Тема: Живопись. Картина - пейзаж
Цель урока: создать условия для ознакомления с жанром живописи – пейзажем, выполнить творческую работу «Пейзаж»(по замыслу автора)
Задачи урока:
обучающие
- познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов;
- показать роль искусства в понимании красоты природы;
- учить определять средства выразительности для передачи настроения и чувств в искусстве;
- особенности построения композиции пейзажа;
развивающие
- развивать воображение, творческую фантазию;
- совершенствовать умение рисовать по памяти;
воспитывающие:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать патриотические чувства.
Обучающийся научится:
• различать основные виды и жанры произведений изобразительного искусства: пейзаж и натюрморт;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников, называть их авторов;
• использовать художественные материалы (гуашь, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, иллюстрации к произведениям литературы и музыки;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация;
картины о природе Саврасов А.К. "Грачи прилетели", Левитан И. "Март" и др.
Литературный ряд: стихи о природе
Музыкальный ряд: Струве «Моя Россия», П.И.Чайковский " Времена года"
Художественные материалы и инструменты для работы: краски, кисточки, палитра, альбомные листы, баночки с водой.
План урока
I. Орг. момент (1-2)
II. Актуализация знаний (3мин)
III. Постановка цели и задач урока (Какие задачи надо решить, чтобы достичь цели) (2мин)
|
IV. Работа по теме (8 мин)
1. Жанр - пейзажа
2. Пейзажи русских художников
3. Виды пейзажей
4. План работы над пейзажем
V. Практическая работа (Постановка художественной задачи) (20 мин)
VI. Рефлексия. Итог урока (4-5 мин)
VII. Творческое задание «Уголок природы, где я хотел бы оказаться" (1 мин)
ХОД УРОКА
I Орг. момент (1-2)
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Учитель: Начнем мы наш урок творчества. Творчество – это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Глубоко вдохните и выдохните… выдохните свои обиды и беспокойство. Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха… и пусть все это согреет ваше сердце. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной, как этот весенний день!
II Актуализация знаний (3мин)
-Посмотрите внимательно на доску. На ней представлены различные репродукции картин. Скажите, на какие группы их можно поделить?
(1- портреты; 2- натюрморты; 3- виды природы.)
-Правильно, а как вы думаете называются вот эти картины? (Пейзажи)
-Как вы думаете, что мы будем сегодня делать. (Познакомимся с жанром пейзажа)
-Какое имя вы бы дали нашему уроку? (Картина-пейзаж)
- А кто мне скажет, что же такое пейзаж? (ответы детей)
- В словаре С.Ожегова есть термин: " Пейзаж-рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении."
-А сейчас ребята посмотрите ролик: (ролик: Если видишь на картине)
|
-Сделайте, пожалуйста, вывод, что же такое пейзаж? (дети дают ответы и в итоге формулируется термин: ПЕЙЗАЖ - это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются различные уголки природы.)
IV Работа по теме (8 мин)
1. Жанр - пейзажа
- Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.
- Кто-то может быть знает, как называют художников, пишущих пейзажи? (Художник-пейзажист)
2. Пейзажи русских художников
- Ребята, а вы можете назвать художников - пейзажистов? (Это Левитан, Шишкин, Саврасов, Куиджи)
-Верно. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.
-Только художников вдохновляет природа к творчеству? (нет) Людей каких творческих профессий вдохновляет природа? (Музыкантов, поэтов, писателей, скульпторов...)
- А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?
- Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в изображении весенней природы, с первозданной ее красотой. Рассматривание картин художников.
- Расскажите, что изобразил автор.
(Саврасов А.К. "Грачи прилетели" -это ранняя весна. Березы еще голые, на их ветках много грачиных гнезд. Птицы уже вернулись и хлопочут около своих домов. На полях вдалеке еще виден снег. Но цвет неба и нежно - голубые облака передают свежесть и прозрачность весеннего воздуха.)
|
(Левитан И. "Март" - природа на картине как будто еще не проснулась от зимнего сна. Веточки берез в голубом небе переливаются разными цветами. Скворечник на березе ждет прилета птиц. Еще лежат сугробы, но все вокруг наполнено солнечным светом.)
-Можно сказать, что художники увидели весну одинаково? (Нет. У каждого своего видения весны), Казалось бы, одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один – грусть и печаль, а другой – улыбку и радость.
(Физкультминутка для глаз)
3. Виды пейзажей.
-Посмотрите на картины чем они похожи и чем отличаются? (Это пейзажи. Изображены разные места: село, город, море)
-Верно. Пейзажи бывают разных видов:
- Сельский (рисуются поля, леса, деревенские дома)
- Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.)
- Морской (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а художники – маринисты.
-Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила перспективы при изображении природы, чтобы пейзаж получился правдоподобным. Сейчас мы вспомним их (Слайд).
4.Повторение порядка работы над пейзажем:
1.Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по представлению.
2.Работа начинается с наброска карандашом.
3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.
4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.
Какими важными законами перспективы будите пользоваться?
Линейная перспектива:
Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше. Иными словами, ближе - больше, дальше - меньше.
Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта
Воздушная перспектива:
Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали предмета заметны меньше.
Ближние предметы изображают ярко окрашенными, а удаленные – бледными.
Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от линии горизонта, тем они больше.
- Какие цвета вы будете использовать при создании весеннего пейзажа?
- А сейчас ребята прочитают стихи о природе. (Чтение стихов о природе.)
З.Александрова
На солнышке согрелась ель, подтаяла сосна,
Идёт апрель, звенит капель, в лесу у нас весна.
По лесу капельки стучат: " Подснежник, хватит спать!"
А шубки белок и зайчат с утра мокры опять.
А.С. Пушкин.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
М.Ю.Лермонтов.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
А.С. Пушкин
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
V. Практическая работа (Постановка художественной задачи) (20 мин) -Ну что ж, ребята, основные правила построения пейзажа вы усвоили и пора приступить к созданию своего весеннего пейзажа. Я хочу предложить вам попробовать свои силы в создании своей картины весеннего пейзажа разных видов пейзажа. Разделитесь на группы и выберите один из видов: сельский, городской или мо
рской пейзажи. Попробуйте выполнить свои работы так, чтобы в конце у каждой группы получилась целая картина. А чтобы работать вам было увлекательней, а наши гости не скучали пока вы заняты работой, я включу вам музыку П.И. Чайковского "Времена года" (или Вивальди)
VI Итог урока. Рефлексия. (4-5 мин).
-Итак, подведем итог нашей работы.
-Закончите фразу: Сегодня на уроке я узнал...
Сегодня я научился...
- Давайте посмотрим, что же у вас получилось.
Дети составляют коллективную картину и придумывают ей название, выступают с небольшим рассказом (презентацией) о своей нарисованной картине.
- Что общего во всех картинах? (Природа России)
- Чтобы оценить работу друг друга, что нам необходимо знать? (Что оценивать. Критерии)
Давайте же определимся, что для нас наиболее важно.
Соблюдения законов перспективы
Цветовая гамма картины (Весенние краски)
Целостность композиции.
- Оцените работу друг друга. (Комментируют картины друг друга)
- Как, на ваш взгляд, сложнее рисовать в группе или индивидуально? А оценивать проще себя или товарищей? Почему?
- Давайте вместе определим Каким для каждого был этот урок (палитра настроения):
Полезным и интересным? (небесно-голубой)
Интересным, но бесполезным? (синий)
Полезным, но не интересным (Светло синий)
Бесполезный и не интересный (Темно-синий)
VII Творческое задание «Уголок природы, где я хотел бы оказаться" (1 мин)
Всем спасибо за работу. Вы молодцы. У вас получилось на сегодняшнем уроке побывать в роли художников - пейзажистов.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
Колледж
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
НА ТЕМУ: " Образ художественной культуры Древней Греции "
ПРЕДМЕТ: Изобразительное искусство
КЛАСС: 4 «Г»
СТУДЕНТ ГРУППЫ9ИЗО-41-16(20)
__________ Горелкин Дмитрий Алексеевич __________ /___________/
РУКОВОДИТЕЛИ ПРАКТИКИ
Козлова Галина Владимировна ⠀ /___________/
Агишева Лиза Рафиковна /___________/
Ураксина Роза Газизовна /___________/
УЧИТЕЛЬ
МБОУ Школа №18
Васильева Юлия Вилевна /____________/
«__» _______________ 2020г.
оценка _________________
Уфа
2020
4 класс.
Тема: «Образ художественной культуры Древней Греции»
Тема урока: «На праздник в Олимпию»
Цель урока: через изобразительное творчество привлечь внимание к спорту, как к занятию, формирующему красивое тело и душу.
Задачи образовательные:
сформировать у учащихся представление о культуре Древних греков, в частности, Олимпийских играх; н аучить рисовать фигуру атлета по пропорциям;научить детей принимать самостоятельные решения в создании собственного и коллективного проекта;
Задачи развивающие: развивать творчество и фантазию; умения и навыки композиционной работы;
Задачи воспитательные: воспитывать интерес к изобразительному искусству и архитектуре; воспитывать интерес к мифам Древних греков; создать на уроке творческую атмосферу совместной деятельности, способствующую интересу к предмету.
Планируемые результаты
Личностные – формирование интереса и уважительного отношения к истории и культуре древнегреческого народа; формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, при выполнении дифференцированной работы в группах.
Метапредметные – умение организовывать самостоятельную работу в группе; умение видеть поставленные задачи и делать осознанный выбор.
Предметные – приобретение индивидуального опыта над созданием образа архитектурного фриза; развитие устойчивого интереса к творческой деятельности; осознание значения искусства в жизни человечества.
Форма урока: урок- создание коллективного полотна.
Интеграция: изобразительное искусство и история.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Оснащение урока: компьютер, проектор, экран.
Зрительный ряд: презентация, пособия по Олимпийским играм (выполненные учителем).
Материалы: карандаш, ластик, ножницы, клей, белая и цветная бумага.
Методы: игровой, наглядно - иллюстративный, практический, частично-проектный.
План урока.
1.Организационный момент. Введение в тему. (2мин.)
2.Информация о проблеме.(2мин.)
3.Решение проблемы.(Разминка 2 мин.)
4.Актуализация знаний (2мин.)
5.Создание условий для реализации проекта.(Тренировка 5 мин.).
6.Физкультминутка. (2мин.)
7.Работа над созданием образа спортсмена. Дизайн коллективного полотна. (Практическая работа 25 мин.)
8.Итог урока. Представление проекта. (5 мин.)
Ход занятия
Эпиграф
…что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.Заболоцкий
Организационный момент.
Проверка готовности детей к работе на уроке.
Информация о проблеме.
Учитель. Скажите, ребята, можно ли объединить слова красота и занятия спортом? Поясните свой ответ. (Дети рассуждают)
Учитель. «Много чудесного можно увидеть в Элладе, о многом услышать, но ни над чем в мире нет божьего покровительства, как над Олимпийскими состязаниями и Олимпией» Так считал историк Павсаний, который во 2 веке внимательно изучил памятники Древней Греции и оставил знаменитую книгу «Описание Эллады». Сегодня я приглашаю вас посетить древние Олимпийские игры. Мы мысленно перенесемся во времена зарождения Олимпийских игр, ощутим их праздничную атмосферу, на бумаге поделимся своими впечатлениями с одноклассниками. В конце занятия мы создадим панно «На Олимпийских играх в Древней Греции». По своему желанию вы можете изобразить одного атлета или композицию из нескольких. Вам придется изобразить его так, что бы среди соперников ему не было равных.
3. Решение проблемы.
Разминка. Обобщение имеющихся у детей знаний
Учитель.
Как настоящий тренер я предлагаю начать урок с разминки. Ведь на стадион древности вы должны взять с собой не форму, а багаж знаний.
- Как вы думает, почему игры называются Олимпийскими?
-Что вы знаете о современном олимпийском движении?
- Где в 2014 году будет прошла зимняя Олимпиада?
4.Актуализация знаний
Сообщение ученика.
- В 490 г. до н.э. на марафонской равнине Афиняне и их союзники отстаивали свободу Греции. Персидское войско своей численностью превосходило эллинское во много раз. Но греки, сражаясь за свою независимость – победили. Радостную весть о победе понёс в Афины быстроногий Филиппид - лучший бегун из войска Мильтиада. Окровавленный и обессиленный, но безмерно гордый и счастливый, он вбежал на городскую площадь, выдохнул: «Победа!» - и упал замертво. Сердце гонца не выдержало. В наше время марафонская дистанция введена в программу легкоатлетических состязаний в память о подвиге древнего воина.
5.Создание условий для реализации проекта. (Презентация. 10 мин).
Учитель.
Много веков прошло с того времени, давно отвергнуты языческие боги, но и сегодня человек, ступая на землю Олимпии испытывает чувство благоговения- как древние греки вблизи святилищ. В значительной мере это ощущение создается окружающей природой. Олимпия расположена на западе Пелопоннеса, в красивой долине раскинувшейся около горы Кронос. С 4 сторон долина окружена естественными преградами- реками, холмами. Это создает Чувство изолированности отрешенности от повседневной заботы. Олимпия была одним из самых прославленных святилищ Эллады, первым домом атлетов.
Сообщение ученика.
Архитектурный ансамбль Олимпии в основном сложился в 7-4 в. до н.э. В центре священной рощи Альтиса возвышались великолепные храмы, самым величественным был храм Зевса Олимпийского построенный архитекторами Либоном и Фидием в 5 веке до н.э. Сама постройка не сохранилась, уцелели только украшения фронтонов. В 426 году новой эры Олимпия была сожжена по приказу римского императора Феодосия 2.
Учитель
Хотя прошло время, мы и сегодня восхищаемся произведениями античных скульпторов и украшаем копиями музеи, дворцы и парки. Посмотрите на творение великого Мирона, «Дискобол» или метателя диска. Он запечатлен в то мгновение, когда, откинув назад руку с диском готов метнуть его вдаль. Тело изогнуто, мускулы напряжены, но на лице выражение душевного спокойствия. В этом контрасте благородство образа.
(3 слайд)Скульптура Поликлета «Дорифор» или юноша- копьеносец. Это не только статуя,а канон пропорций человеческого тела. Именно этой целью задался скульптор Поликлет.
- Можно ли сравнить эти динамичные статуи со статичными статуями древнего Египта?
Произведения античных скульпторов - это безукоризненное изображение не менее безукоризненного, совершенного человеческого тела. Перед взором автора ежедневно проходили сотни людей, развитых гармонично и красиво. Подобное совершенство не было случайным, ведь самое популярное занятие греков был спорт, а постоянные и разнообразные физические упражнения делают организм стойким и выносливым, а тело – прекрасным и сильным.
Тренеровка.
Упражнение в рисовании фигуры человека в движении
Учитель.
Право участвовать в олимпийских играх необходимо - завоевать. Только упорные тренировки помогали спортсменам заслужить это право. Вас ждет тренировка в рисовании человека в движении. Рекомендую вам использовать для этого схему построения человека. Учащиеся под руководством учителя делают зарисовки человека в движении с использованием схемы. Процесс показа можно сопровождать сказкой о том, что жил на свете слабый и тощий человечек. Все звали его мальчик- огуречик. Ножки и ручки были у него похожи на палочки, а все суставы на узелки. Но мальчик- огуречик всегда мечтал стать красивым и сильным. Однажды он узнал, что на самой высокой горе живет волшебник, который знает заклинание, благодаря которому, человек становится сильным и здоровым. С большим трудом мальчик – огуречик поднялся на гору и нашел волшебника. Чародей пообещал сказать это заклинание, если мальчик- огуречик будет ежедневно делать зарядку, правильно питаться и подниматься в гору к волшебнику, чтобы читать ему книги. Как было не трудно мальчику- огуречику, но он ежедневно выполнял указания волшебника. А в скором времени увидел, что и без заклинания стал таким, каким хотел.
Теперь мы готовы принять приглашение священных послов - феор, которые раз в четыре года несли весть о предстоящем празднестве, приглашая участников и зрителей.
Наконец наступил долгожданный срок! Элладоники - «эллинские судьи», пройдя потайным ходом, появлялись на стадионе в сопрово
ждении атлетов. Облаченные в пурпурные одежды, с венками на головах, они занимали свои места, четырежды звучала труба, что возвещало о начале состязаний.
Для непредвзятого мнения предлагаю выбрать в помощь мне еще одного элладоника, самого достойного ученика, который поможет мне оценить ваши рисунки и объединить их в целостную композицию.
- Как вы думаете, в каких соревнованиях могли принимать участие древне греческие атлеты?
Учитель (показ слайда) В начале это был только бег «дромос» (короткий бег), «долихос» (длинный бег), затем появилось пятиборье в которое входило: простой бег, прыжок в длину, дискометание, метание копья и борьба. Позже стали состязаться в кулачных боях, панкратии (соединение кулачного боя с борьбой), скачках, гонках на (показ слайда)колесницах.
6.Физкультминутка О наши натруженные пальцы дадим вам время отдохнуть
И вы уставшие глазницы, расслабьтесь хоть на пять минут.
О боги дайте нам терпенья, закончить начатый наш труд.
7.Работа над созданием образа спортсмена. Дизайн коллективного полотна.
Учитель.
Сейчас вам необходимо изобразить древне греческого атлета, участвующего в состязаниях, на которых вам самим хотелось бы победить.
8. Итог урока. Представление проекта.
Учитель.
Прошу сдать работы. Феору необходимо подобрать для каждого изображенного атлета достойного соперника и прикрепить на фоновое полотно.
А мы давайте полюбуемся на наше изображение древне- греческих Олимпийских игр «и пусть победит сильнейший» как говорили древне греческие судьи.
Учитель.
(показ последнего слайда)
Если бы вы участвовали в соревнованиях с древне – греческими атлетами, кому бы достался лавровый венок победителя? Что необходимо делать, что бы быть такими как древне греческие олимпионики?
Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегающих ежедневной тренировкой мышц.
Давайте вернемся к эпиграфу урока. Поясните теперь свою точку зрения и аргументируйте ответы, используя знания, полученные на уроке.
Заключительное слово учителя
Учитель.
После возобновления Олимпийских игр в 1896 году к Олимпии мысленно возвращаются современные народы, видящие в спорте путь к дружбе и миру.
Хочется отметить, что не смотря на допинговые скандалы наши Российские атлеты достойно представили нашу страну на летних олимпийских играх 2016 года.
Наш урок мне бы хотелось закончить таким пожеланием. В музее Олимпии хранится большой камень неправильной формы, сглаженный временем, водой и человеческими руками– это гиря весом 143,5 килограмма с надписью «Бибон поднял меня над головой одной рукой». Древние греки в своё время, фиксировали достижения сильнейших на мраморных плитах или таких простых камнях. Желаю вам, чтобы и ваши победы когда ни будь, были вписаны в историю нашей страны.