Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее воспитание, образование, развитие почитание). В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.
В жизни общества и отдельного человека культура играет существенную роль. Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием.
Духовная сфера жизни общества включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных её проявлениях
и организациях, а также творческую деятельность людей. Подобно тому как материальные ценности создаются в обществе трудом многих людей, ценности духовные также постоянно созидаются в обществе. Это знания, идеи, образы, языки, искусство, обряды, обычаи, нормы. Духовные ценности отличаются от ценностей материальных особой долговечностью. Пусть не сохранились до наших дней многие шедевры мировой культуры, но память о них передаётся из поколения в поколение через легенды, предания, воспоминания и т. п. Нет предела насыщению знаниями, впечатлениями от произведений искусства и стремлению человека понять суть явлений окружающего мира. Духовные ценности в большей степени, чем материальные, запечатлевают особенности личности их создателей.
Созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий. Это и учителя, и библиотекари, и музейные работники, и учёные в самых разных областях знания. В этой сфере трудятся писатели, художники, артисты, музыканты. Именно об этих профессиях принято говорить как о творческих. Без творческих успехов талантливых людей невозможно создать истинные произведения культуры.
|
Духовная сфера включает и учреждения, готовящие кадры профессиональных работников культуры. К их числу относятся музыкальные и художественные школы и училища, консерватории, колледжи и институты культуры и др.
Многие люди участвуют в создании духовных ценностей, не являясь профессиональными работниками этой сферы, а, так сказать, по велению души. Они увлёченно занимаются художественной самодеятельностью, создают в свободное от основной работы время подлинные произведения искусства, посвящают себя научному или техническому творчеству.
Достижения духовной культуры создаются, сохраняются, распространяются и потребляются людьми при посредстве многочисленных специализированных учреждений - библиотек, архивов, школ и высших учебных заведений, научных институтов, консерваторий, театров, клубов, филармоний, музеев, выставочных залов, а также культовых сооружений разных религий.
Современный человек не может считаться культурным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию мировой и отечественной культуры. Для того чтобы быть настоящим ценителем прекрасного, мало обзавестись десятком собраний сочинений классиков, модных аудиозаписей или дисков. По-настоящему культурный человек стремится быть широкообразованным. Истинно культурный человек не может чувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей. Человечность, порядочность — это те качества, которыми непременно обладает культурный человек.
|
Развитие культуры в современной России и ДНР
Современная культурная жизнь отличается большим разнообразием. Люди получили широкий доступ ко всему многообразию достижений человечества без каких-либо ограничений. Но при этом немало низкопробных и малохудожественных поделок заполнили культурное пространство. Многие специалисты по современной культуре с горечью говорят о засилии жестокости, криминальной романтики, секса на экранах телевизоров, кинотеатров и в книжно-журнальной продукции. Все эти «произведения» отнюдь не способствуют развитию духовности. Каждый, кто живёт в России и ДНР, на практике ощущает трудности, которые переживает сфера культуры. Статистика неумолимо отмечает рост цен на билеты в музеи, театры и кинотеатры. Многим приходится выбирать, на что потратить деньги: на удовлетворение материальных или духовных запросов. В последние годы всё шире распространяется деятельность меценатов. Культурные фонды, в которые вносят свой вклад фирмы, предприниматели, общественные деятели, не только способствуют поддержанию и возрождению памятников культуры, но и финансируют различные культурные акции: музыкальные и театральные фестивали, творческие конкурсы, гранты для наиболее талантливых исполнителей и учёных, выставки и др.
ОБРАЗОВАНИЕ
Образование — это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации. Каждое новое поколение овладевает знаниями, опытом, накопленными предыдущими поколениями, вносит свой вклад в непрерывно пополняемую сокровищницу культуры.
|
Образование тесно связано с жизнью данного общества. Запросы быстро изменяющейся жизни во многом определяют цели образования, состав и содержание учебных предметов. Образование активно воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развиваются её экономика, культура. Человеческое общество постоянно развивается. Одним из наиболее значимых современных результатов общественного развития является становление и развитие информационного общества. Главной задачей информационного общества является обеспечение конкурентоспособности страны, образования, личности (т. е. способность выдержать конкуренцию).
Уже в основной школе начинается процесс формирования личностных качеств, соответствующих запросам информационного общества. Назовём некоторые из них:
— уметь приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях;
— проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность в принятии и выполнении решений;
— овладевать достижениями отечественной и мировой культуры; понимать, что культурный человек хорошо подготовлен к самостоятельному творчеству, к высококачественной работе, к пользованию гражданскими правами;
— учитывать запросы рынка труда, уметь доказывать свою конкурентоспособность в процессе деятельности, при перемене профессии.
В информационном обществе всё более отчётливо просматривается связь между уровнем образования и положением человека в обществе.
Образование в ДНР подразделяется на:
Ø общее образование - 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование;
Ø профессиональное образование - 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее профессиональное образование – бакалавриат, специалитет, магистратура;
Ø дополнительное образование - дополнительное образование (обучение) детей и взрослых и дополнительное высшее профессиональное образование – подготовка кадров высшей научно-педагогической и научной квалификации (аспирантура, докторантура, адъюнктура, ординатура, ассистентура-стажировка);
Ø профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование, например, имеются учебные центры (курсы, институты усовершенствования и переподготовки), занятия в которых направлены в основном на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специальностей (от строителей до врачей, учителей, работников телевидения). Учёные полагают, что в нашу эпоху важным средством непрерывного образования является дистанционное обучение через Интернет. Оно способно предоставить равные возможности для получения образования высокого уровня всем желающим, независимо от места их проживания, возраста и т. п.)
Непрерывное образование включает также самообразование. Его содержание определяется самим человеком, проявляющим личный интерес к приобретению знаний в области науки, техники, культуры, к познанию современных общественных отношений. Велика роль самообразования в повышении культуры личности.
Основной источник самообразования — чтение, изучение литературы. Кроме книг, журналов, газет, самообразованию способствуют прослушивание лекций, посещение музеев, выставок, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач.
РЕЛИГИЯ
Религия — одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности. Религия - это совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (божеств, духов), которые являются предметом поклонения.
Любая религия предполагает наличие таинственной связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними. Любая религия неразрывно связана с верой. Религиозная вера всегда связывается с убеждением в наличии неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере на судьбу человека, жизнь общества. Религиозная вера — это ещё и определённые переживания, чувства человека (например, любовь, благоговение, страх), проявляемые по отношению к Богу (или другим сверхъестественным силам). Человек религиозный убеждён в реальности контакта с Богом, в том, что Бог в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов и что верующий имеет каналы связи с ним, например, произнося молитву или осуществляя жертвоприношение. Верующий полагает, что Бог предъявляет определённые требования к его поведению и может призвать к ответу за их невыполнение. Для этого человек совершает определённые действия — обряды, каждый элемент которых наполнен глубоким религиозным смыслом и отражает основополагающие идеи религии. Вершиной обрядовых действий является молитва — непосредственное словесное обращение человека к Богу.