Основные направления философии эпохи Возрождения (XIV – XVII вв.)
| Направление
| Основные представители и их труды
| Их философские взгляды
| | 1. Гуманистическое
| Данте Алигьери
(1265-1321) -
автор «Божественной комедии»
| Данте Алигьере в своей знаменитой «Божественной комедии» высмеивал противоречивые истины христианского учения. Он восхвалял человека, признавая, что в нем есть и божественное и природное начало, которые находятся в гармонии друг с другом. Верил в счастливое будущее человека и его изначально добрую природу.
| | Франческо Петрарка (1304-1374) -
автор «Книги песен»,
трактата
«О презрении к миру»
| Франческо Петрарка полагал, что человеческая жизнь уникальна и дается один раз, поэтому человек должен жить не для Бога, а для себя и быть свободным физически и духовно. Он отрицал возможность загробной жизни, считая, что бессмертия можно добиться лишь в памяти людей. Человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить.
| | Лоренцо Валла
(1507-1557) -
автор трактата
«О наслаждении как об истинном благе»
| В трактате «О наслаждении как истинном благе» Валла призывал идти не к добродетели, а к наслаждению, считая его индикатором полезного для человека: «Полезное — то же самое, что вызывающее наслаждение...». О полезном или вредном говорят нам ощущения, которые могут быть приятными и неприятными. Полезное вызывает приятные ощущения, т.е. наслаждение. Добродетель вызывает наслаждение души, поскольку оказывается полезной. Также Валла утверждает, что без добродетели прожить можно, а без наслаждения — нет. При этом большее наслаждение получает душа от правильных поступков, чем тело от сиюминутных радостей. В этой связи наслаждения души предпочтительней.
| | 2. Неоплатоническое
| Николай Кузанский
(1401-1464) -
священнослужитель, богослов, автор "Об ученом незнании", "О предположениях", "Об искании Бога".
| Николай Кузанский впервые в истории выдвинул предположение о бесконечности Вселенной и единстве природы всех ее объектов. В этом смысле бесконечность Вселенной есть бесконечность Бога, поскольку в каждом даже микроскопическом создании есть частица Бога. Бог, по мнению Кузанского, действительно существует во всем, он душа и разум мира — но сумма всех вещей не есть Бог, он значительно шире. Ключом к пониманию этого положения служит его учение о квадратуре круга. Мир приближается к Богу, являясь его инобытием, но никогда их границы не совпадут. По аналогии с этим Кузанский объясняет и сущность постижения истины в трактате «Об ученом незнании»: человеческий разум конечен — истина бесконечна. Человек Кузанскому представляется как микрокосм. Вместе с тем, он отождествляет человека и с Богом, но с человеческим Богом, а также с человеческим в человеке.
| | Джованни Пикоделла Мирандола (1463-1494) – автор произведения «900 тезисов»
| Джованни Пикодела Мирандола ставил человека в центр мира, чтобы он сам смог сформировать себя, как «свободный и славный мастер». Совершая свободный выбор, человек может, как опуститься до звериного состояния, так и подняться до ангельского уровня.
| |
3. Натурфилософское
| Николай Коперник
(1473-1543) - основной труд «О круговых движениях небесных тел»
| Николай Коперник отрицал геоцентризм и полагал, что Солнце является центром по отношению к Земле (гелиоценризм), а Земля вращается вокруг Солнца. Космос бесконечен, сферичен и неизмерим. Процессы, происходящие в Космосе, можно объяснить с точки зрения природы, так как они лишены божественного смысла.
| | Джордано Бруно
(1548-1600) – автор «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах»
| Джордано Бруно — последователь Коперника и неоплатонизма, считал Солнце центром только по отношению к Земле, а не центром Вселенной. Вселенная не имеет центра и состоит из галактик. Число миров во Вселенной, согласно Бруно, бесконечно, а на других планетах есть жизнь. Он не признавал существование Бога, отдельного от Вселенной, утверждая, что вселенная и Бог — единое целое (пантеизм), а вся материя — одушевлена (гилозоизм). За взгляды, противоречащие официальной позиции церкви, Бруно был приговорен к казни и сожжен.
| | Галилео Галилей
(1564 – 1642) – автор «Диалог о двух главнейших системах мира Птолемеевой и Коперниковой».
| Выдающийся итальянский исследователь Галилео Галилей, как и многие его предшественники, считал, что книга природы написана языком математики, и для объяснения природных явлений необходимо установить их свойства, поддающиеся точным измерениям. Отправным пунктом научного познания признавался опыт, осуществляемый путём планомерного экспериментирования с использованием приборов и инструментов, расширяющих возможности наших органов чувств. В 1632 году вышла в свет его книга «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой», в которой Галилей говорит о неправильности взглядов Аристотеля и Птолемея.
| | 4. Политическое
| Николо Макиавелли
(1469 – 1543) - автор знаменитого философско-политического труда «Государь»
| Николло Макиавелли является представителем антропологического пессимизма, поскольку побудительными мотивами деятельности людей он считал эгоизм и материальный интерес. Люди склонны к тому, чтобы быть алчными, малодушными, неверными. Поэтому государство в лице правителя призвано ограничивать человеческие инстинкты и пороки. Для достижения политических целей и блага государства, по мнению Макиавелли, правитель может использовать любые средства. Добродетель человека — это сила и здоровье, хитрость и энергия, возможность планировать и принуждать. Впоследствии действия политиков, которые пренебрегают нормами морали при достижении политических целей, беззастенчиво использующие антигуманные средства для достижения поставленных целей, получили название макиавеллизма.
| | 5 Социально-
утопическое
| Томас Мор
(1478- 1535) - автор
произведения «Утопия»
| Томас Мор в сочинении «Утопия» создает проект идеального государства, в котором отсутствует частная собственность. Все граждане участвуют в производительном труде. Произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. В связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии по мнению Мора достаточно шестичасового рабочего дня. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. Самые же грязные работы Мор отдает рабам — осужденным и преступникам. Все должностные лица в Утопии избираются — прямо или косвенно. Мужчины и женщины имеют равные права и равные обязанности. Жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.
| | Томмазо Кампанелла
(1568 – 1639) - автор
произведения «Город Солнца»
| Утопический проект государства вслед за Т. Мором строит Томмазо Кампанелла в своем труде «Город Солнца». Жители этого города — солярий — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. Так же, как и в Утопии, в Городе Солнца отсутствует частная собственность. Жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну. Большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения. Во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.
| | 6. Реформационное
| Мартин Лютер (1483-1546) - автор «95 тезисов против индульгенции».
| Основные идеи учения Мартина Лютера о церкви:
- Доказывал, в действительности что монашество и церковная иерархия во всех их проявлениях и обрядах далеки от «подлинного слова Божьего».
- Говорил, что человеку для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, достаточно лишь веры.
- Священным является только то, что встречается в Библии. Остальное – творения рук человека, а значит оно должно быть подвергнуто строгой критике.
Основные идеи Мартина Лютера касательно государства:
- Разграничение светской и религиозной власти.
- Выступает против восстаний.
- Хороший правитель тот, власть для которого является бременем, а не привилегией.
- Правитель – это слуга народа, а не его господин.
- Хороший правитель заслуживает на покорность, терпение и смирение со сторон своего народа.
- Духовенство также принадлежит к простому народу и должно подчиняться светской власти.
Основные идеи Мартина Лютера о соотношении светской и духовной власти:
- Порядок постигается путем опоры светской власти на естественное право, а не на божественное.
- Свобода, душа, и внутренний мир воля человека не подчиняются юрисдикции государства.
| | Жан Кальвин
(1509 - 1564) - главный труд «Наставление в христианской вере»
| Учение французского реформатора с одной стороны было заострено против католицизма, а с другой против народной реформации. Он обвинял их в материализме и полном безбожии. К основным идеям Жана Кальвина относился тезис о божественном предопределении. Согласно ему одни люди определены к блаженству и спасению в потустороннем мире, а другие приговорены к погибели.
Человеку неизвестны предначертания Бога, и он не в силах изменить их поступками. Благочестие и вера в Бога не зависят от людской воли. Согласно учению Жана Кальвина само желание человека совершать поступки во имя собственного спасения является действием божества в нем.
Еще одна сторона взглядов Кальвина гласит о том, что человек должен презирать расточительность и наслаждения, пренебрегать комфортом, быть рачительным и бережливым хозяином, копить каждый грош.
| | Томас Мюнцер
(1490- 1525) – автор «Статейное письмо»; «12 статей».
| Основные идеи священника выражались в следующем:
- Выборность общинами духовных лиц.
- Отмена крепостного права.
- Уменьшение размера оброков, податей и барщины.
- Устранение произвола в судах и управлении.
- Объединение крестьян в «христианский союз и братство» для их освобождения от власти господ.
- Установление справедливого общественного строя, который будет основан на народовластии, равенстве и общности имущества.
- Существующее государство безбожно, так как используется феодалами для отстаивания собственных привилегий.
- Народ для достижения целей вправе воспользоваться мечом и свергнуть власть духовных и светских господ.
- Индивиды не могут иметь интересов, отличных от интересов общества в целом.
|
|
Поиск по сайту:
|