Карта урока для организации занятий с использованием
Дистанционных технологий обучения
Учитель: Борисенко Ирина Алексеевна
Предмет: музыкальное искусство
Учащаяся: Акименко Юлия, ИУП, 8А
Дата проведения урока: 27 апреля 2020 года
Тема урока: Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке ХХ века.Музыка как завещание потомкам
Цель урока: Показать, что музыка не стареет, что есть темы, которые будут «вечны» всегда. Важность понимания музыки.
Коррекционная работа: корректировать эмоциональную отзывчивость на музыку путем анализа музыки и отражения эмоций в рисунке, корректировать коммуникативную функцию учащейся в процессе анализа произведения.
Мотивационная часть.
Для того, чтобы построить новый дом иногда нужно снести старый…. Этот закон действует в мире материальных ценностей. Но в искусстве, новое, прогрессивное может прекрасно уживаться со старым, традиционным. Были в истории человечества периоды, когда разрушалось культурное наследие предшествующих эпох. Варвары разгромили цветущий Рим. В нашей стране – во время и после революции жгли дворянские усадьбы, взрывали и разоряли церкви. В XXI веке террористы уничтожают архитектурные и религиозные памятники на Ближнем Востоке. Это – невосполнимые культурные потери.
Существует поговорка, что всё новое – это хорошо забытое старое. Но для того, чтобы создавая новое, можно было вернуться к чему-то старому, его важно для начала просто сохранить, передать следующим поколениям максимально бережно.
Каждое произведение искусства может служить для людей источником духовного познания на протяжении многих веков. Неважно, что долгие годы шедевр может храниться в запасниках музея. Но придет пора – и он снова предстанет перед публикой, произведя эффект «большого взрыва»…
|
В жизни каждого человека случаются моменты, когда, прикоснувшись к искусству прошлого, он вдруг ощущает магическую силу связи поколений. Дремавшие до поры до времени чувства наполняют его особыми высокими и сильными эмоциями, заставляя прислушаться и задуматься.
Информационная часть
Молодежь приходит в этот мир, чтобы сделать его лучше, добрее, справедливее. Твое поколение построит новые города и дороги, напишет новые картины и новую музыку; возможно, создаст такие направления в искусстве, о которых раньше люди даже не догадывались.
А поможет нам в этом разобраться произведение, известное и любимое во всём мире- 9 симфония 4 часть.Л.Бетховена.
https://www.youtube.com/watch?v=uEg6h1az3KM
Послушай, как звучит музыка? (светло, легко, торжественно оптимистично, радостно). Какие выразительные средства использовал композитор, чтобы выразить свою идею? Мы ещё вернёмся к ней позже.
А теперь обратимся к письму, к заключительным словам завещания.
«Моим братьям...
прочесть и исполнить после моей смерти.
О люди, считающие меня неприязненным, упрямым, как несправедливы вы ко мне! Вы не знаете тайной причины того, что вам мнится. Мое сердце и разум с детства склонны были к нежному чувству доброты. Я готов был даже на подвиги. Но подумайте только: шесть лет, как я страдаю неизлечимой болезнью…
С каждым годом всё больше теряя надежду на выздоровление, я стою перед длительной болезнью (излечение которой возьмёт годы или, должно быть, совершенно невозможно).
|
Моё несчастье для меня вдвойне мучительно потому, что мне приходится скрывать его. Я почти совсем одинок и могу появляться в обществе только в случаях крайней необходимости. Я должен жить изгнанником.
Вы, братья мои… живите мирно и помогайте друг другу. Всё, что вы делали мне неприятного, как вы знаете, давно уже вам прощено. Тебе, брат Карл, особенно благодарен я за привязанность ко мне в это последнее время. Желаю вам лучшей, менее отягчённой заботами жизни, чем моя. Внушайте вашим детям добродетель. Не деньги – лишь она одна может сделать человека счастливым. Говорю по опыту. Она поддержала меня в бедствиях…
Бетховен – безусловный гений всех времён и народов. Сохраняя огонь своей души в бессмертных творениях, композитор словно протягивает нам руку. И будущим поколениям нужно просто протянуть свою руку навстречу.
Духовное кредо, музыкальное завещание Бетховена запечатлено в финале его Девятой симфонии. Мелодия «Оды к радости» звучит в современном мире и как предостережение, и как надежда: «Обнимитесь миллионы, слейтесь в радости одной!»
К сохранению каких нравственных ценностей призывает людей композитор? (добро, согласие, помощь). Несмотря на то, что композитор испытал отчаяние в 32 года из-за своего недуга, он нашёл в себе силы жить дальше и дарить людям счастье своей музыкой.
Бетховен преодолел кризис. И хочется вновь вернуться к 9 симфонии, где звучат голоса солистов и хор, поющий великолепные слова «Оды к радости» Ф. Шиллера:
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Какую выразительность несут в себе человеческие голоса? Что завещает нам великий композитор? (жить в согласии, помогать друг другу).
https://www.youtube.com/watch?v=m8plFaqXY4k
Практическая часть.Делай в тетради по музыке.