Логинов О.А.
Https://vk.com/soiuzpsichologi
olegloginoff@mail.ru
Обработка опросников безнадежности Бека и одиночества Рассела в рамках тестирования на определение эмоционального состояния учащихся
Интерпретация шкалы «Безнадежность» (Методика 1):
Максимальное количество баллов по шкале — 20 баллов:
0-3 балла – безнадежность не выявлена;
4-8 баллов – безнадежность легкая;
9-14 баллов – безнадежность умеренная = средняя;
15-20 баллов – безнадежность тяжелая.
Внимание!
Подсчитываем количество баллов.
При наличии 0-3 балла, заносим результат (проставляем балл) в графу сводной таблицы «низкий».
3. При наличии 4-8 баллов (легкая безнадежность) обращаемся вновь к результатам данного обучающегося, подсчитываем сумму по п. 11 и 14, если сумма равна 2 баллам, то, несмотря на то, что у него 4-8 баллов, автоматически выставляем 9 баллов (то есть мы не суммируем 4+2, или 6+2 или 8+2, а просто выставляем 9 баллов), т.е. общий результат расцениваем как «безнадежность умеренная» = средняя. Соответственно заносим его в графу сводной таблицы «средний» и выставляем там балл 9. Если сумма по пп. 11 и 14 = 1 или 0, то коррекции не требуется, и выставляем фактический результат (4-8) в графу «низкий».
При наличии 15-20 баллов никакая коррекция не проводится, как и при низких баллах (0-3 балла), полученный результат заносится в графу «высокий».
Интерпретация шкалы «Одиночество» (Методика 2):
Максимально возможный показатель одиночества — 60 баллов.
Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов — средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов низкий уровень одиночества.
Внимание!!!
При сумме баллов 12-19 (что соответствует низкому уровеню одиночества), обращаемся вновь к результатам данного обучающегося, подсчитываем сумму по пунктам: 7, 8, 9, 12, 13, 19. Если сумма по данным пунктам 12 и более баллов, то автоматически выставляем 20 баллов (расцениваем как средний уровень одиночества). В графе «средний» выставляем не 12-19 (по факту), а 20 баллов. Обратите внимание, что фактический результат здесь также не суммируется с 2-мя дополнительными баллами, а просто выставляется 20 баллов. Если сумма по пп. 7, 8, 9, 12, 13, 19 меньше 12 (11 и меньше) то коррекцию не проводим и в графу «низкий» заносим фактически полученный результат. Если сумма 0-11 баллов никакого дополнительного подсчета и коррекции не проводим – заносим в графу «низкий».
|
Модификация обработки данных тестов сделана мною на основе результатов практической работы с целью повышения чувствительности опросников Бека и Рассела. Так как в шкале безнадежности Бека, к примеру, именно утверждения пунктов 11 и 14 являются наиболее чувствительными к данной проблематике. Также и опроснике Рассела. Прибегая к коррекции мы, тем самым, достигаем цели не потерять обучающихся в начальной стадии нарастания личностной проблематики.
В п. 6 (шкала безнадежности Бека, методика 1) и п. 7 (в методике Рассела, методика 2) промежуточной сводной таблицы по классу показано как заполнять таблицу в случае коррекции шкал безнадежности и одиночества. То есть (смотри п.6 промежуточной сводной таблицы по классу) фактически у обучающегося по шкале Бека полученный результат 6 баллов, мы провели дополнительно подсчет по шкалам 11 и 14 и получили 2 балла, эти 2 балла мы и указали в знаменателе дроби, в числителе – фактический результат (6). И, как вы видите, мы выставляем такому обучающемуся 9 баллов в графу «средний». То же самое и по шкале одиночества Рассела, что показано в п. 7
|
Такое заполнение таблицы также важно при дальнейшем консультировании и выборе дополнительной диагностики.
Промежуточная (рабочая) таблица по классам.
Класс 7А
№ | ФИО | Безнадежность (методика 1) | Одиночество (методика 2) | Анкета кл.руководителей | Группа риска | |||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | Да | Нет | |||
Иванов А. | _ | + | ||||||||
Иванов Б. | _ | + | ||||||||
Иванов В. | _ | + | ||||||||
Иванов Г. | 10 б, 13 | + | ||||||||
Иванов Д. | _ | _ | ||||||||
Иванов Е. | 6/2 | _ | + | |||||||
Иванов Ж. | 15/12 | _ | + |
В группу риска относим учащихся:
- Учащихся с показателями по шкале безнадежности 15-20 баллов, без дополнительных указаний (средний статистический показатель группы риска – до 1 % от числа обследованных).
- Учащихся с показателями по шкале одиночества 40-60 баллов без дополнительных указаний (средний статистический показатель группы риска – 2-3 % от числа обследованных).
- Учащихся с показателями по шкале безнадежности 9-14 баллов в сочетании с показателями по шкале одиночества 20-39 баллов (средний статистический показатель группы риска – 7-9 % от числа обследованных).
- Учащиеся с показателями по шкале безнадежности 0-14 баллов или с показателями одиночества 0-39, если имеются любые показатели «Анкеты выявления эмоционального неблагополучия учащихся».
- Учащихся, если имеются показатели Анкеты выявления эмоционального неблагополучия учащихся, без дополнительных указаний (средний статистический показатель группы риска – 13-17% от числа обследованных).
Все эти группы – сборная группа риска, но отличаются как тактикой дополнительного диагностического исследования, так и тактикой психолого-социального сопровождения, т.е. управления рисками.
|
Необходимо понимать, что здесь мы имеем дело не с выявлением явных суицидентов как таковых, а с выявлением обобщенной группы потенциального риска суицидального поведения. Все три методики в своей совокупности являются чувствительным и эффективным инструментом выявления группы риска. При дальнейшем консультировании и дополнительной диагностике, «просеивании» данной группы обучающихся мы оцениваем степень риска
1. Суицидального поведения и действуем в соответствии с алгоритмом;
2. Аутоагрессивного поведения (стремление наносить себе повреждения) и действуем в соответствии с алгоритмом
3. Аутодеструктивного поведения (рискованное поведение – употребление алкоголя, ПАВ, зацепинг, трейнсерфинг, опасные селфи, чрезмерное агрессивное поведение, рискованное сексуальное поведение и пр.) и действуем в рамках управления рисками.
Всё это требует навыков оценки степени риска и навыков управления данными рисками.
Отнесение обучающихся общеобразовательных учреждений к обобщенной группе суицидального риска на основе результатов данного тестирования по трем методикам является обоснованным. Так как и аутоагрессивное, и аутодеструктивное, и суицидальное поведение в своей основе имеет эндогенный (вызванный внутренними факторами) аутоагрессивный паттерн, преломляющийся через структуру личности субъекта и проявляющийся разными гранями. По сути, все эти развертки аутоагрессивного паттерна отличаются друг от друга лишь разной степенью протяженности в пространстве и времени. Под влиянием неблагоприятных внешних факторов эта пространственно-временная развертка аутоагрессивного паттерна может схлопываться в истинное суицидальное поведение и суицид.
Перед составлением сводной таблицы, все анкеты одного класса предварительно пронумеровываются (анкете безнадежности и анкете одиночества данного конкретного ученика присваивается одинаковый порядковый номер). Сводная таблица заполняется в соответствии с присвоенным анкетам порядковым номером.
© Логинов О.А., 2015 olegloginoff@mai.ru;