1. Методология в системе искусствоведческого знания
2. Античные представления об искусстве.
3. Представления об искусстве в Средние века.
4. Литература об искусстве в эпоху Возрождения. Дж. Вазари
5. Эпоха барокко в истории науки об искусстве
6. Эпоха Просвещения и Винкельман
7. Гете, Лессинг и романтизм в истории искусствознания
8. Гегель и берлинская школа истории искусства
9. Позитивизм и культурно-историческая школа
10. «Археология искусства» и знаточество
11. Концепция Г. Вельфлина
12. Основные представители немецкого формализма
13. Основные представители французского формализма
14. Английский формализм
15. Концепция А. Ригля
16. М. Дворжак: история искусства как история духа
17. Х. Зедельмайер
18. Ранняя история иконографии (традиции церковной археологии)
19. Основные представители иконографического подхода
20. Отечественная школа иконографии
21. А. Варбург и варбургский кружок
22. Иконология Э. Панофского
23. Р. Виттковер о проблемах интерпретации «визуальных смыслов»
24. Семиотика в искусствознании
25. Художественная критика. Эссеизм
26. Психологические подходы к искусству
27. Социологические подходы к искусству
28. Религиозные подходы к искусству
Основная литература:
1. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. – М.: «Из-во В. Шевчук», 2017. – 312 с.
2. Гомбрих Э. Символические образы. Очерки по искусству Возрождения. – СПб.: «Алетейя», 2017. – 408 с.
3. Гомбрих Э. История искусств. – М.: «Искусство – XXI век», 2017. – 688 с.
4. Флоренский П. История и философия искусства. – М.: «Академический проект», 2017. – 655 с.
5. Бергсон А. Творческая эволюция. – СПб.: «Азбука», 2017. – 384 с.
6. Эко У. Vertigo. Круговорот образов, понятий, предметов. М.: «Слово / Slovo», 2017. – 406 с.
7. Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятия. – М.: «Пальмира», 2017. – 315 с.
8. Барт Р. Мифологии. – М.: «Академический проект», 2017. – 351 с.
9. Шпенглер О. Закат Европы. – М.: «Юрайт», 2017. – 307 с.
10. Митчелл У.Дж.Т. Иконология. Образ. Текст. Идеология. – М.: «Кабинетный ученый», 2017. – 240 с.
11. Юнг К.-Г. Человек и его символы. – М.: «Серебряные нити», 2017. – 352 с.
12. Винкельман И. История искусства древности. М.: «Пальмира», 2017. – 501 с.
13. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. – М.: «Рипол Классик», 2017. – 350 с.
14. Лало Ш. Введение в эстетику. – М.: «Рипол Классик», 2017. – 456 с.
15. Рескин Дж. Радость навеки и ее рыночная цена, или Политическая экономия искусства. – М.: «URSS», 2017. – 144 с.
16. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – М.: «Альфа-Книга», 2017. – 1278 с.
17. Гете И.В. Учение о цвете. Теория познания. – М.: «URSS», 2017. – 200 с.
18. Шестаков В.П. История эстетических учений. – М.: «URSS, 2017. – 408 с.
19. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: «URSS», 2017. – 646 с.
20. Соловьев В. Красота как преображающая сила. – М.: «Рипол-Классик», 2017. – 496 с.
21. Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. ТРИАЛОГ 2. Искусство в пространстве эстетического опыта. В 2 т. Т.1, 2. М.: «Прогресс-Традиция», 2017. – 1064 с.
22. Выготский Л.С. Психология искусства. – СПб.: «Азбука», «Азбука-Аттикус», 2017. – 448 с.
23. Фромм Э. Кризис психоанализа. – М.: «АСТ», 2017. – 256 с.
24. Беньямин В. Новые сочинения. – М.: «V-A-C Press», 2017. – 232 с.
25. Беньямин В. Краткая история фотографии. М.: «Ад Маргинем Пресс», 2016. – 168 с.
26. Формальный метод. Антология русского модернизма. В 3 т. – М.: «Кабинетный ученый», 2016.
27. Фромм Э. Антомия человеческой дестуктивности. – М.: «АСТ», 2016. – 624 с.
28. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. – М.: «Постум», 2016. – 240 с.
29. Фуко M. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. – M.: ООО «Ad Marginem Press», 2016. – 416 с.
30. Хоркхаймер М. Адорно Т. Культурная индустрия. Просвещение как способ обмана масс. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2016. – 104 с.
31. Блант Э. Теория искусства в Италии 1450–1600. – М.: «Кучково поле», 2016. – 176 с.
32. Хогарт У. Анализ красоты. – СПб.: «Азбука», «Азбука-Аттикус», 2016. – 288 с.
33. Шестаков В.П. История истории искусства: От Плиния до наших дней. – М.: «URSS», 2015. – 336 с.
34. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. – М.: «АСТ», 2015. – 928 с.
35. Арсланов В.Г. Теория и история искусствознания. Античность. Средние века. Возрождение. – М: «Академический проект», 2015. – 436 с.
36. Арсланов В.Г. Теория и история искусствознания. Просвещение. Ф. Шеллинг. Г. Гегель. – М: «Академический проект», 2015. – 435 с.
37. Арсланов В.Г. Теория и история искусствознания. XX век. Формальная школа. – М: «Академический проект», 2015. – 344 с.
38. Арсланов В.Г. Теория и история искусствознания. XX век. Духовно-исторический метод. Социология искусства. Иконология. – М: «Академический проект», 2015. – 275 с.
39. Арсланов В.Г. Теория и история искусствознания. XX век. Постмодернизм. – М: «Академический проект», 2015. – 287 с.
40. Торопыгина М. Иконология. Начало. Проблема символа у Аби Варберга и в иконологии его круга. – М.: «Прогресс-Традиция», 2015. – 656 с.
41. Рескин Дж. Законы Фиезоло. М.: «URSS», 2015. – 154 с.
42. Рескин Дж. Лекции об искусстве. – СПб.: «Азбука», «Азбука-Аттикус», 2015. – 448 с.
43. Рескин Дж. Теория красоты. – СПб.: «Азбука», «Азбука-Аттикус», 2015. – 288 с.
44. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. – М.: «URSS», 2015. – 240 с.
45. Гюйо Ж.М. Искусство с точки зрения социологии. – М.: «URSS», 2015. – 392 с.
46. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. – М.: «Corpus», 2014. – 352 с.
47. Джеймисон Ф. Марксизм и интерпретация культуры. – М.: «Кабинетный ученый», 2014. – 414 с.
48. Зиммель Г. Рим. Флоренция. Венеция. – М.: «Grundrisse», 2014. – 96 с.
49. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М.: «Добросвет», «КДУ», 2013. – 392 с.
50. М. Фридлендер. Об искусстве и знаточестве. – СПб.: Андрей Наследников, 2013. – 248 с.
51. Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства. – М.: Прогресс-Традиция, 2012. – 840 с.
52. Барт Р. Ролан Барт о Ролане Барте. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. – 224 с.
53. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: «Архитектура-С», 2012. – 392 с.
Дополнительная литература
1. Кассирер Э. Философия символических форм. В 3 т. Т.1-3. М.: «Академический проект», 2011
2. Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи. – М.: «Весь мир», 2011. – 336 с.
3. Фриче В. Социология искусства. – М.: «Либроком», 2011. – 208 с.
4. Петровская Е.В. Теория образа. – М.: РГГУ, 2010. – 281 с.
5. Ванеян С.С. Тело символа. Архитектурный символизм в зеркале классической методологии. – М.: «Прогресс-Традиция», 2010. – 831 с.
6. Бычков В.В. Эстетическая аура бытия: Современная эстетика как наука и философия искуства. – М.: «Издательство МБА», 2010. – 784 с.
7. Панофский, Э. Этюды по иконологии. – СПб.: «Азбука-классика», 2009. – 432 с.
8. Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии возрождения античности. – СПб: Азбука-Классика, 2008. – 384 с.
9. Хайдеггер М. Исток художественного творения. – СПб.: «Академический проект», 2008. – 528 с.
10. Эстетика и теория искусства. Хрестоматия. – М.: «Прогресс-Традиция», 2008. – 688 с.
11. Рыков А.В. Постмодернизм как радикальный консерватизм. Проблемы теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960–1990-х годов. – СПб.: «Академический проект», 2007. – 560 с.
