Классификация детских игр




Большинство классификаций детских игр опираются на их содержание и воспитательную или развивающую направленность (Ф. Фребель, Е.И. Тихеева, Д. Гарон и др.).

Основу классификации игр, которая длительное время принята в российской педагогике, заложил П.Ф. Лесгафт, подошедший к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка.

Именно П.Ф. Лесгафт (анатом, врач, педагог и общественный деятель) раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных игр. Он первым обратил внимание на то, что играя, ребенок усваивает привычки и образ жизни семьи в окружающей среде.

В советской педагогике вопрос о классификации детских игр был уточнен в трудах Н.К. Крупской, выделяющей в своих статьях игры, созданные самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), организованные и с готовыми правилами.

Основной современной классификацией детских игр является классификация, разработанная С.Л. Новоселовой.

Новая классификация детских игр С.Л. Новоселовой, которая, не отрицая рациональности прежних подходов, выдвигает в качестве системообразующей основы классификации категорию «инициативы», исходящей от объектов игры.

Игры первого класса имеют общий признак – они являются самостоятельными и возникают по инициативе самих детей, как своеобразная практическая форма размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности:

- самостоятельные игры, экспериментирования. Экспериментирование с природными объектами и явлениями, с животными, с игрушками и другими предметами.

- самостоятельные сюжетные игры, сюжетно-отобразительная игра (ранний возраст), сюжетно-ролевые игры, режиссерские и театрализованные игры.

Второй класс игр исходит из инициативы взрослых, но дети, освоив эти игры, могут играть в них самостоятельно, что не делает их самостоятельными, но способствует обогащению последних:

- обучающие игры: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, учебные (предметные) дидактические игры, «игры с правилами».

- досуговые игры: интеллектуальные (шахматы, шашки, и др.), игры-забавы, развлечения, театральная игра, празднично-карнавальные игры.

Третий класс игр определяется исторической инициативой этноса, в глубинах которого они возникают:

- традиционные или народные игры: обрядовые, тренинговые, досуговые игры.

По мнению автора классификации (С.Л. Новоселова) все классы игр исторически связаны между собой. Наиболее древними являются игры экспериментирования и символические примитивные сюжетные игры, за ними следуют народные игры. Учитывая, что ведущей деятельность в дошкольном возрасте являются игры, возникающие по инициативе ребенка, другие классы игр обслуживают процессы обучения и воспитания, инициатива которым принадлежит взрослым.

По типу организации игры делятся на групповые, подгрупповые и индивидуальные. Также учитывается место организации (игры на воздухе и в помещении), связь со структурой календарного планирования педагогами (игры в первую и вторую очередь половину дня), способ организации умственной деятельности (игра-экспериментирование, компьютерные игры) и т.д. Несмотря на существование различных подходов к классификации детских игр, их объединяет одно – игра должна быть неотъемлемой частью жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

Этапы развития игры у детей дошкольного возраста:

1 этап – ознакомительная игра (1 год);

2 этап – отобразительная игра (на рубеже 1 и 2 года);

3 этап – сюжетно-отобразительная игра (2-3 года);

4 этап – собственно ролевая игра (с 3 до 7 лет).

Классификационные признаки и характеристики игровой деятельности дошкольников

Виды игр: предметные, ролевые, сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, театрализованные, подвижные, игры-забавы.

Функции игры: познание, экспериментирование, упражнение, исследование, прогнозирование, моделирование, самопознание, забава, отображение, релаксация, компенсация.

Инициатива в возникновении игры: от ребенка, от взрослого, от других детей.

Предмет игры: готовые игрушки, заместители, воображаемые предметы и образы, слово, рисунок, компьютерная программа, природные материалы и явления.

По количеству играющих: индивидуальные, рядом, микрогрупповые, коллективные, массовые.

По динамике: статичные, малоподвижные, подвижные.

По способу решения игровых задач: интеллектуальные, социальные, двигательные.

По степени и характеру: готовые, репродуктивные, творческие, импровизированные.

По месту развития: в помещении, на воздухе, в воображении.

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение игровой деятельности

2. Перечислите виды детских игр

3. Назовите этапы развития игры у детей дошкольного возраста




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: