Физическая культура как социальный феномен современного общества




Определения и понятия физической культуры и спорта

 

по дисциплине: Физическая культура

по специальности: Для всех специальностей

 

 

Обсуждено на заседании кафедры
Протокол № 1 от 28.08.2017

   
       
       

 

Санкт-Петербург 2017

 

Физическая культура как социальный феномен современного общества

 

В законе РФ о физической культуре и спорте дано следующее определение ФК:

Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Физическая культура это – составная часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, красота и физическое совершенство. Физическая культура как элемент общей культуры и профессиональной подготовки студентов должна быть направлена на достижение единства телесно-духовного развития, создания основ физического и психического благополучия индивида, оптимизацию его жизнедеятельности.

 

Потребности человека к занятиям ФК можно свести в четыре группы:

1. Потребности в оптимальном для обычной жизнедеятельности человека разностороннем развитии физических способностей, двигательных навыков, укреплении здоровья и не специальном, «непрофессиональном» физкультурном образовании. Они реализуются в семье, дошкольных и школьных учреждениях, вузах, в системе физической подготовки личного состава вооруженных сил, в системе профессионально-прикладной физической подготовки.

2. Потребность в активном отдыхе, переключении деятельности с одного вида на другой, получении удовольствия от движений, общения в процессе занятий физическими упражнениями, укрепления здоровья, закаливания. Она удовлетворяется в процессе физической рекреации (зарядка, аэробика, бег трусцой, игры, прогулки, производственная гимнастика, спортивные занятия на рекреационном уровне и т.п).

3. Потребность в использовании физических упражнений для быстрейшего восстановления функций органов и частей тела, сниженных или временно утраченных в результате травм, реализуется в процессе двигательной реабилитации (специальные физические упражнения, массаж, водные и тепловые процедуры).

4. Потребность в соревновательной деятельности, в самоутверждении личности через высшие достижения, в исследовании и раскрытии биологических резервов и адаптационных возможностей человеческого организма на предельных уровнях реализуется в сфере спорта.

Различают ценностные и деятельностные компоненты ФК.

Ценностная сфера физической культуры реализует и совершенствует личностные ценности индивидаблагодаря предметным, духовным и материальным ценностям физической культуры, накопленным обществом и передаваемым из поколения в поколение для физического совершенствования человека.

Духовные ценности составляют теоретическое, научное, методическое наследие ФК (книги, фильмы, звукозаписи, спортивные зрелища и др.), возникающие в процессе физкультурной деятельности творчество, общественные и межличностные отношения.

Материальные ценности составляют учреждения ФК, спортивные сооружения, оборудование, спортивную экипировку, медицинское обеспечение, инвентарь и др.

Деятельностная сфера физической культуры отражает физкультурную деятельность людей, основным средством которой являются физические упражнения в сочетании с использованием оздоровительных сил природы и гигиенических факторов.

 

Деятельностная сфера физической культуры включает в себя:

1) массовую физическую культуру (физическое воспитание в семье, дошкольных учреждениях и учебных заведениях, физическое самовоспитание, физическую рекреацию),

2) лечебную физическую культуру ( двигательную реабилитацию ),

3) спорт (спортивную физическую культуру).

 

Массовая ФК - это деятельность людей в рамках процесса физического воспитания для своего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также физическая рекреация.

Массовую ФК составляют:

· Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование физически здорового, духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, в частности, на укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека.

· Физическая рекреация – средства ФК, используемые в режиме активного отдыха, такие как туризм, подвижные игры, и физкультурно-оздоровительные развлечения, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность.

· Гигиеническая физическая культура. Основными средствами её являются: - утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками.

 

Физическое воспитание - это целенаправленный педагогический процесс, который опирается на основные общие дидактические принципы сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности и направлен на формирование специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие разносторонних физических способностей человека.

Целью ФВ является формирование физической культуры личности. Цель ФВ достигается решением взаимосвязанных задач:

 

 

- оздоровительных и развивающих (укрепление здоровья, гармоническое развитие тела, достижение высокой работоспособности и др.);

- образовательных (приобретение необходимых знаний в области физической культуры);

- воспитательных (формирование потребности в занятиях, в физическом самосовершенствовании, развитие и совершенствование положительных качеств личности, ее морально-волевых, нравственных и эстетических начал и др.).

В ФВ различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и развитие физических качеств.

 

· Основными средствами ФВ являются физические упражнения в сочетании с использованием естественных сил природы и гигиенических факторов.

Физическое развитие - биологический процесс становления, изменение естественных морфологических (внешнее и внутреннее строение организма) и функциональных свойств организма человека (протекание в органах процессов жизнедеятельности) в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

ü ФР управляемо с помощью соответствующим образом подобранных и организованных мероприятий с использованием физических упражнений.

ü ФР обусловливается законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека.

ü Процесс ФР тесно связан со здоровьем человека и подчиняется закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в этот процесс с целью управления возможно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различныевозрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функцийорганизма, старения.

ü Процесс ФР подчиняется закону единства организма и географическая среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека.

Физическая подготовленность является внешним проявлением уровня физической активности: уровня развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), степенью владения двигательными умениями и навыками, необходимыми для успешного осуществления определенного рода деятельности человека, а также физической работоспособностью.

В практике ФВ физическая подготовленность определяется по результатам выполнения специальных тестов. Необходимый уровень физической подготовленности достигается в результате физической тренировки, называемой физической подготовкой.

Физическая подготовка - это одна из разновидностей ФВ, имеющая общую или выраженную прикладную направленность, содержанием которой является целенаправленное освоение движений и развитие физических способностей применительно к определенному виду деятельности.

