Актуализация знаний, подготовка к изучению новой темы




Организационный момент

Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Постановка цели и задач урока

У: Ребята, Вы обратили внимание, какая музыка Вас сегодня встретила?

Д: Сказочная, волшебная, танцевальная.

У: Да, действительно! На прошлом уроке мы с вами побывали в музыкальном театре на сказке «Снегурочка» Римского-Корсакого. Какой тип музыки помог нам там оказаться?

Д: Песня.

У: На этом же уроке мы познакомились с Вами с песней «В новогоднем лесу».

 

Актуализация знаний, подготовка к изучению новой темы

У: Вспомним правила дыхания. Выполним дыхательную гимнастику.

У: Примите позу исполнителя.

У: Распевка: ма-мэ-ми-мо-му.

Над березою, над рябиною трели слышатся соловьиные.

Работа над музыкальными фразами, дикцией, ритмом, танцевальным характером исполнения.

Исполнение песни «Новый год».

У: Ребята, скажите, к какому типу музыки относится исполненное нами произведение?

Д: Песня-танец

У: Назовите типы музыки, которые Вы знаете?

Д: Танец, марш, песня

У: Сегодня мы с Вами продолжаем путешествовать в увлекательный мир сказочной музыки, в музыкальный театр. А о каком жанре идет речь, мы с Вами узнаем, когда отгадаем загадку.

У: Все герои спектакля на сцене танцуют -

Не поют, не играют и не рисуют…

Прекраснее спектакля в театрах нет,

А называется он просто - …

Д: Балет

У: Молодцы, справились с заданием!

 

4. Знакомство с новой темой.

У: Верно, балет. Тема нашего урока «Путешествие в музыкальный театр. Балет».

У: Кто когда-нибудь видел балет в театре или по телевизору?

Д: дают свои ответы

У: Изучая новую тему, мы с вами найдем ответы на вопросы: понятие балета, сказки, балетной мозаики, симфонического развития, образа танца. Побываем на сцене музыкального театра, познакомимся с выдающимися мировыми артистами балета.

У: Задание №1. По аналогии с жанром «Опера» попробуйте сформулировать, что такое «Балет». У вас на столах лежат конверты с «потерявшимися» словами. Помогите, пожалуйста, мне собрать его воедино.

Выполним это задание в парах.

Д: составляют на партах определение балета.

У: А теперь, давайте сверим, что у вас получилось. Какие главные слова вы можете выделить в этом определении?

Д: спектакль, музыкальный, хореография, танец, главные герои, музыкальный образ.

У: Итак, представьте ваши версии.

Д: Балет – это музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица передают образ при помощи танца.

У: А вот, какое определение этому жанру мы найдем в музыкальном словаре:

Балет – искусство синтетическое. В нём воедино переплетены различные виды искусства. (литература, музыка, хореография).

У: давайте просмотрим фильм об истории балета.

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=iP-bMc4B0F8

У: Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из балета Чайковского «Щелкунчик». Но для начала давайте вспомним сюжет. Кто может рассказать?

Д: Действие этого балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным королем.

Видеофрагмент «Щелкунчик». Звучит Битва с мышами.

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=Ibsxr9pUXvc

У: Какие средства выразительности использовал П.И. Чайковский в музыке сцены битвы Щелкунчика с мышами?

Д: Динамика, темп, ритм, мелодия.

У: В чем заключается развитие образов добра и зла в этой сцене?

Д: Добро всегда побеждает зло.

У: Какое литературное произведение лежит в основе этого балета?

Д: Сказка Гофмана

У: Как называется краткое литературное изложение сюжета оперы, балета?

Д: Либретто.

У: Какие особенности характера литературных персонажей подчеркнули композиторы в музыкальных образах?

Д: Добро и зло, храбрость, смелость, самопожертвование.

На слайде записаны сравнения, которые дети записывают в тетрадь.

У: Давайте сравним оперу и балет. В балете также могут выступать один, два и более актёров. В опере поёт солист, а в балете балерина танцует ВАРИАЦИИ. В опере могут петь дуэтом, а в балете парный танец называется ПА-ДЕ-ДЕ. В опере может участвовать хор, а в балете выступает КОРДЕБАЛЕТ. У танцоров и балерин есть специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты».

У: Балетный костюм – такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества.

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире. Попробуем узнать некоторых из них и записать в тетрадь.

В презентации фотографии Николая Цискаридзе, Майи Плисецкой, Анна Павловой, Галины Улановой.

У: Великолепный балет-сказка был создан благодаря творческому союзу замечательных мастеров XIX века – хореографа Мариуса Петипа и композитора Чайковского.

У: Чем заканчивается балет Чайковского?

Д: Мари и принц попадают в сказочную страну сладостей и игрушек, где встречает фея Драже.

У: Для создания музыкального образа феи П. И. Чайковскому специально пришлось заказывать из Франции очень редкий, но удивительно красивый музыкальный инструмент – челеста

У: Сейчас мы с вами послушаем, как звучит челеста в вариации феи Драже. Постарайтесь определить, на какой русский музыкальный инструмент похоже её звучание?

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=h0s_tLZ3DMk

Д: Звучание челесты похоже на звучание колокольчиков.

Этап закрепления знаний

У: Наше путешествие в мир Балета подходит к концу. Давайте ответим на вопросы.

На слайде вопросы

1. Что такое балет

2. Как называются юбки у балерин?

3. Как называется обувь балерин?

4. Впервые балет появился в …

5. В каком году состоялся первый российский балетный спектакль?

6. Кто произвел настоящий переворот в балетной музыке?

7. Каких известных русских балерин, танцовщиков и хореографов вы знаете?

Подведение итогов

Благодарю за активную работу на уроке. Надеюсь, у вас остались хорошие впечатления от нашего урока.

ЛИТЕРАТУРА

1. План-конспект урока / Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

URL: https://infourok.ru/plankonspekt-uroka-balet-klass-3428072.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: