На севере Таиланда живет несколько племен. Некоторые уже давно осели в чистеньком и благополучном Тае, который умудрился на протяжении всей истории оставаться независимым от колониальных держав, и сохранил древние традиции и культуру. Правительство Таиланда не дает беженцам гражданство, а разрешает им жить только на определенной территории. Но, к мигрантам относятся гостеприимно и создают для них специальные лагеря, в которых им дают крышу над головой и возможность заработать. Акху, яо, карены и другие народности работают на фермах, делают поделки из дерева, ткут платки и покрывала. Многие каждый день ездят на работу в этнические деревни, созданные для туристов. Там обычно в одном месте собирают представителей всех племен и платят им зарплату, небольшие денежки за их сувениры и поделки. В одну из таких деревень мы и приехали в Чианграе. Называется она LongNeckKarenVillage и находится в 10 километрах от города.
В Тайланде к основным группам этнических племён относятся народы: Карен, Мео, Акха, Лаху, Лав, Лису и Яо. Все они являются эмигрантами из Тибета, Мьянмы и Китая, бежавшие в Тайланд, спасаясь от войн и голода. Они расселились на территории Королевства, вдоль северной тайско-бирманской границы. Эти народы кроме традиций и быта имеют разные языки, религию и национальную одежду. До многих горных поселений, живущих в северных районах страны, трудно добраться.
Народ Акха
Каждое горное племя имеет свою традиционную одежду и украшения. Женщины племён её изготавливают вручную из хлопка и льна, выращенных на полях племени. Акха отдают предпочтение украшениям из серебра с различным орнаментом. Количество и размер украшений является эталоном благополучия и социального положения.Внешне они заметно отличаются от других народов Севера Таиланда своей нарядной и богатой украшениями одеждой. Особенно знаменит их головной убор. Эта шапка (бывает трех видов) переходит по наследству, и представляет собой целое сооружение. Она покрыта десятками нашитых плотными рядами раковин каури, серебряных чешуек и монет различного происхождения и достоинства.
|
Также для украшения шапок используются самые разные вещи: семена растений, крашенные куриные перья, лоскутки ткани, осколки зеркала и многое другое.Головные уборы, самый зрелищный и сложный элемент в одеяниях Акха. Женщины подчеркивают свой возраст и семейный статус стилем носимого головного убора. В возрасте 12 лет они меняют детскую шапку, на девичий головной убор.В середине подросткового возраста головной убор меняется на «Ю-Кой» — хлопковую шапку взрослой женщины, украшенную владелицей цветными бусинами, серебряными шариками, прядями цветной шерсти и кисточками из птичьих перьев, серебряными монетами и колокольчиками. Иногда шапку украшают мехом обезьяны или собаки, крыльями жуков и французскими, индийскими или бирманскими монетами колониальных времен.
В общине отсутствует строгая классовая система, и уважение, как правило, приходит с возрастом и опытом. В культуре народа Акха нет письменности, а разговорный язык происходит от Тибето-Бирманской этнической группы Лоло (Йи).
По одному из древних приданий, передающихся из уст в уста, Акха считают своей прародиной Тибетское Нагорье.
Акха верят, что люди и духи произошли от одной матери, и жили вместе до тех пор, пока ссора не разлучила их. Духи, обидевшись, ушли жить в леса, а люди остались в своих деревнях. Духи делятся на «добрых» — помогающих в делах и приносящих счастье, и «злых» — несущих болезни и смерть. Духи домашнего очага и деревни, считаются добрыми, поскольку они олицетворяют предков, приглядывающих за членами своих семей. Духи деревьев, леса и рек — злые, приносящие несчастья, беды и болезни.
|
Календарь Акха делится на сезоны — «Сезон Людей» (Сухой) и «Сезон Духов» (Влажный). Ежегодно во время влажного сезона, злые духи должны быть изгнаны через ритуал жертвоприношения.
Акха верят в одушевленность каждой вещи на земле, и приносят жертвы во имя своих предков — рекам, горам и небесам, и мифическим драконам каждую неделю.
Родившихся близнецов, или новорожденных имеющих изъяны воспринимают как крайне зловещее явление — духи принесли несчастье в деревню, потому что считается, что только животные могут родить более одной особи. Еще двадцать лет назад, в таких случая близнецов немедленно убивали.
Некоторые виды смерти, например — стать жертвой тигра, считаются особенно плохими. С телом погибшего должны быть проведены ритуалы, и оно должно быть захоронено особым образом.
Нельзя прикасаться к каким-либо предметам рядом с деревенскими воротами.
Нельзя приносить сырое мясо в деревню.
Беременным женщинам, не состоящим в браке, запрещено рожать в поселке.
Свиньям запрещено рожать в деревне, и если родились только один или два поросенка они будут убиты, и предложены людям в качестве пищи.
|
Вдова или разведенная женщина не может закончить свой век и остаться умирать в деревне. Если такое произошло, её семья вынуждена покинуть деревню, и обосноваться в другом месте.
По народным приданиям — смерть является переходом из мира людей в духовный мир, и воссоединение с предками. Прежде чем хоронить тело, проводятся ритуалы очищения, чтобы дух умершего человека не причинил вреда жителям. Тело омывают, в рот усопшего вкладываются кусочки серебра.
Обряд смерти и пение священных текстов длится в течении двух дней, пока в конце концов тело не помещают в гроб и захоранивают. На следующий день семья посещает могилу в последний раз — больше они не придут туда никогда. Через год проводится церемония, где семья призывает душу умершего вернуться в родительский дом и приглядывать за ними.
Внешне акха невозможно перепутать с другими народами: несмотря на свою бедность, они разодеты в пух и прах. Преобладающими цветами костюма являются черный и серебряный - последний от обилия украшений, которыеносятженщины.Кроме того, западного человека шокирует, что старые женщины этого племени имеют абсолютно черные зубы - от многолетнего жевания бетеля. Листья бетеля жуют вместе с гашеной известью и кусочками семян пальмы катеху.Семена пальмы катеху содержат алкалоид ареколин, который стимулирует слюноотделение (слюна окрашивается в красный цвет) и сам является возбуждающим средством. Эта смесь, известная под названием «бетелевая жвачка», используется уже несколько тысяч лет. (Иногда добавляется табак).
Мифологияакха во многом заимствована у китайцев и тибетцев. Их неделя делится на 12 дней, названных по именам животных - пятый день именуется "забытый", так как имя одного из животных называть нельзя. Но какого именно,неизвестно.
Лаху
В семьях горных народов в основном моногамный и патриархальный уклад жизни, кроме Каренов и Лаху (у них матриархат). Каждая семья является частичкой клана, а он в свою очередь даёт семье способ выживания и защиты от окружающего мира. Каждое племя имеет свою религию и богов. В основном они верят и поклоняются духам земли, воды, деревьев и т.д. Многие представители племен Лаху и Лису являются буддистами.Лаху официально признаны одной из этнических групп Китая и Вьетнама, небольшие группы живут в Бирме и Лаосе. Многие китайские и бирманские лаху - христиане, тайские исповедуют буддизм.
В повседневной жизни лаху одеваются в современную одежду, и вы вряд ли сможете визуально отличить лаху от других жителей этой местности.