12. Панофский, Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. – СПб.: «Азбука-классика», 2006. – 640 с.
13. Флоренский П.А. Иконостас. – СПб.: «Общество памяти игуменьи Таисии», 2006. – 192 с.
14. Успенский Б. А. Семиотика искусства. – М.: «Языки славянской культуры», 2005. – 360 с.
15. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. – М.: «Азбука», 2004. – 288 с.
16. Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы. СПб., 2004. – 560 с.
17. Панофский, Э., Перспектива как «символическая форма». — СПб,: Азбука-классика, 2004. – 336 с.
18. Гинзбург К. Мифы – эмблемы – приметы. – М.: «Новое издательство», 2004. – 348 с.
19. Эко У. Открытое произведение: Форма и неопосредованность в современной поэтике. – СПб.: Академический проект, 2004. – 384 с.
20. Лосский В.Н. Боговидение. – М.: «ACT», 2003. – 768 с.
21. Габричевский А.Г. Морфология искусства. – М.: Аграф, 2002. – 863 с.
22. Бельтинг X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства / пер. с нем. К.А. Пиганович. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 752 с.
23. Панофски, Э., IDEA: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. – СПб.: Андрей Наследников, 2002. – 237 с.
24. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. – СПб.: «Академический проект», 2002. – 544 с.
25. Дворжак М. История искусства как история духа. – СПб.: «Академический проект», 2001. – 336 с.
26. Вейдле В. Умирание искусства. – М7: «Республика», 2001. – 447 с.
27. Адорно Т. Эстетическая теория. – М.: «Республика», 2001. – 526 с.
28. Лосев А.Ф. История античной эстетики. В 8 т. Т. 1–8. – М.: «Фолио», «ACT», 2000.
29. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. – СПб.: Алетейя, 2000. – 347 с.
30. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб.: «Искусство – СПБ », 2000. – 704 с.
31. Лосев А.Ф. История античной эстетики: в 8 т. – М.: «Фолио»; «ACT», 2000.
32. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. – М.: «Intrada», 2000. – 160 с.
33. Безансон А. Запретный образ. Интеллектуальная история иконоборчества. – М.: МИК, 1999. – 424 с.
34. Зедльмайр Х. Искусство и истина. О теории и методе истории искусства. Пер. и комм. С.С.Ванеяна. М., 1999. – 366 с.
35. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб.: Петрополис, 1999. – 240 с.
36. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. – СПб.: «Алетейя», 1999. – 216 с.
37. Делёз Ж. Различие и повторение / Пер. с фр. Н. Б. Маньковской и Э. П. Юровской. – СПб.: Петрополис, 1998. – 384 с.
38. Фуко М. История безумия в Классическую эпоху / Пер. с франц. И.К. Стаф. – СПб: Университетская книга, 1997. – 576 с.
39. Лосев А.Ф. Форма – стиль – выражение. – М.: «Мысль», 1995. – 944 с.
40. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М.: «Искусство», 1995. – 320 с.
41. Фрейд З. художник и фантазирование. – М.: «Республика», 1995. – 400 с.
42. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Пер. с фр. В. П. Визгина и Н. С. Автономовой. – СПб.: «А-cad». 1994. – 408 с.
43. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. – М.: «Искусство», 1994. – 606 с.
44. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М.: «Гнозис», «Прогресс», 1993. – 270 с.
45. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. – М.: «Искусство», 1991. – 367 с.
46. Юнг К.-Г. архетип и символ. – М.: «Ренессанс», 1991. – 304 сю
47. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс, 1989. – 616 с.
48. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М.: «Прогресс», 1988. – 704 с.
49. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. – М.: «Искусство», 1987. – 286 c.
50. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: «Искусство», 1986. – 341с.
51. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: «Художественная литература», 1975. – 504 с.
52. Библер B.C. Мышление как творчество. – М.: Искусство, 1975. – 399 с.
53. Гете И.-В. Об искусстве. – М.: «Искусство», 1975. – 624 с.
54. М. Шапиро. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа. – Семиотика и искусствометрия. М., 1972, с. 136–163.
55. Земпер Г. Практическая эстетика. – М.: «Наука», 1970. – 320 с.
56. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. – М.: «Искусство», 1970. –592 с.
57. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М.: «Искусство», 1965. – 374 с.