Основные направления философии эпохи Возрождения (XIV – XVII вв.)




Направление Основные представители и их труды Их философские взгляды
1. Гумани- стическое Данте Алигьери (1265 - 1321); (автор "Божественной комедии", "Новой жизни" и т. д.). Ø Философию понимал прежде всего как этику (политику), то есть учение о морали, воспитании, духовном развитии человека; Ø человек является своеобразным звеном между тленным и нетленным миром; Ø свобода человеческой деятельности является обязательным условием не только посмертного воздаяния, но и моральной оценки человека; Ø сама природа так же божественна, а человек как существо, имеющее тело и душу, причастен двум природам — земной и небесной, и потому предопределен к двум целям; Ø Признавая свободу воли, он считал, что от личной ответственности она не избавляет: нельзя свалить вину на Бога или на ряд каких-то абстрактных причин.
Франческо Петрарка (1304 - 1374);(автор "Книги песен", трактата "О презрении к миру" и др.) Ø Возражает против «варварской латыни», на которой пишутся трактаты и ведутся диспуты в университетах, ей он противопоставляет латынь, на которой писали Вергилий, Цицерон и другие; Ø главная проблема для Петрарки - познание не Бога, а человека, ибо познанием Бога должны заниматься небожители. Поэтому акцент в философии он ставит на познании человеком самого себя, всего многообразия всех своих чувств такими, какие они есть; Ø Человек занимает высокое место среди других созданий, более того, все в этом мире создано ради него; Ø стремился примирить христианство с античной культурой. Провозглашает принципиальную открытость всего античного наследия;
Лоренцо Валла (1507 - 1557); (автор трактата «О наслаждении как об истинном благе»). Ø Жизнь понимает как самоценность, и все, что ей способствует, вызывает чувство удовольствия, чувственного наслаждения; Ø наслаждение рассматривается им как высшее благо; Ø в основе человеческой деятельности лежит принцип собственной пользы; Ø в центр мироздания ставил человека; Ø был сторонником равенства мужчины и женщины; Ø исходил из того, что каждый человек от природы стремится к самосохранению, и в этом смысле благом считается то, что способствует самосохранению.
2. Неопла- тоническое Николай Кузанский (1401 — 1464); ("Об ученом незнании", "О предположениях", "Об искании Бога"). Ø Утверждает, что Бог играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека; Ø Бог есть единство причины и следствия, творящего и сотворенного; Ø весь мир имеет "трехсложное" строение: "малый мир" - это сам человек; "большой мир" - универсум, вселенная; "максимальный мир" - Бог, божественный максимум; Ø утверждает бесконечность Вселенной и отрицает идею о Земле – центре Вселенной; Ø природный мир являет собой живой организм, единство противоречий, существующий в постоянной динамике; Ø невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию.
Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494); (автор эклектического произведения «900 тезисов») Ø Подчеркивая принципиальное единство философской истины, исходит из единства всего сущего; Ø человек в отличие от всех других существ не имеет заранее определенного в мировой иерархии места. Он сам своим собственным решением должен определить его; Ø главным признаком человека является свобода; Ø отстаивал идею независимости человеческой личности, право человека на самоопределение Ø отстаивал право мыслителя на свободное толкование любой философской или теологической проблемы.
3. Натурфи- лософское Николай Коперник (1473 — 1543), (основной труд «О круговых движениях небесных тел»). Ø Разрушил старое геоцентрическое представление об устройстве космоса, и создал новую гелиоцентрическую теорию; Ø разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса; Ø Вселенная неизмерима и бесконечна, а Земля очень мала по сравнению с Вселенной; Ø процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.
Джордано Бруно (1548 — 1600); («О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах»). Ø Бог окончательно растворяется в природе, которая, по его словам, есть «Бог в вещах»; Ø природа бесконечна, поэтому Бруно отказывается от воззрения Н. Коперника; Ø материя есть начало, которое все производит из собственного лона. Она есть первооснова, субстанциальная причина всего существующего, Единое; Ø познание должно начинаться с сомнения во всем; Ø Существует три ступени постижения истины. Первая ступень познания – это чувство, ощущение, вторая ступень – разум и высшая ступень познания – ум.
Галилео Галилей (1564 — 1642); («Диалог о двух главнейших системах мира Птолемеевой и Коперниковой»). Ø Вселенная вечна и бесконечна, инициирована божественным первотолчком; Ø научная деятельность должна быть основана на опыте и чувственном познании мира; Ø природа по Галилею — истинный предмет философии, постигая который можно приблизиться к истине и первооснове всего сущего; Ø есть две истины: истина, изложенная в Св. Писании, и истина, изложенная в книге природы. Они не противоречат друг другу.
4. Полити- ческое Никколо Макиавелли (1469 - 1527); (главный труд «Государь»). Ø Стал основателем новой области знаний — политической науки; Ø политика, по мнению мыслителя, основана на практике – действия определяют реальный исход дела, а теоретические предпосылки и пустая болтовня лишь создают иллюзии на пустом месте; Ø человеческая природа, по мнению не безгрешна: все люди неблагодарны, непостоянны, лицемерны. Эгоистическая сущность человека должна быть подконтрольна сильной руке; Ø Оптимальная форма правления государством — абсолютная монархия
5 Социально- утопическое Томас Мор (1478 — 1535); (главный труд «О наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия.»). Ø Высшей ценностью в государстве провозглашается человек; Ø формулирует идеал всесторонне развитого человека, для которого чужды пренебрежение к земной жизни и аскетизм; Ø счастье человека он видит в чувственном удовольствии. Однако среди земных радостей жизни первое место принадлежит здоровью; Ø предложил оригинальную модель политической системы общества. Утопия представляет собой федерацию пятидесяти четырех городов; Ø значительное место в жизни утопийцев занимает религия.
Томмазо Кампанелла (1568 — 1639); («Город Солнца»). Ø Природа является «скульптурным аналогом Бога»; все вещи - одухотворенные, все они стремятся сохранить свое существование и вернуться к Богу; Ø источником познания является непосредственное изучение «живого кодекса природы»; Ø отстаивает идеи политического и экономического равенства; Ø подвергает критике эксплуатацию человека человеком; Ø разрабатывает проект организации общества без насилия и социального неравенства; Ø науку и технику рассматривал как главный источник развития общества, начало изменения общественных отношений. Важная роль отводилась образованию и воспитанию; Ø описывает утопическую картину идеального города, где нет частной собственности и индивидуальной семьи.
6. Реформа- ционное Мартин Лютер (1483 – 1546); («95 тезисов против индульгенции»). Ø Спасение можно получить благодаря Божественной милости, дарованной людям через Христа; Ø рассматривал веру как внутреннее состояние человека, а благодать как силу, постоянно живущую в праведном человеке; Ø слово и разум, теология и философия должны не смешиваться, а ясно различаться; Ø спасение индивида не зависит от церковных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви, но достигается чистой верой, которая является «божьим даром»; Ø церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям.
Жан Кальвин (1509 — 1564); (главный труд «Наставление в христианской вере»).   Ø Одни люди определены к блаженству и спасению в потустороннем мире, а другие приговорены к погибели; Ø желание человека совершать поступки во имя собственного спасения является действием божества в нем; Ø человек должен презирать расточительность и наслаждения, пренебрегать комфортом, быть рачительным и бережливым хозяином, копить каждый грош; Ø среди всех религиозных обрядов Кальвин признавал толь крещение и отпевание; Ø буржуазия обладает религиозным обоснованием личных прав на господствующее положение в обществе, так как является самой преуспевающей его частью
Томас Мюнцер (1490 — 1525); («Статейное письмо»; «12 статей»).   Ø Проповедовал такой общественный строй, в котором нет классовых различий, нет частной собственности и не зависимой от членов общества и чуждой им государственной власти; Ø утверждал, что земная жизнь должна быть возвышена до небес, т. е. очищена от зла; Ø для него бог неотделим от самого мира, это мир в целом, сама идея общего, вдохновляющая и подчиняющая себе все творения; Ø всякое действие в эгоистических интересах против общего интереса Мюнцер определял как безбожие Ø Народ для достижения целей вправе воспользоваться мечом и свергнуть власть господ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: