Организационный момент
Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Постановка цели и задач урока
У: Ребята, Вы обратили внимание, какая музыка Вас сегодня встретила?
Д: Сказочная, волшебная, танцевальная.
У: Да, действительно! На прошлом уроке мы с вами побывали в музыкальном театре на сказке «Снегурочка» Римского-Корсакого. Какой тип музыки помог нам там оказаться?
Д: Песня.
У: На этом же уроке мы познакомились с Вами с песней «В новогоднем лесу».
Актуализация знаний, подготовка к изучению новой темы
У: Вспомним правила дыхания. Выполним дыхательную гимнастику.
У: Примите позу исполнителя.
У: Распевка: ма-мэ-ми-мо-му.
Над березою, над рябиною трели слышатся соловьиные.
Работа над музыкальными фразами, дикцией, ритмом, танцевальным характером исполнения.
Исполнение песни «Новый год».
У: Ребята, скажите, к какому типу музыки относится исполненное нами произведение?
Д: Песня-танец
У: Назовите типы музыки, которые Вы знаете?
Д: Танец, марш, песня
У: Сегодня мы с Вами продолжаем путешествовать в увлекательный мир сказочной музыки, в музыкальный театр. А о каком жанре идет речь, мы с Вами узнаем, когда отгадаем загадку.
У: Все герои спектакля на сцене танцуют -
Не поют, не играют и не рисуют…
Прекраснее спектакля в театрах нет,
А называется он просто - …
Д: Балет
У: Молодцы, справились с заданием!
4. Знакомство с новой темой.
У: Верно, балет. Тема нашего урока «Путешествие в музыкальный театр. Балет».
У: Кто когда-нибудь видел балет в театре или по телевизору?
Д: дают свои ответы
У: Изучая новую тему, мы с вами найдем ответы на вопросы: понятие балета, сказки, балетной мозаики, симфонического развития, образа танца. Побываем на сцене музыкального театра, познакомимся с выдающимися мировыми артистами балета.
|
У: Задание №1. По аналогии с жанром «Опера» попробуйте сформулировать, что такое «Балет». У вас на столах лежат конверты с «потерявшимися» словами. Помогите, пожалуйста, мне собрать его воедино.
Выполним это задание в парах.
Д: составляют на партах определение балета.
У: А теперь, давайте сверим, что у вас получилось. Какие главные слова вы можете выделить в этом определении?
Д: спектакль, музыкальный, хореография, танец, главные герои, музыкальный образ.
У: Итак, представьте ваши версии.
Д: Балет – это музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица передают образ при помощи танца.
У: А вот, какое определение этому жанру мы найдем в музыкальном словаре:
Балет – искусство синтетическое. В нём воедино переплетены различные виды искусства. (литература, музыка, хореография).
У: давайте просмотрим фильм об истории балета.
Видео: https://www.youtube.com/watch?v=iP-bMc4B0F8
У: Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из балета Чайковского «Щелкунчик». Но для начала давайте вспомним сюжет. Кто может рассказать?
Д: Действие этого балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным королем.
Видеофрагмент «Щелкунчик». Звучит Битва с мышами.
Видео: https://www.youtube.com/watch?v=Ibsxr9pUXvc
У: Какие средства выразительности использовал П.И. Чайковский в музыке сцены битвы Щелкунчика с мышами?
|
Д: Динамика, темп, ритм, мелодия.
У: В чем заключается развитие образов добра и зла в этой сцене?
Д: Добро всегда побеждает зло.
У: Какое литературное произведение лежит в основе этого балета?
Д: Сказка Гофмана
У: Как называется краткое литературное изложение сюжета оперы, балета?
Д: Либретто.
У: Какие особенности характера литературных персонажей подчеркнули композиторы в музыкальных образах?
Д: Добро и зло, храбрость, смелость, самопожертвование.
На слайде записаны сравнения, которые дети записывают в тетрадь.
У: Давайте сравним оперу и балет. В балете также могут выступать один, два и более актёров. В опере поёт солист, а в балете балерина танцует ВАРИАЦИИ. В опере могут петь дуэтом, а в балете парный танец называется ПА-ДЕ-ДЕ. В опере может участвовать хор, а в балете выступает КОРДЕБАЛЕТ. У танцоров и балерин есть специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты».
У: Балетный костюм – такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества.
Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире. Попробуем узнать некоторых из них и записать в тетрадь.
В презентации фотографии Николая Цискаридзе, Майи Плисецкой, Анна Павловой, Галины Улановой.
У: Великолепный балет-сказка был создан благодаря творческому союзу замечательных мастеров XIX века – хореографа Мариуса Петипа и композитора Чайковского.
|
У: Чем заканчивается балет Чайковского?
Д: Мари и принц попадают в сказочную страну сладостей и игрушек, где встречает фея Драже.
У: Для создания музыкального образа феи П. И. Чайковскому специально пришлось заказывать из Франции очень редкий, но удивительно красивый музыкальный инструмент – челеста
У: Сейчас мы с вами послушаем, как звучит челеста в вариации феи Драже. Постарайтесь определить, на какой русский музыкальный инструмент похоже её звучание?
Видео: https://www.youtube.com/watch?v=h0s_tLZ3DMk
Д: Звучание челесты похоже на звучание колокольчиков.
Этап закрепления знаний
У: Наше путешествие в мир Балета подходит к концу. Давайте ответим на вопросы.
На слайде вопросы
1. Что такое балет
2. Как называются юбки у балерин?
3. Как называется обувь балерин?
4. Впервые балет появился в …
5. В каком году состоялся первый российский балетный спектакль?
6. Кто произвел настоящий переворот в балетной музыке?
7. Каких известных русских балерин, танцовщиков и хореографов вы знаете?
Подведение итогов
Благодарю за активную работу на уроке. Надеюсь, у вас остались хорошие впечатления от нашего урока.
ЛИТЕРАТУРА
1. План-конспект урока / Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
URL: https://infourok.ru/plankonspekt-uroka-balet-klass-3428072.html