Самой распространенной и востребованной на сегодня образовательной траекторией продолжает оставаться привычная последовательность: «школа – вуз». Стремление снизить расходы на получение высшего образования и ориентация на бюджетные места в вузах ведет к увеличению расходов.
Рост расходов семей на образование детей толкает родителей на усиление подготовки к сдаче ЕГЭ и поступления в вуз.
Очевидный перекос в стремлении молодежи получить диплом о высшем образовании (не квалификацию этому соответствующую) начинает постепенно спадать. В том числе, с сокращением количества рабочих мест, которые требуют специалиста с высшим образованием. Это связано с увеличением спроса на рабочих и специалистов среднего звена на производстве и постепенным выравниванием уровня дохода между обладателями дипломов вузов и квалифицированными специалистами на производстве.
Выравнивание этого, исторически объективного, «перекоса», приведет к увеличению числа потенциальных студентов образовательных учреждений СПО, и, как следствие, к увеличению спроса педагогов, владеющих соответствующими квалификациями.
Предлагаемая обобщенная уровневая модель подготовки педагогических кадров для СПО представлена на схеме №1
Схема №1 Обобщенная уровневая модель подготовки педагогических кадров для системы СПО
Стажировка на высокотехнологичном производстве |
Программы ДПО |
модули для выпускников программ по отраслевым направлениям уровней подготовки бакалавриата и магистратуры |
Выпускник программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)СПО Квалификация техник, специалист |
Выпускник программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС)СПО Квалификация профессия рабочего |
Программа магистратуры 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям), квалификация "магистр" |
Программа бакалавриата 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), квалификация "бакалавр" |
Выпускник программ среднего (полного) общего образования |
Выпускник программ по направлению подготовки уровня бакалавриата по отрасли Квалификация академический бакалавр по отрасли |
Выпускник программ по направлению подготовки уровня бакалавриата по отрасли Квалификация прикладной бакалавр по отрасли |
Выпускник программ по направлению подготовки уровня магистратуры по отрасли Квалификация магистр по отрасли |
Стажировка на высокотехнологичном производстве |
Программы ДПО |
|
Модель реализации индивидуальных образовательных траекторий подготовки бакалавра и далее магистра направления «Профессиональное обучение» определяется вариативностью образовательных траекторий обучающихся в зависимости от уровня образования и от отраслевого направления подготовки. При этом следует отметить преемственность уровней образования (бакалавриат, магистратура), наличие образовательных профессиональных профилей, соответствующих высокотехнологичным отраслям профессиональной деятельности.
Модель показывает вариативность требований к уровню образования, направлению и профилю, получаемого педагогического и специализированного образования, необходимого для удовлетворения трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
|
Модель демонстрирует подходы последовательного освоения трудовых функций, предполагающих определенный уровень квалификации педагога профессионального обучения, и освоения для этого соответствующих образовательных программ подготовки не только педагогической, но и дополнительной технологической деятельности.
Таким образом, вариативность программ, освоение дополнительных профессиональных компетенций (связанных с этим образовательных модулей) для выпускников по отраслевым направлениям является необходимым условием последовательного освоения программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Профессиональное обучение» и трудовых функций профессионального стандарта.
Уровень квалификации, необходимый для выполнения трудовой функции педагога профессионального обучения предполагает получение соответствующего педагогического и дополнительного образования через приобретение профессиональных компетенций.
Модель реализации индивидуальных образовательных траекторий по направлению «Профессиональное обучение» обеспечивает уровневое и модульное обучение:
- на базе программ среднего (полного) общего образования - программы бакалавриата 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) с необходимым дополнительным профессиональным обучением и стажировкой отраслевой специализации, далее программы магистратуры 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям);
|
-на базе программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) СПО - программы (отдельных модулей) бакалавриата 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), далее программы магистратуры 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) с необходимым дополнительным профессиональным обучением и стажировкой отраслевой специализации;
- на базе программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) СПО - программы (отдельных модулей) бакалавриата 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), далее программы магистратуры 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) с необходимым дополнительным профессиональным обучением и стажировкой отраслевой специализации;
- на базе программ по направлению подготовки уровня бакалавриата (академического и прикладного) по отрасли - программы (отдельных модулей) бакалавриата 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), далее программы магистратуры 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) с необходимым дополнительным профессиональным обучением и стажировкой отраслевой специализации;
- на базе программ по направлению подготовки уровня магистратуры по отрасли - отдельных педагогических модулей бакалавриата 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), далее программы магистратуры 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям).
При поступлении в магистратуру 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) требованиями этой программы является освоение профессиональных компетенций уровня бакалавриата.
Модель подготовки педагога на уровне бакалавриата и магистратуры «Профессиональное обучение (по отраслям)» характеризуется многоуровневым характером подготовки по педагогической и отраслевой направленности в соответствии с профессиональными стандартами, учитывающими педагогическую и отраслевую направленность, вариативностью образовательных траекторий обучающихся в зависимости от направлений, профилей подготовки, базовой квалификации обучающихся.
Модель обеспечивает возможность получения педагогического образования выпускниками и обучающимися непедагогических образовательных программ. При этом предусмотрен модульный принцип организации ости образовательных программ, способствующий освоению обучающимися различного уровня квалификации программам бакалавриата и магистратуры «Профессиональное обучение (по отраслям)», модулей и программ ДПО в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.