Введение
Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был чужд. С господствовавшей концепцией соединения законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента.
В последние десятилетия в России произошли кардинальные изменения в развитии общества и государства. Социально-экономические и политические трудности переходного периода, последовавшего за распадом СССР, обусловили необходимость выработки системы политико-правовых и организационных гарантий, обеспечивающих единство Российского государства.
В условиях трансформации государственного и политического строя поиск оптимального соотношения единоличного и коллегиального начал в управлении государством выразился в учреждении в Российской Федерации института президентуры, занимающего доминирующее положение в системе государственных органов, символизирующего единство народа и государства.
Конституцией Российской Федерации предусмотренызначительные полномочия главы государстватсящества как гаранта государственного единства. Обеспечивая верховенство Основного закона на всей территории страны, Президент РФ гарантирует сохранение исторически сложившегося государственного единства России. В случае необходимости глава государства принимает меры, направленные на охрану суверенитета, независимости и государственной целостности. Президент РФ координирует взаимодействие органов публичной власти федерального, регионального и муниципального уровней, обеспечивая их системное единство. Определяя в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики, Президент играет ключевую роль в формировании стратегического курса развития государства.
Объектом моего реферата является президент РФ.
Предметом моей работы выступает литература и нормативно-правовые акты, затрагивающие президента РФ.
Целью моего реферата выступает рассмотрение сущности вето президента РФ.
В соответствии с целью я установил следующие задачи:
· Рассмотрение сущности президента в конституционном праве РФ
· Исследование конституционных оснований вето Президента РФ
· Анализ требований к выражению вето
Методологией моего реферата будет являться:
· Диалектический
· Формально-юридический
· Логический
· Системный анализ и синтез
· А также другие методы познания
Структуру моей реферативной работы будет составлять введение, три параграфа, рассматривающие основные вопросы права вето президента РФ, заключение и список используемой мною литературы.
Сущность Президента в конституционном праве
Функции президента — это то, что президент исполняет ежедневно, то, что не требует от него какой-то определенной подписи или указа. К функциям президента относятся: то, что он является главой государства, он является также верховным главнокомандующим вооруженными силами российской федерации. Президент РФ является гарантом конституции, а также прав и свобод человека. Президент является представителем Россия внутри страны и в международных отношениях, также президент принимает меры по охране суверенитета государственной целостности и независимости. Президентом нашей страны может стать только гражданин российской федерации, причем он не должен иметь двойного гражданства, то есть гражданства другой страны[1].
Президентом нашей страны может стать человек, возраст которого составляет не менее тридцати пяти лет и есть еще один момент помимо возраста и гражданственности, это или ценз оседлости. Президент России имеет право законодательной инициативы, то есть он имеет возможность внести законопроект государственную думу для его последующего рассмотрения и принятия. Наш президент имеет право издавать указы и распоряжения. Это именно те подзаконные акты, которые он имеет право подписывать, определяет основные направления внешней и внутренней политики, а также осуществляет руководство внешней политикой. Именно поэтому он подписывает международные договоры, заключает их и подписывает, а также назначает послов в другие страны, в конституции это сказано как дипломатических представителей. Президент нашей страны принимает верительные и отзывные грамоты от дипломатических представителей других стран. Попросту принимает послов других государств. Также он подписывает ратификационное грамоты, подписывает международные договоры.
Это значит, что он непосредственно на встрече с главами других государств, например, заключает, то есть создает ратификационные грамоты. Президент как бы признает действие уже созданного, уже заключенного международного договора на территории Российской Федерации. Все грамоты относятся к ведению президента. Президент нашей страны распускает государственную думу и отправляет в отставку правительства. Он назначает дату выборов государственной думы, еще наш президент ведает приемом гражданства по общему правилу. Президент нашей страны также принимает решение о предоставлении политического убежища гражданам иностранных государств.
Теперь разберемся с его статусом верховного главнокомандующего. Это означает, что он глава всех вооруженных сил нашей страны. Именно поэтому он утверждает военную доктрину, генеральный план оборонной военной политике нашей страны, он издает указ о введении военного и чрезвычайного положения на территории Российской Федерации, либо отдельных ее регионах. Президент нашей страны назначает высшее командование вооруженных сил, назначает высшее командование, то есть министра обороны. В первую очередь президент нашей страны — это возможность назначать всех федеральных министров, назначает ставит последнюю финальную подпись на назначении председателя правительства, то есть главы правительства нашей страны и затем по представлению председателя правительства формирует кабинет министров и тоже ставит финальную подпись.
Наш президент обладает правом на значение всех федеральных министров, за исключением высших судов, а также назначение прокуроров, тоже практически всех кроме генерального прокурора и его заместителей, а также
Президент нашей страны имеет право назначать референдум, а также наградить государственными наградами и имеет право присвоить почетные звания. Президент нашей страны собственноручно формирует администрацию президента – это его секретариат, поэтому безусловно понятно, что назначение все осуществляет именно он сам, так как ему удобно и он же формирует персональный состав совета безопасности – это консультативный орган при верховным главнокомандующим и, конечно, президент имеет полное право ведать тем, кто находится рядом с ним и советуют его по вопросам военной политики.
Право законодательной инициативы имеют не только органы федерального уровня, но и регионального. Муниципальным органам отведет только нормотворческий процесс, а местное самоуправление, так как не имеет законодательной инициативы, ее деятельность исключительно нормотворческая, которая определяется соответствующим документом: устав МО или другой правовой акт.
Первая стадия федерального законодательного процесса заключается во внесении законопроектов. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
Вторая стадия федерального законодательного проекта состоит в принятии закона Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает законопроекты в трех чтениях.
Третья стадия федерального законодательного процесса состоит в одобрении закона Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы закон регистрируется в Совете Федерации и направляется всем его членам.
Четвертая стадия федерального законодательного процесса содержит подписание и обнародование (промульгация) закона Президента РФ. Подписание и обнародование главой государства принятого парламентом закона в ряде зарубежных стран и литературе может называться также промульгацией. Способами обнародования являются:
1) опубликование федерального закона в предусмотренных официальных источниках опубликования;
2) оглашение посредством общедоступных средств массово информации.