Общая физическая подготовка направлена на достижение определенного уровня развития основных физических качеств, на овладение жизненно необходимыми умениями и навыками и является одной из основных составляющих процесса ФВ.

Спортивная физическая подготовка направлена на целенаправленное развитие тех физических качеств и совершенствование тех двигательных умений и навыков, которые обеспечивают успех в определенном виде спорта.

Профессионально-прикладная физическая подготовка обеспечивает развитие и совершенствование профессионально важных физических и психофизиологических качеств, а также повышение общей и неспецифической устойчивости организма в условиях неблагоприятной среды.

 

Функциональная подготовленность организма к физической нагрузке это состояние систем организма, их реакция на испытываемую физическую нагрузку. Внешние проявления физической подготовленности человека обеспечиваются деятельностью (функционированием) костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

ФП отдельной системы организма оценивают с помощью так называемых функциональных проб, основная задача которых заключается в проверке функций системы, учитывая ее реакцию на воздействия на организм определенной, дозируемой физической нагрузки. В процессе рациональной тренировки повышается уровень и экономизация использования функциональных резервов адаптации организма к любым неблагоприятным факторам внешней среды.

Функциональная подготовка - планомерный, многофакторный процесс управления индивидуальными биологическими резервами организма человека с использованием различных средств, методов физической, технической, тактической и психической подготовки.

Целью функциональной подготовки при занятиях ФК и спортом является расширение границ функциональной адаптации, позволяющей без ущерба для здоровья переносить повышенные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, достигая при этом высокого мастерства.

ФП - это уровень слаженности взаимодействия психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемого корой головного мозга и направленного на достижение заданного результата, с учетом конкретного вида физических нагрузок и этапа подготовки занимающегося.

 

ФП оценивается как: высокая, средняя или низкая по уровню физиологических и биоэнергетических резервов, экономичности их использования, что связано, в свою очередь, с биологическими способностями организма мобилизовывать, реализовывать, восстанавливать и устойчиво удерживать физиологические функции как в рамках одного тренировочного занятия, так и на различных этапах подготовки.

Для оценки психической подготовленности нужно исследовать психическое состояние в данный момент (напряженность и др.признаки), профессионально значимые для данных упражнений психические качества (восприятия, внимания, прогнозирования и реализации действий, быстроты и точности реакций); нейродинамические характеристики: возбудимость, подвижность, устойчивость и психическую работоспособность.

В изучении энергетического компонента ФП основное внимание уделяется оценке аэробной и анаэробной производительности.

Двигательный компонент ФП изучается и оценивается тестированием профессионально значимых физических качеств, а в спортивных играх – еще и игровой двигательной активности.

Исходя из представлений о функциональной системе П. К. Анохина, для оценки ФП значение имеют не столько изменения отдельных показателей, сколько характер и теснота взаимодействия между компонентами этой подготовленности. Это правило важно помнить и при планировании и коррекции тренировочных нагрузок в массовом и большом спорте.

Уровень функционирования компонентов спортивной деятельности значительно изменяется в зависимости от ее режима. Этот уровень, повышаясь уже в предстартовом состоянии, достигает максимума в ходе соревнований, а в покое он становится минимальным, характеризуя экономичность физиологических процессов в организме.

Физическое совершенство - высшая степень развития индивидуальных физических способностей, которые соответствует требованиям трудовой и других сфер жизненной деятельности.

Оздоровительно – реабилитационная ФК – использование средств физической культуры с целью восстановления функций организма после заболеваний, перенесенных травм, а также при утомлении. Основными средствами ее являются:

· Лечебная гимнастика - это комплекс специально подбираемых физических упражнений и спортивных средств для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин, связанных с потерей мышечной силы и объёма движений суставов.

· Циклические упражнения с дозированной нагрузкой (ходьба, бег, плавание и др.).

· Нетрадиционные системы физических упражнений системы локального воздействия

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Ее основа – выполнение упражнений с резким коротким вдохом через нос, направляя воздух в нижнюю часть живота. Упражнения для профилактики и лечения заболеваний органов дыхания обеспечивают успокаивающий эффект.

Комплекс упражнений для глаз Э.С. Аветисова – упражнения для сохранения и коррекции остроты зрения, профилактика.

 

Спорт – составная часть физической культуры, сложившаяся в форме соревновательнойдеятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.Спорт имеет свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностных ценностей, поэтому в деятельностной сфере ФК его выделяют особо, используя словосочетания физкультура и спорт. Спорт в традиционном выражении вынесен за рамки физкультуры в узком понимании этого термина, т.к. включает в себя:

· Спорт высших достижений и профессиональный спорт, целями и задачами, которых не является укрепление здоровья, а тренировочные и соревновательные нагрузки не всегда адекватны возможностям спортсменов.

· Виды спорта, в которых двигательная активность и тренировочная нагрузка настолько незначительны, что не приводят к физическому развитию спортсмена (стрельба, шахматы, шашки, бридж, бильярд, ряд технических видов спорта и др.).

Такие виды спорта не могут служить средствами физического воспитания студентов.

 

Все компоненты ФК функционируют в единстве и взаимодействии друг с другом, их общим основным средством являются физические упражнения в сочетании с использованием естественных сил природы и гигиенических факторов. Так физкультурная деятельность студентов в рамках организованного учебного процесса по ФВ не обходится для каждого из них в большей или меньшей степени без спортивной составляющей, а при необходимости - и без лечебной физкультуры. С другой стороны, спорт на соответствующих уровнях может входить в повседневную жизнь студента и будущего специалиста как серьезное, с выраженным спортивным интересом занятие, как средство активного отдыха и проведения досуга (физической рекреации), а также как эффективное средство лечебной физкультуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: