Примеры возможных образовательных траекторий в рамках обобщенной уровневой модели подготовки педагогических кадров для системы СПО, включая индивидуальные




Самой распространенной и востребованной на сегодня образовательной траекторией продолжает оставаться привычная последовательность: «школа – вуз». Стремление снизить расходы на получение высшего образования и ориентация на бюджетные места в вузах ведет к увеличению расходов.

Рост расходов семей на образование детей толкает родителей на усиление подготовки к сдаче ЕГЭ и поступления в вуз.

Очевидный перекос в стремлении молодежи получить диплом о высшем образовании (не квалификацию этому соответствующую) начинает постепенно спадать. В том числе, с сокращением количества рабочих мест, которые требуют специалиста с высшим образованием. Это связано с увеличением спроса на рабочих и специалистов среднего звена на производстве и постепенным выравниванием уровня дохода между обладателями дипломов вузов и квалифицированными специалистами на производстве.

Выравнивание этого, исторически объективного, «перекоса», приведет к увеличению числа потенциальных студентов образовательных учреждений СПО, и, как следствие, к увеличению спроса педагогов, владеющих соответствующими квалификациями.

Предлагаемая обобщенная уровневая модель подготовки педагогических кадров для СПО представлена на схеме №1


Схема №1 Обобщенная уровневая модель подготовки педагогических кадров для системы СПО

Стажировка на высокотехнологичном производстве
Программы ДПО
модули для выпускников программ по отраслевым направлениям уровней подготовки бакалавриата и магистратуры  
Выпускник программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)СПО Квалификация техник, специалист    
Выпускник программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС)СПО Квалификация профессия рабочего
Программа магистратуры 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям), квалификация "магистр"
Программа бакалавриата 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), квалификация "бакалавр"
Выпускник программ среднего (полного) общего образования  
Выпускник программ по направлению подготовки уровня бакалавриата по отрасли Квалификация академический бакалавр по отрасли
Выпускник программ по направлению подготовки уровня бакалавриата по отрасли Квалификация прикладной бакалавр по отрасли
Выпускник программ по направлению подготовки уровня магистратуры по отрасли Квалификация магистр по отрасли
Стажировка на высокотехнологичном производстве
Программы ДПО

 

 

Модель реализации индивидуальных образовательных траекторий подготовки бакалавра и далее магистра направления «Профессиональное обучение» определяется вариативностью образовательных траекторий обучающихся в зависимости от уровня образования и от отраслевого направления подготовки. При этом следует отметить преемственность уровней образования (бакалавриат, магистратура), наличие образовательных профессиональных профилей, соответствующих высокотехнологичным отраслям профессиональной деятельности.

Модель показывает вариативность требований к уровню образования, направлению и профилю, получаемого педагогического и специализированного образования, необходимого для удовлетворения трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Модель демонстрирует подходы последовательного освоения трудовых функций, предполагающих определенный уровень квалификации педагога профессионального обучения, и освоения для этого соответствующих образовательных программ подготовки не только педагогической, но и дополнительной технологической деятельности.

Таким образом, вариативность программ, освоение дополнительных профессиональных компетенций (связанных с этим образовательных модулей) для выпускников по отраслевым направлениям является необходимым условием последовательного освоения программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Профессиональное обучение» и трудовых функций профессионального стандарта.

Уровень квалификации, необходимый для выполнения трудовой функции педагога профессионального обучения предполагает получение соответствующего педагогического и дополнительного образования через приобретение профессиональных компетенций.

Модель реализации индивидуальных образовательных траекторий по направлению «Профессиональное обучение» обеспечивает уровневое и модульное обучение:

- на базе программ среднего (полного) общего образования - программы бакалавриата 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) с необходимым дополнительным профессиональным обучением и стажировкой отраслевой специализации, далее программы магистратуры 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям);

-на базе программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) СПО - программы (отдельных модулей) бакалавриата 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), далее программы магистратуры 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) с необходимым дополнительным профессиональным обучением и стажировкой отраслевой специализации;

- на базе программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) СПО - программы (отдельных модулей) бакалавриата 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), далее программы магистратуры 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) с необходимым дополнительным профессиональным обучением и стажировкой отраслевой специализации;

- на базе программ по направлению подготовки уровня бакалавриата (академического и прикладного) по отрасли - программы (отдельных модулей) бакалавриата 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), далее программы магистратуры 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) с необходимым дополнительным профессиональным обучением и стажировкой отраслевой специализации;

- на базе программ по направлению подготовки уровня магистратуры по отрасли - отдельных педагогических модулей бакалавриата 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), далее программы магистратуры 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям).

При поступлении в магистратуру 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) требованиями этой программы является освоение профессиональных компетенций уровня бакалавриата.

Модель подготовки педагога на уровне бакалавриата и магистратуры «Профессиональное обучение (по отраслям)» характеризуется многоуровневым характером подготовки по педагогической и отраслевой направленности в соответствии с профессиональными стандартами, учитывающими педагогическую и отраслевую направленность, вариативностью образовательных траекторий обучающихся в зависимости от направлений, профилей подготовки, базовой квалификации обучающихся.

Модель обеспечивает возможность получения педагогического образования выпускниками и обучающимися непедагогических образовательных программ. При этом предусмотрен модульный принцип организации ости образовательных программ, способствующий освоению обучающимися различного уровня квалификации программам бакалавриата и магистратуры «Профессиональное обучение (по отраслям)», модулей и программ ДПО в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: