Опорный конспект
Структура современных педагогических технологий.
Методологические требования (критерии технологичности):
Концептуальность. Каждая пед.технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью всех частей,
- целостностью.
Управляемость. Педагогическая технология предполагает возможность строгого целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, а кроме того, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость. Подразумевает возможность повторения (воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех уровнях:
1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, зрителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
3) модульный (локальный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
В структуру пед. технологии входят:
1.концептуальная основа;
2.содержательная часть обучения:
3.цели обучения - общие и конкретные;
4.содержание учебного материала;
5.процессуальная часть - технологический процесс:
*организация учебного процесса;
*методы и формы учебной деятельности школьников;
*методы и формы работы учителя;
*деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
*диагностика учебного процесса.
Любая научная концепция для того, чтобы она “работала” в педагогическом процессе, нуждается в соответствующей ей технологии. Причем каждой из них может соответствовать несколько технологий. Отсюда следует, что педагогических технологий может быть значительно больше, чем научных концепций.
Признаками существования педагогической технологии являются:
1) цели (во имя чего необходимо учителю ее применять);
2) наличие диагностических средств;
3)закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс;
4)система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;
5)средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся.
Опорный конспект
Классификация современных педагогических технологий
В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий.
В. П. Беспалько предложена такая классификация педагогических технологий:
1. классическое лекционное обучение;
2. обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
3. система "консультант";
4. обучение с помощью учебной книги - самостоятельная работа;
5. система "малых групп" - групповые, дифференцированные способы обучения;
6. компьютерное обучение;
7. система "репетитор" - индивидуальное обучение;
8. "программное обучение", для которого имеется заранее составленная программа.
В практике обычно выступают различные комбинации этих систем.
Самыми распространенными из которых являются:
§ традиционная классическая классно-урочная система Я.А.Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);
§ современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;
§ групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
§ программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
Здесь выделяется несколько типов технологий.
Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
Дидактоцентрические технологии характеризуются высокой степенью невнимания к личности ребенка. В них господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии нс только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.
Таким образом, Личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
- гуманно-личностные технологии отличающиеся психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они, отвергая принуждение, "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы.
- технологии сотрудничества реализующие демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
- т ехнологии свободного воспитания, делающие акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.