем хрупким молодым 17-25-летним девушкам выдали слишком большую форму, сапоги, которые приходилось набивать рваными тряпками, а также самолеты, совершенно не предназначенные для ведения боевых действий. Казалось, что шансы на успех были ничтожно малы.

Летчицы должны были выходить в бой на самолетах Поликарпов П0-2, изначально предназначенных для посевных работ. Они имели два сидения, открытую кабину без каких-либо защитных элементов, без приборов для связи и тем более какого-либо оружия. В кабинах даже не было парашютов. Девушки обходились без каких-либо навигационных приборов, сражаясь не только с врагом, но и погодными условиями в виде дождя, ветра и низких температур.

 

В примитивной конструкции самолетов были и свои плюсы. Она затрудняла их обнаружение на радарах и делала их более маневренными, позволяя какое-то время передвигаться с выключенным двигателем. Благодаря этому «ведьмы» могли фактически подкрадываться к ничего не подозревающему врагу и сбрасывать на него свои бомбы. Самолеты с отключенными двигателями, скользя в воздухе, лишь еле слышно шелестели своими крыльями будто метлами. Именно эта особенность принесла им прозвище «ночные ведьмы», данное им немецкими солдатами, которые с ужасом отмечали, что их небольшие самолеты похожи на ведьминские метлы в ночном небе.

Летали «ведьмы» всегда группами по три самолета и только в ночи. Два самолета использовались как приманка, чтобы вызвать огонь противника, в то время как третий начинал бомбардировку.

Эти молодые девушки, вчерашние школьницы, вселяли в немецких солдат жуткий страх. Под покровом ночи фрицы боялись даже закурить сигарету и случайно разоблачить свое месторасположение. О них ходили слухи. Немцы поговаривали, что советские врачи прибегли к экспериментальной медицине, чтобы улучшить зрение летчиц. За одну сбитую «ведьму» немецким солдатам обещали в награду Железный Крест.

Начиная с 1942 года и до самого конца войны полк ни разу не уходил на переформирование. Отряд «ночных ведьм» принимал участие во множестве военных операций.

За 4 года войны «ночные ведьмы» совершили 30 тысяч бомбардировок и сбросили на немецкую армию более 23 тысяч тонн боеприпасов.

На протяжении всего существования полка летчицы произвели в общей сложности 23 672 боевых вылета в битвах за Кавказ, за освобождение Кубани, Тамани, Новороссийска, Крыма, Белоруссии и Польши, а также непосредственно в самой Германии в конце войны.

Самолеты могли нести лишь 2 бомбы за один раз, поэтому за ночь «ведьмы» совершали 6-8 вылетов летом и 10-12 зимой. Рекордом стали 18 вылетов за ночь, которые совершила легендарная Надежда Попова, один из командиров отряда. Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут. Всего в воздухе самолеты провели 28 676 часов. Женский авиационный полк уничтожал вражеские переправы, железнодорожные станции и поезда, склады, цистерны с горючим, автомобили, прожектора и огневые точки. В общей сложности они вызвали 811 пожаров и 1092 мощных взрыва.

Кроме уничтожения вражеских стратегически важных позиций, летчицы помогали окруженным солдатам советской армии, сбрасывая им мешки с продовольствием и боеприпасами.

Награды и знаки отличия

За заслуги перед Советским Союзом и вклад в победу над Германией «ночные ведьмы» были удостоены множества наград. За мужество и героизм личного состава полк получил наименование «Гвардейский» и «Таманский», а также орден Красного Знамени и орден Суворова 3 степени. «Ночные ведьмы» воевали наравне с мужчинами до самого конца Великой Отечественной войны.

Более 250 летчиц были награждены медалями и орденами.

32 «ночные ведьмы» погибли во время выполнения военных операций. 23 летчицы были удостоены звания «Герой Советского Союза».

125-й женский Гвардейский бомбардировочный авиационный Борисовский полк имени Героя Советского Союза Марины Расковой прошёл славный боевой путь от Волги до берегов Балтийского моря.

Сражаясь на пикирующих бомбардировщиках Пе-2, лётчицы полка уничтожали оборонительные сооружения, живую силу и технику противника на берегах Волги, содействовали наземным войскам по прорыву обороны врага на Северном Кавказе, вместе с другими авиационными соединениями обеспечивали ввод в прорыв танковой группы на Орловско - Курском направлении, выполняли задачи по прорыву долговременной, сильно укреплённой оборонительной полосы и разрушению узлов сопротивления противника на участке Богушевск - Орша.

Полк участвовал в боях за Ельню, Смоленск, Витебск, Борисов, за освобождение Белоруссии, Прибалтики, и в разгроме немецких войск в Восточной Пруссии.

За период Великой Отечественной войны полк совершил 1134 боевых вылета, сбросив на врага 980 тонн бомб.

За отличные боевые действия и проявленный личным составом героизм полк награждён орденами Суворова и Кутузова 2-й степени.

 

Тамара Маслова Ольга Шолохова - Антонина Зубкова - Катя Федотова - Мария Долина -
командир экипажа Надежда Федутенко - зам.комэска штурман эскадрильи командир звена зам.комэска
командир эскадрильи

 

Марина Михайловна Раскова – летчик-штурман, Герой Советского Союза. В 1942 году присвоено воинское звание «майор».

Еще до войны совершила два беспосадочных перелета на самолете «Родина» Севастополь – Архангельск и Москва – Дальний Восток.

С самого начала Великой Отечественной Раскова участвовала в создании авиационных полков, состоящих из женщин. Считается инициатором выхода соответствующего решения Госкомитета обороны СССР. С 1942 года Раскова стала командиром 587-го бомбардировочного полка (женского), имеющего на вооружении самолеты Пе-2. Вверенные ей эскадрильи бились в небе над Сталинградом.
В одна тысяча девятьсот сорок первом году при участии Расковой сформирована авиационная группа, которая состояла из 3 женских полков: Пе-2 бомбардировщики, Як-1 истребители и По-2 ночные бомбардировщики. Последних немцы прозвали «Ночными ведьмами». Вот такими смелыми летчицами довелось командовать Марине Михайловне.

Эта смелая и решительная женщина прожила недолгую, но очень яркую жизнь настоящего патриота, отданного своей стране человека. Смерть настигла ее на фронте.
В роковой день января 1943 года летчики Расковой вновь направлялись на фронт, пройдя переформирование. В очень трудных метеорологических условиях около села Михайловка в Саратовском районе самолет майора Расковой разбился. Ей было только тридцать.
Изначально Марину Раскову похоронили в Саратове, но потом останки кремировали, перевезли в Москву, где они были навек помещены в Кремлевскую стену.

Боевая деятельность 587-го бомбардировочного авиаполка началась на завершающем этапе Сталинградской битвы. 1 Декабря 1942 года он убыл в действующую армию. При перелёте на фронт 4 Января, попав в сложные метеоусловия, погибла командир полка Герой Советского Союза М. М. Раскова. По просьбе лётчиц Наркомат обороны присвоил полку её имя. Во временное исполнение обязанностей вступила командир 2-й эскадрильи Старший лейтенант Е. Д. Тимофеева. С 28 Января по 1 Февраля 1943 года полк наносил удары по оборонительным сооружениям, живой силе и огневым точкам врага в районе посёлка и Сталинградского тракторного завода. На выполнение этой задачи было произведено 50 самолёто - вылетов. Лётчицы сбросили на противника около 15 тонн бомбового груза.

Лётчицы 587-го полка хорошо освоили грозные боевые машины - пикирующие бомбардировщики Пе-2 и отдавали все силы тому, чтобы оправдать это большое доверие.

Полк прошёл боевой путь от берегов Волги до берегов Балтийского моря. На Северо - Кавказском фронте он произвёл 180 боевых вылетов, на Западном фронте - 234, на 3-м Белорусском - 291, на 1-м Прибалтийском - 379 боевых вылетов и сбросил на врага более 892 тонны бомбового груза. В воздушных боях полк сбил 5 истребителей противника. На земле уничтожил 16 танков, 82 орудия, 45 вагонов. Как говорится в истории боевого пути полка, "количество уничтоженных автомашин, живой силы противника не установлено".

587-й полк содействовал наземным войскам Северо - Кавказского фронта в прорыве обороны врага, совместно с другими авиационными соединениями обеспечивал ввод в прорыв танковых групп на орловско - курском направлении, выполнял задачи по прорыву долговременной, сильно укреплённой оборонительной полосы и разрушению узлов сопротивления противника на участке Богушевск - Орша. Полк участвовал в боях за Ельню, Смоленск, Витебск, Борисов, за освобождение Белоруссии, Прибалтики и в разгроме немецко - фашистских войск в Восточной Пруссии.

За отличные боевые действия и проявленный личным составом героизм 587-й полк был преобразован в 125-й Гвардейский, удостоен почётного наименования "Борисовский", награждён орденами Суворова и Кутузова 3-й степени.

2 Июня 1943 года на завершающем этапе воздушного сражения на Кубани 9 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 125-го Гвардейского женского авиаполка под командованием командира эскадрильи Капитана Е. Д. Тимофеевой в момент сбрасывания бомб на войска противника в районе станицы Киевская подверглись атакам 8 истребителей. Шестёрка наших истребителей, сопровождавшая бомбардировщиков, в это время попала в облачность и оторвалась от них. В создавшейся сложной обстановке советские лётчицы проявили высокое мужество и самообладание. Не нарушая боевого порядка, они встретили атаки врага сосредоточенным огнём бортового оружия, умело сочетая его с маневром в отрою. В ходе боя они сбили 4 вражеских истребителя и без потерь вернулись на свой аэродром.

За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко - фашистскими захватчиками 5 лётчиц полка - Н. Н. Федутенко, К. Я. Фомичёва, М. И. Долина, А. Л. Зубкова и Г. И. Джунковская - были удостоены звания Героя Советского Союза.

Надежда Никифоровна Федутенко до войны окончила школу фабрично - заводского ученичества, затем Тамбовскую лётную школу Гражданского воздушного флота, работала инструктором и лётчиком. В Красную Армию пришла с первых дней войны, а в Октябре 1941 года вступила в авиагруппу Расковой. Как опытную лётчицу, её назначили командиром эскадрильи.

Выполняя задания командования, она 20 раз водила в бой звено самолётов Пе-2, 25 раз - девятку, 4 раза выполняла задания в качестве заместителя ведущего и 2 раза водила в бой колонну из 54 бомбардировщиков Пе-2. Всего за время войны она водила в бой 823 самолёта Пе-2 и лично сбросила на врага более 54 тонн бомб. Начав боевую работу со средней бомбовой нагрузкой 750 кг, увеличила её до 1120 кг на каждый экипаж своей эскадрильи.

26 Мая 1943 года в строю 9 бомбардировщиков Н. Н. Федутенко вела звено на уничтожение артиллерийско - миномётных позиций и живой силы противника на окраине станицы Киевская. Противник встретил наши самолёты сильным заградительным огнём зенитной артиллерии. Умело маневрируя, Надежда Никифоровна вывела звено точно на цель и отлично выполнила задание. В этом бою она была тяжело ранена в голову. Штурман звена А. Л. Зубкова перевязала рану своего командира. Собрав всю свою волю и мужество, Федутенко не вышла из боевого строя звена, сумела применить противозенитный маневр и привела звено на аэродром базирования без потерь.

Лётчицы эскадрильи следовали примеру своего командира, проявляли смелость, мужество и героизм. На Северо - Кавказском фронте командир звена Шолохова, тяжело раненная в голову и челюсть, на одном моторе перетянула линию фронта и отлично посадила подбитый самолёт на своей территории. Командир звена Губина ценой собственной жизни спасла жизнь своего экипажа. Младшие лейтенанты Язовская и Осадзе, защищая самолёт командира звена, вступили в неравный бой с 4 вражескими истребителями. Лётчик Малютина, тяжело раненная в живот, 4 раза теряла сознание во время полёта. Напрягая последние силы и волю, она довела самолёт до своей территории и благополучно посадила его. Лётчица Тарасенко, получив тяжелое ранение в ногу, трижды теряла сознание в полёте, но нашла силы и волю перетянуть самолёт через линию фронта, спасти дорогостоящую боевую машину и жизнь экипажа.

Командир эскадрильи 125-го Гвардейского полка К. Я. Фомичёва в боях с врагом 2 раза горела в воздухе, получила тяжёлое ранение правой ноги, перелом 6 ребер и дважды - ожоги тела 2-й степени. По излечении Клавдия Яковлевна снова становилась в строй. 25 Июня 1943 года при бомбардировке высоты 103,3 на Кубани её самолёт получил 30 пробоин от сильного зенитного огня противника. В районе цели звено Фомичёвой атаковали 2 немецких истребителя. Интенсивным огнём бортового оружия лётчицы отразили атаку. На следующий день в районе той же цели экипаж Фомичевой в групповом бою сбил немецкого истребителя, преодолел зенитный огонь и выполнил задание по бомбардировке вражеских позиций.

17 Августа 1943 года Клавдия Яковлевна в качестве заместителя ведущего 9 самолётов Пе-2 бомбила артиллерийско - миномётные позиции и живую силу противника под Ельней. Над целью самолёты были встречены сильным заградительным огнём зенитной артиллерии - до 80 одновременных разрывов сотрясали воздух. Но лётчицы сумели прорваться к цели и выполнить задание. Осколком снаряда был пробит бензобак, повреждено управление, осколками плексиглаза обожгло лицо, тяжело ранен штурман. Покинуть плохо управляемый самолёт - значит оставить в беде своего товарища и к тому же - попасть в плен. Отказался покинуть самолёт и стрелок - радист. Фомичёва дотянула машину до ближайшего аэродрома, но там посадочная полоса оказалась занятой. И Фомичёва взяла левее. Здесь их ждала другая беда: при посадке самолёт попал в воронку, скапотировал и загорелся. Оказавшиеся поблизости зенитчики спасли героический экипаж.

23 Июня 1944 года в составе сборной дивизионной колонны, которую возглавлял командир дивизии Генерал - Майор авиации Ф. П. Котляр, К. Я. Фомичёва вела девятку самолётов. На подходе к цели прямым попаданием снаряда зенитной артиллерии её машина была подбита, загорелся левый мотор, лётчица получила тяжёлое ранение правой ноги. Раненая, на горящем самолёте отважная лётчица прорвалась к цели, сбросила бомбы и повела плохо управляемый Пе-2 на свою территорию. Все члены экипажа отказались прыгать с парашютом на территории, занятой врагом, и решили предпочесть смерть, чем плен. Только перетянув линию фронта, экипаж покинул самолёт. Последней оставляла машину командир, когда убедилась, что штурман и стрелок - радист благополучно раскрыли парашюты.

 

 

Гвардии лейтенант Евгения Андреевна Жигуленко 23 февраля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР удостоена звания Героя Советского Союза. В качестве штурмана и лётчика совершила 968 боевых вылетов. После войны еще 10 лет прослужила в авиации, окончила Военно-политическую академию им. В.И.Ленина, стала начальником управления культуры.

 


 

 


Гвардии младший лейтенант Евдокия Ивановна Носаль совершила 354 боевых вылета ночью. Сбросила 47 957 кг бомб разного калибра. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года ей присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

 

 

 

Нина Захаровна Ульяненко сделала более 900 боевых вылетов в качестве штурмана и лётчика. В 1944 году ей было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны была избрана депутатом Верховного Совета России. В 1958 году окончила педагогический институт и стала директором школы, преподавателем истории.

 

Я не знаю, что будет со мной

В день, что всех долгожданней и краше,

Может быть с отшумевшей войной

Я исчезну из памяти вашей.

Может быть не взгруснут обо мне

За победным весёлым застольем,

Всё равно я была на войне

И не нужно мне памятней доли.

От того и дороже вдвойне

Мне тот день, что над вами не гаснет.

Я была бойцом на войне

И не нужно мне доли прекрасней.

 

 

 

 

Городская библиотека-филиал №8 им.С.А.Есенина

МБУ «ЦБС г. Калуги»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: