Элективный курс
"Основы программирования на Pascal"
Составитель: Гладышев М.А.
ПЕНЗА 2018
Пояснительная записка
Элективный курс «Программирование на языке Pascal» является предметом по выбору для учащихся 10-11 классов старшей школы.
Курс рассчитан на 35 часов, которые проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю. Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих программирование.
Курс включает в себя практическое освоение языка программирования, знакомство учащихся с ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного представления об организации данных для эффективной алгоритмической обработки; на развитие логического мышления и реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.
Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам.
Цели курса:
- Познакомить учащихся с ролью программного обеспечения и его видами.
- Сформировать целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки.
- Развитие логического мышления.
Задачи курса:
Обучающие:
- Познакомить учащихся с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами организации данных.
- Научить учащихся составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций.
- Научить учащихся разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal.
Развивающие:
- Предоставление возможности узнать новое в области компьютерного программирования.
- Формирование представления о роли компьютерного программирования в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
Воспитательные:
- Привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;
- Воспитание у учащихся стремления к овладению техникой исследования;
- Воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.
Формы и средства обучения курса:
- лекционный урок
- Комбинированный урок
Контроль знаний курса:
- Выполнение практических заданий.
Тематическое планирование
№ | Тема урока: | Тип урока: | Кол-во часов: |
Язык программирования Pascal | Комбинированный | ||
Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм. | Комбинированный | ||
Условный оператор. | Комбинированный | ||
Алгоритмы с повторениями. | Комбинированный | ||
Массивы | Комбинированный | ||
Графика в Pascal | Комбинированный | ||
Итого: |
Межпредметные связи
Знания, полученные при изучении курса «Программирование на языке Pascal», учащиеся могут использовать при создании собственных программ по определенной тематике, для решения задач из различных областей знаний – математике, физике, химии, биологии и др. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего мастерства в области программирования.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса реализуется через классно-урочную систему. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками. В каждом уроке материал излагается следующим образом: повторение основных понятий и методов работы с ними, разбор новой темы, основные приемы работы (самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы), упражнения для самостоятельного выполнения.
Теоретическая и практическая части курса изучаются параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.
В ходе обучения учащимся периодические предлагаются короткие (5-10 мин) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка – формализма в знаниях учащихся – и формируют научное мировоззрение учеников.
Содержание курса “Программирование на языке Pascal ”
1 занятие.
Тема: Язык программирования Pascal
Время: 5 часов
Вопросы и задания:
· Что такое текстовый редактор языка?
· Из чего состоит программа на языке Pascal?
· Какие бывают математические функции
Ученики должны знать:
· Понятие текстового редактора языка;
· Из чего состоит программа на языке Pascal.
2 занятие.
Тема: Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм
Время: 4 часа
Вопросы и задания:
· Что такое линейный алгоритм?
· Как составляется линейный алгоритм?
· Какие бывают оператора для ввода и вывода данных.
Ученики должны знать:
· Как составляется линейный алгоритм;
· Какие бывают оператора для ввода и вывода данных.
3 занятие.
Тема: Условный оператор
Время: 7 часов
Вопросы и задания:
· Что такое условный оператор?
· Для чего нужен оператор выбора
Ученики должны знать:
· Что такое условный оператор?
· Для чего нужен оператор выбора;
4 занятие.
Тема: Алгоритмы с повторениями
Время: 6 часов
Вопросы и задания:
· Что такое вложенные циклы
· Для чего нужен цикл с параметром FOR
· Для чего нужны циклы While и Repeat
Ученики должны знать:
· Что такое вложенные циклы
· Для чего нужен цикл с параметром FOR
· Для чего нужны циклы While и Repeat
5 занятие.
Тема: Массивы
Время: 6 часов
Вопросы и задания:
· Что такое массивы?
· Что такое двумерные массивы?
Ученики должны знать:
· Что такое массивы
· Что такое двумерные массивы
6 занятие.
Тема: Графика в Pascal
Время: 7 часов
Графика.
Вопросы и задания:
· Что такое графика?
Ученики должны знать:
· Что такое графика
Литература:
https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2016/04/01/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-programmirovanie
Конспект урока на тему «Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм»
Цель урока:
· Обучить навыкам компиляции простейших программ.
Задачи урока:
· Образовательные - активизация познавательной деятельности учащихся
· Развивающие - развитие мыслительных навыков обучающихся, умения критически анализировать ситуацию; формирование умений применять ранее полученные знания в других дисциплинах (математика, английский).
· Воспитательные - воспитывать у обучающихся аккуратность, умение работать в команде.
Тип урока: практическая работа.
Материалы и оборудование к уроку: ноутбуки, среда программирования Pascal ABC.
План урока:
1 Организационный момент (1 минута)
2 Актуализация знаний (6 минут)
3 Объяснение нового материала
4 Выполнение практического задания (20 минут)
5 Итоги урока (1 минута)
6 Домашнее задание (1 минута)
Ход урока
Организационный этап
Учитель приветствует учеников и отмечает отсутствующих.
Актуализация знаний
Ребята! На прошлом занятии мы ознакомились с понятиями языка высокого уровня, линейного алоритма, ветвления и цикла, со структурными элементами блок-схем.