Глава 4. Решения Конституционного Суда РФ.




 

Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда РФ является решением Конституционного Суда РФ.

Решения, принимаемые Конституционным Судом РФ, можно подразделить на два вида: итоговые решения и иные решения. К итоговым относятся те, в которых Суд формулирует свои выводы по результатам (по итогам) разбирательства конкретного дела. В них Суд подводит итог такого разбирательства и определяет юридические последствия. В иных решениях констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия, имеющие отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, к организации работы Суда в целом или проведению его заседаний. Итоговые решения выносятся по результатам разбирательства дел о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, названных в ст. 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с необходимостью толкования конституционных положений. Итоговые решения по этим вопросам оформляются документами, именуемыми постановлениями Конституционного Суда РФ.

В случаях, когда может потребоваться проверка соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, итоговое решение оформляется документом, которому дано другое название - заключение Конституционного Суда РФ.

Для принятия постановлений и заключений установлены свои правила. Приниматься такие итоговые решения должны в закрытых совещаниях (пленарных или в составе палат), на которых вправе присутствовать только принимавшие участие в разбирательстве данного дела судьи. На совещания могут быть допущены лишь работники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсуждении того решения, которое должно быть принято, представляется возможность выступать неограниченное количество раз и без лимитирования продолжительности выступлений. Голосование проводится открыто путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Для принятия решений требуется большинство голосов участвовавших в голосовании судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании или уклониться от голосования. Если он не согласен с принятым решением, то может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением. В случае когда судья в целом поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с какими-то доводами в мотивировочной части, ему тоже предоставлено право изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть опубликовано вместе с текстом решения. Решение (постановление или заключение) подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями, в том числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется. Протокол подписывается тоже всеми судьями, участвовавшими в совещании. Оглашению он не подлежит.

Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания.

Закон о Конституционном Суде установил жесткие требования к форме и содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов. В таком документе обязательно должны быть отражены сведения не только, например, о месте и дате принятия решения, лице или органе, проявившем инициативу и поставившем соответствующий вопрос, нормативном акте, конституционность которого ставится под сомнение, аргументах, выдвинутых в качестве обоснования такого сомнения, но и доводы в пользу принятого решения, а при необходимости - и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался Суд. Другими словами, итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли бы повлечь какие-то ошибки при исполнении[10].

Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. РешениеКонституционного Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.

В соответствии со ст.6 Закона решения Конституционного Суда "обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений". Это общее положение о юридической силе решений Конституционного Суда РФ уточняется и дополняется рядом других. Установлено, в частности, что акты либо их отдельные части, признанные противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу, а такие международные договоры не могут быть введены в действие и применяться. Если какой-то суд либо иной орган все же вынесет решение, ссылаясь на правовой акт, признанный неконституционным, то это решение исполнению не подлежит и должно быть пересмотрено в установленном законом порядке. Подчеркивая юридическую силу решений, принимаемых Конституционным Судом РФ, ч.2 ст.79 Закона предусматривает: "Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Высокие требования предъявляются и к итоговому решению, называемому заключением. Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный Суд поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение Верховного Суда РФ. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, то дается отрицательное заключение. Оно так же, как и постановления по указанным выше вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение обвинительного процесса.

Иные решения, как отмечено в начале данного параграфа учебника, выносятся в большинстве случаев по вопросам, связанным с организацией работы в Конституционном Суде РФ или обеспечением успешного проведения его заседаний (пленарных или в составе палат). К числу таких вопросов можно отнести, например, вопросы об избрании Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря, об утверждении в должности руководителей подразделений Секретариата Суда, об одобрении Регламента, о формировании палат Суда, о принятии к своему производству конкретных дел, о назначении судей-докладчиков, о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок.

Решения по этим вопросам называются определениями Конституционного Суда РФ. Они, как правило, не оформляются в виде отдельных документов. Их излагают в протоколах пленарных заседаний или заседаний палат. Лишь по некоторым вопросам, разрешаемым определениями, требуется, чтобы такое определение было оформлено в виде отдельного письменного документа. Это требуется, к примеру, при вынесении судом решения, которым дается толкование ранее принятого им решения.

Важнейшее значение для результативной деятельности КонституционногоСуда имеют последствия, которые наступают в случае невыполнения его решений. Прежнее законодательство по этому вопросу не высказывалось. Однако эти гарантии закреплены в достаточно общей форме. Необходима разработка правового акта в этой важной области Конституционного судопроизводства. Целесообразно было бы вместе с тем включить основные нормы, касающиеся санкций, ответственности за невыполнение решений Конституционного Суда, в текст самой Конституции России.

 


Заключение

 

Проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности Конституционного суда Российской Федерации можно придти к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства Конституционный суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своей первостепенной задачи - защиты конституционных основ общественного строя и конституционных прав граждан России. Несмотря на определенные сложности в организации судебной практики, главная проблема эффективности работы Конституционного суда в России заключается не в недостатках процедуры конституционного судопроизводства или конституционного законодательства, а в обеспечении исполнения решений Суда, которые порой открыто игнорируются как субъектами федерации, так и ветвями федеративной власти. Неисполнение судебных решений - характерная черта всего российского правопорядка.Законность же в государстве, в том числе и конституционную, должны обеспечивать не Суд, а исполнительная власть, прокуратура, правоохранительные ведомства. Конституционный Суд - это фактически высшая и последняя инстанция, и он должен вступать в действие лишь тогда, когда не срабатывает вся остальная система власти или правосудия. Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.Итогом конституционного судопроизводства является формирование Судом определенных правовых позиций, т.е. обобщенных представлений Суда по конкретным конституционно – правовым проблемам. Необходимо отметить, что существует ряд причин, по которым правовые по­зиции Конституционного Суда РФ не получают должного применения. Это рецидивы правового нигилизма: медли­тельность Федерального Собрания (парламента) и предста­вительных (законодательных) органов субъектов Федера­ции по внесению изменений и дополнений в действующие законы, по подготовке и принятию новых законов; необосно­ванные позиции судов общей юрисдикции и других правоприменительных органов, не желающих менять правоприменительную практику в соответствии с правовыми пози­циями Конституционного Суда; неясность в понимании со­держания правовых позиций Конституционного Суда; слабое информирование о правовых позициях и решениях Консти­туционного Суда РФ и др. Конституционный Суд не публи­кует (в силу отсутствия финансовых средств) многие свои решения, в частности свои «отказные» определения, в ко­торых излагаются и комментируются вполне определенные правовые позиции.Решением этой проблемы видится не искоренение указанных причин в порядке принуждения, а формирование такого состояния общественного сознания и правовой культуры, при котором ни у одного органа, должностного лица или гражданина не возникает и доли желания действовать вопреки этому решению. Это станет лучшей гарантией выполнения решений Конституционного суда в полном объеме и в короткие сроки.

 


Список используемой литературы

Нормативный материал

Конституция РФ 1993 г.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ от 16.06.1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. №25 или Российская газета. №121. 30.06.1998.

Федеральный конституционный закон РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. №13. Ст.1447.

Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.02.1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.

Регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ / Утвержден Постановлением Совета Федерации от 30.01.2002 г. // Парламентская газета. №35-36. 19.02.2002.

Регламент Конституционного Суда РФ (Принят Конституционным Судом РФ 1.03.1995 г.) / Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов: В 2 т. Отв. ред. О.Е. Кутафин; сост. Н.А. Михалева. Т. 2. М. 1998.

Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда РФ» от 14.09.1995 г. №941 // Собрание законодательства РФ. 1995. №38. Ст.6849.

Положение о полномочном представителе Президента РФ в Конституционном Суде РФ / Утв. Указом Президента РФ от 31.12.1996 г. №1791 //Собрание законодательства РФ. 1997. №1. ст.118.

Указ Президента РФ «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда РФ и членам их семей» от 7.02.2000 г. №306 // Собрание законодательства РФ. 2000. №7.

Положение о постоянном представителе Государственной Думы Федерального Собрания РФ в Конституционном Суде РФ / Утв. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13.02.2004 г. // Собрание законодательства РФ. 2004. №8.

Порядок приведения к присяге судей Конституционного Суда РФ / Утв. Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 25.10.1994 г. №227 – 1 // Российская газета. №221. 15.11.1994.

Постановление Правительства РФ «О полномочном представителе Правительства РФ в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ» от 26.07.2001 г. №555 // Российская газета. №144. 31.07.2001.

Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда РФ, пребывающим в отставке и ежемесячном денежном содержании и порядке его выплаты членам семьи умершего (погибшего) судьи, находившимся на его иждивении / Утв. Постановлением Правительства РФ от 27.04.1995 г. №425 // Собрание законодательства РФ. 1995. №18. ст.1685.

Положение о порядке и размерах возмещения судебных расходов, понесенных гражданами и (или) объединениями граждан, а также их представителями в связи с участием в конституционном судопроизводстве / Утв. Постановлением Правительства РФ от 27.04.2005 г. №257 // Российская газета. №93. 5.05.2005.

 

Литература

1. Мазуров А.В. "Комментарий к Федеральному Конституционному Закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" (постатейный) // Частное право, 2006

 

Абросимова Е.Б. Суд в системе разделения властей: российская модель: Конституционно-теоретические аспекты: Учеб. пособие. М., 2005. 112 с.

Байтин М.И. О юридической природе решений Конституционного Суда РФ // Государство и право. 2006. №1.

Барановский К.В., Безруков А.В., Калугин А.Г. Влияние правовых позиций Конституционного Суда РФ на уголовно-процессуальное законодательство и практику // Журнал российского права. 2007. №11.

Басанов Д.А. Юридическая природа особого мнения судьи Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. 2006. №2.

Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005.

Бондарь Н.С. Конституционное правосудие как фактор модернизации российской государственности // Журнал российского права. 2005. №11.

Бондарь Н.С. Решения Конституционного Суда как мера свободы и ответственности // Конституционное и муниципальное право. 2006. №10.

Бондарь Н.С. Конвенционная юрисдикция Европейского Суда по правам человека в соотношении с компетенцией Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. 2006. №6.

Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учебное пособие. М., 2005.

Витушкин В.А. Определения как вид решений Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. 2005. №3.

Волкова Н.С. Приемы формирования правовой позиции Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. 2005. №9.

Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. 2004. №12.

Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в европейском правовом поле // Журнал российского права. 2005. №3

Зорькин В.Д. Верховенство права и конституционное правосудие // Журнал российского права. 2005. №12

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ, 2003. — 585 с.

Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М., 2003.

Лебедев В.М. Судебная власть в современной России. СПб.,2008. 368с.

Мазуров А.В. "Комментарий к Федеральному Конституционному Закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" (постатейный) // Частное право, 2006

Митюков М.А. К истории учреждения Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. 2006. №2.

Никулин В.В. Конституционное право России: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. 356 с

Судебная система России: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Ершова. М., 2006. 320 с.

Хабриева Т.Я. Толкование Конституции РФ: теория и практика. М. 1998.

Хлобыстова К.А. Конституция и модели конституционного контроля // Конституционное и муниципальное право. 2006. №2.

Чиркин В.Е. Органы конституционного контроля: Россия и зарубежный опыт // Журнал российского права. 1998. №4/5.

Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М. 2005.

Эбзеев Б.С. Конституционный суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля // Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 2-3

Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. Учебное пособие. М., 2006.

Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным Судом Российской Федерации: теоретические и практические проблемы // Государство и право. 1998. №5.

Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. О.Е. Кутафин. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

Яшникова Т.А. Конституционный Суд в системе высших органов Российской Федерации. - М.: Дело, 2007.

 


[1] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ, 2003. — 585 с.

[2] Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М., 2003.

[3] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ, 2003. — 585 с.

[4] Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном суде РФ 1994 г. // Государство и право. 2005. №7. С.3-8.

[5] Яшникова Т.А. Конституционный Суд в системе высших органов Российской Федерации. - М.: Дело, 2007.

[6] Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 2005. С.45. [7] Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации: проблемы деполитизации. // Государство и право. 1996. N 1. С.21-24.

[8] Яшникова Т.А. Конституционный Суд в системе высших органов Российской Федерации. - М.: Дело, 2007.

[9] Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М., 2003.

 

[10] Никулин В.В. Конституционное право России: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. 356 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: