Возрастная периодизация человека
Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять его жизненный цикл на следующие периоды:
1. пренатальный (внутриутробный);
2. детство;
3. отрочество;
4. зрелость (взрослое состояние);
5. преклонный возраст, старость.
В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.
Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с уровнем физиологического функционирования, степенью психического развития человека, его психологическими качествами и преобладающими желаниями, превалирующими формами поведения и деятельности.
Пренатальный период делят на 3 стадии:
- предзародышевую;
- зародышевую (эмбриональную);
- стадию плода.
Первая стадия длится 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика. Вторая — с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов. Третья начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит формирование систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения.
Период детства включает стадии:
- рождение и младенчество (от рождения до 1 года);
- раннее детство (или «первое детство» — с 1 года до 3 лет) — период развития функциональной независимости и речи;
- дошкольный возраст (или «второе детство» — от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;
- младший школьный возраст (или «третье детство» — с 6 до 11-12 лет).
Отрочество подразделяется на два периода:
|
- подростковый (или пубертатный);
- юношеский (ювениальный).
Первый период соответствует половому созреванию и продолжается с 11-12 до 14-15 лет. Второй период длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости.
Зрелость. Она подразделяется на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.
В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три под-кризиса. Первый из них — переоценка своего Я.
Второй подкризис -связан с осознанием ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать необходимое равнодушие к этому.
Третьего подкризис - исчезает самоозабоченность, и теперь без ужаса можно принять мысль о смерти.
Биологический возраст человека. Критерии
Биологический возраст — понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма.
Понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный) возраст не является достаточным критерием состояния организма человека. Биологический возраст - это возраст ТЕЛА человека, а не количество прожитых лет.
Все составляющие ЗДОРОВЬЯ влияют на биологический возраст. Укрепление Здоровья или стабилизация - это замедление старения.
Критериями биологического возраста являются:
Морфологическая зрелость:
|
- Костный возраст определяется по стадиям оссификации скелета: учитываются число точек окостенения, время и последовательность их появления, а также сроки наступления синостозов. На практике чаше всего используют стадии оссификации костей кисти и запястья.
- Зубная зрелость определяется по срокам появления молочных и постоянных зубов.
- Половая зрелость определяется по степени развития вторичных половых признаков.
- Общее соматическое развитие определяется по основным показателям физического развития, к которым относятся длина и масса тела, обхват груди и величина отдельных частей тела.
Физиологические и биохимические критерии биологического возраста:
К числу наиболее распространенных физиологических и биохимических критериев биологического возраста являются показатели основного, углеводного и липидного обмена, некоторые ферменты, соотношение гормонов, уменьшение интенсивности биоэлектрической активности мозга, повышение подвижности нервных процессов, силы двигательных реакций, ускорение выработки условного торможения.
Перечислите общие и специфические функции физической культуры.
Функции физической культуры - это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека или человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. В функциях раскрывается содержание физической культуры и ее значение как для человека, так и для общества.
Специфические функции физической культуры в целом заключаются прежде всего в ее свойствах, позволяющих удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма соответственнозаконо мерностям укрепления здоровья и обеспечивать физическую дееспособность, необходимую в жизни.
|
Различают:
-специфические образовательные функции, которые наиболее полно выражены при использовании физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жизненно важного фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний (т.е. как фактора физического образования);
- специфические прикладные функции, которые выражены прежде всего при использовании физи ческой культуры в системе специальной подготовки к трудовой деятельности в качестве фактора профессионально-прикладной физической подготовки;
-«спортивные» функции, наиболее ярко выраженные в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит фактором достижения максимальных результа тов в реализации физических и непосредственно связанных с ними возможностей человека;
- специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые выражены преимущественно при использовании физической культуры в сфере организации досуга или в систе ме специальных восстановительных мер, где она применяется как действенный фактор борьбы с утомлением, удовлетворения эмоциональных запросов и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма
Общекультурные, общевоспитательные и другие социальные функции, связанные с использованием физической культуры в обществе. В принципе все общие функции, присущие культуре в целом, проявляются так или иначе и в области физической культуры.
К ним относятся:
Эстетические функции физической культуры - непосредственно связаны с ее свойствами, позволяющими удовлетворять потребности людей в физическом совершенстве, здоровье, общем гармоническом развитии.
Нормативные функции физической культуры - состоят в том, что в ее содержании в связи с практикой использования ее в обществе вырабатываются и закрепляются определенные нормы, которые имеют регламентирующее и оценочное значение,
— нормы физической подготовленности, нормированные показатели спортивных достижений, общие критерии физического совершенства, правила нормирования физических нагрузок и т. п.
информационных функциях физической культуры - играют немаловажную роль в накоплении, распространении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о человеке, о человеческих возможностях, средствах и путях их увеличения.