Глава 3: Дифференциация норм трудового права




Существование безусловной необходимости в обеспечении единства норм трудового права не исключает дифференциации этих норм. Она связана с целым рядом причин, которые в свою очередь являются основаниями дифференциации. Проблема правового регулирования трудовых отношений, на наш взгляд, находит свое выражение в необходимости дифференцированного подхода к различным слоям населения.

1.Труд женщин. Правовое регулирование труда женщин выделено в специальную главу Кодекса законов о труде – главу 11. В ней учтены не только особенности женского организма, но и обстоятельства, обусловленные исполнением функции материнства. Несмотря на то, что Конституция РФ в статье 19 закрепляет положение о том, что мужчина и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации[13], в отношении женщин законодатель устанавливает ряд дополнительных гарантий, которые в принципе можно рассматривать как правоограничения.

Например, статья 160 КЗоТ устанавливает перечень работ, на которых запрещается применение труда женщин[14]. Список тяжелых работ и с вредными для женщин условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, медицински обоснован. Он утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 июня 1978 г. с последующими изменениями и дополнениями[15]. В этот Список вошло более 500 видов работ в самых различных отраслях производства, независимо от того, на предприятиях каких отраслей народного хозяйства имеются такие производства, профессии и работы. Применение труда женщин на подземных физических работах в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений было запрещено Постановлением Совета Министров СССР от 13 июля 1957 г. N 839[16]. Ныне запрещено обучение и прием на работу женщин в качестве трактористок, машинистов, водителей грузовых автомашин согласно Постановлению Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г[17]. В части 1 статьи 37 Конституции закреплено право на свободный труд, причем каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию[18]. Однако более миллиона женщин в промышленности, строительстве, на транспорте и связи подвергаются профессиональному риску, работая в условиях, не отвечающих нормам охраны и безопасности. Нередко женщины, имеющие несовершеннолетних детей, привлекаются к сверхурочным работам, их можно встретить и на рабочих местах с вредными условиями[19]. Существуют две точки зрения по поводу решения этой проблемы. Одни ученые видят решение в единовременном переводе женщин с данного вида работ и категорическом запрещении использования их труда в этой сфере. Аргумент – сохранение здоровья женщины. Другие считают, что необходимо снять категорический запрет на применение труда женщин детородного возраста на тяжелых, вредных и опасных работах. Довод – возможность реализации женщинами своих прав на участие в общественном производстве, тем более в нынешних условиях феминизации бедности и нищеты. Одновременно предлагается разработать специальную программу мер, стимулирующих предприятия к улучшению условий труда работников, в том числе женщин, за счет улучшения технологии. Мы придерживаемся второй точки зрения, т.к. несмотря на очевидную необходимость защиты здоровья женщины, нужно не забывать о реальной ситуации в стране. Чтобы поддерживать приемлемый уровень благосостояния российской семьи, необходимы заработки обоих трудоспособных членов семьи: мужа и жены. К сожалению, на этом фоне усиливается дифференциация в цене их труда и, женщины оказываются в неравном положении в сфере занятости и трудоустройства[20]. Подобная дискриминация, неизбежная в любой стране, переживающей кризис, заставляет женщин в ущерб своему здоровью смиряться неблагоприятными условиями труда. По результатам обследования ИЭ РАН в настоящее время 46% безработных женщин согласны на любую работу (в 1992 – 1994 годах их было менее 10%). При этом женщины предъявляют очень скромные требования к условиям труда и его оплате. Индивидуальные и коллективные права таких слоев населения, как женщины, бесспорно, относятся к числу «забытых » прав. Неуправляемый переход России к рыночным отношениям привел к таким широко известным негативным явлениям, как «феминизация безработицы», «феминизация бедности»[21]. Реакция общества пока одна – возрастание числа независимых женских организаций. Ныне число таких организаций по всей России превысило четыре сотни. Однако их деятельность и активность во многом сдерживается тем, что они не имеют под рукой необходимой нормативной базы и в первую очередь международных документов в этой области. В январе 1995 года было принято постановление Совета Министров РФ «Концепция улучшения положения женщин в России », где показано, как плохо обстоит дело с положением женщин. Например, женщины недостаточно представлены в органах государственной власти, наблюдается дискриминация женщин при приеме на работу. По последним данным, 62% безработных – женщины; они получают в среднем на 1/3 зарплаты меньше, чем мужчины. По данным Госкомтруда, среди безработных женщин большинство (62,5% на конец 1995 г.), а в ближайшие два года улучшения положения женщин на рынке труда не произойдет. Наиболее слабо защищенные категории женщин: имеющие малолетних детей или детей инвалидов, одинокие родители, выпускницы образовательных учреждений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, жены военнослужащих, проживающие в военных городках, оказываются на рынке труда в наиболее сложном положении и с низкой конкурентоспособностью. Увеличивается непрерывно также продолжительность безработицы женщин. Высвобождение и безработица женщин затронули в большинстве случаев не работниц неквалифицированного ручного труда, а женщин специалистов и служащих. В составе безработных с вузовскими дипломами женщин 69%, а со средним специальным образованием 74%. Почти 40% всех безработных женщин это специалисты и служащие. Среди безработных одиноких родителей 90% женщин, а среди многодетных родителей 77% женщин[22]. В нашей стране необходимо обеспечить выполнение положений ратифицированной нами конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, а также требований, вытекающих из Европейской конвенции о защите прав и основных свобод[23].

2. Труд молодежи. Современные условия жизни в России сделали актуальной проблему трудоустройства молодежи. Вопросы занятости молодежи актуальны не только для Москвы, России, стран с переходной экономикой, но и для промышленно-развитых капиталистических стран. На сегодняшний день молодежная безработица колеблетсяв последних от 20 до 40 процентов от общего количества всех безработных[24]. законодательство включает целый ряд норм, которые бы закрепили право молодежи на труд и гарантии его осуществления. В КЗоТ труду молодежи посвящена глава 12.

Академией труда и социальных отношений выявлено, что среди вузовских выпускников трудоустроилось только 53 процента опрошенных, из них довольны работой 62 процента, а зарплата устраивает только каждого четвертого »[25]. Заботы о трудоустройстве, в том числе молодежи возложены на службу занятости. Она стремится всеми силами заполнить нишу, которая образовалась в результате свертывания работы по профориентации подростков в школах, кризиса системы профессионально технического образования, отмены обязательного распределения выпускников вузов, техникумов и др., выполняя многие функции, ранее осуществлявшихся другими ведомствами и структурами[26]. На наш взгляд, для решения проблемы трудоустройства молодежи необходимо обратить внимание на опыт в этой области других стран, тем более что Россия стремиться подчинить правовую систему международным нормам и стандартам. «Правительства этих стран принимают законы, разрабатывают специальные программы, направленные на улучшение ситуации с трудоустройством молодежи. Поскольку предприниматели часто считают невыгодным нанимать молодежь, особенно неквалифицированную, правительства пытаются компенсировать часть расходов по привлечению новых работников с помощью различных субсидий и соглашений о заработной плате. Обычно молодые люди получают заработную плату, не достигшую минимального уровня, часто называемую пособием. Например, в соответствии с Программой трудового опыта в Ирландии, предпринимателей поощряют к приему в качестве дополнительного персонала молодежи, не имеющей опыт работы. В течение шестимесячного периода каждый молодой человек получает не облагаемое налогом пособие. Это пособие им выплачивают предприниматели, которым в свою очередь, эта сумма компенсируется Национальной службой трудовых ресурсов[27]. В России тоже делаются попытки улучшения ситуации. «Молодежная практика» - одно из направлений работы органов Федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации с безработной молодежью, зарегистрированной в службе занятости, по созданию возможностей для ее трудоустройства и повышения конкурентоспособности на рынке труда (положение об организации временной занятости безработной молодежи – "Молодежная практика"[28]). К сведению, только в прошлом году в территориальные структуры Комитета обратилось около 81 тыс. юношей и девушек до 30 лет, 41 процент которых составили несовершеннолетние. Многие из них трудоустроились уже при первом посещении, прочие нашли временную работу[29]. Но при нынешнем постоянно меняющемся рынке труда этого недостаточно. Учитывая специфику ситуации, неподготовленность к труду молодежи, Комитет разрабатывает и применяет новые интересные и перспективные направления работы с ними. Что же предлагает комитет молодым?

1)Профессиональная ориентация подростков

2) Социально-трудовая адаптация подростков

3)"Молодежная практика".

Кроме перечисленных выше мер, органы государственной власти проводят различные консультации по проблеме занятости молодежи. Опрос экспертов, специализирующихся на организации временной занятости учащихся (проведенный по заказу Комитета труда и занятости центральным Институтом труда Министерства труда и социального развития РФ), выявил различные точки зрения на эту проблему. Все без исключения опрошенные эксперты оценивают занятость подростков в свободное от учебы время в целом, как явление положительное, подчеркивая не только ее важность в решении материальных проблем семьи, но и роль в социально-трудовой адаптации учащихся. Что касается отрицательных моментов вторичной занятости, то лишь четвертая часть опрошенных специалистов наряду с общей позитивной оценкой работы подростков видит в этом явлении и негативные черты. В основном отмечается, что вторичная занятость может наносить вред учебе[30]. Для решения проблемы трудоустройства молодежи и обеспечения ее трудовых прав нужны объединенные усилия представителей законодательной и исполнительной властей, молодежных организаций, службы занятости, ученых и преподавателей в интересах формирования правовой базы труда молодежи, защиты ее прав и интересов. Важно развивать материально-техническую базу предприятий и учреждений, использующих труд детей, разработать научно-методические основы трудового воспитания и организации труда детей в новых условиях, готовить соответствующие кадры[31].

3. Труд инвалидов, участников Великой Отечественной Войны, работников в период блокады Ленинграда 1941 – 1944 гг. В отношении «блокадников» и участников ВОВ использован сам факт работы в период Великой Отечественной Войны как основание для признания особых услуг перед государством[32]. При этом ни сфера труда, ни настоящее состояние здоровья не имеют значения. Что касается инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов по другим причинам, то им предоставлен ряд льгот, обусловленный ограниченной дееспособностью. Участие в войне, безусловно, дает определенные преимущества в части объема этих льгот. Например, инвалиды ВОВ получают две пенсии: по инвалидности и по старости. Так, размер пенсии по старости составляет от 55 до 75 процентов заработка в зависимости от продолжительности трудового стажа, а пенсия по инвалидности составляет 75 процентов заработка при полной инвалидности (1 и 2 группы) и 30 процентов заработка при частичной инвалидности (3 группы)[33]. Численность инвалидов, зарегистрированных в органах социальной защиты населения, за последние 5 лет увеличилась на 56,8% и составила на 1 января 1997 года - более 6,2 млн. человек. Сотни, тысячи инвалидов могут и хотят работать, не желая быть обузой для своих близких, но самостоятельно найти работу им очень нелегко. По состоянию на 1 июля 1997 года инвалиды составляли 3,1% от общего числа зарегистрированных безработных. Городские власти и служба занятости по мере сил стараются московских предприятиях, выделяются льготные кредиты организациям, готовым трудоустроить инвалидов, оказывается помощь помочь: принят закон о квотировании рабочих мест для инвалидов на специализированным предприятиям. В 21 регионе созданы банки вакансий для инвалидов, однако, далеко не все предприятия представляют сведения о наличии таких вакансий, к тому же в большинстве случаев они не соответствуют возможностям, инвалидов. Ни для кого не секрет, что предприятия, на которых трудятся инвалиды, и раньше переживали серьезные трудности, а после августовских потрясений многие из них вынуждены были резко сократить объемы производства или даже вовсе остановиться. Поэтому социальная политика России должна быть направлена на обеспечение деятельности таких предприятий, помощь инвалидам в трудоустройстве и социальное обеспечение тем, кто не может работать. На федеральном уровне целесообразно разработать и утвердить целевую программу государственной поддержки предприятий, использующих труд инвалидов, в том числе принадлежащих общественным объединениям инвалидов, законодательно закрепить систему их льготного кредитования и налогообложения. Целенаправленная государственная поддержка предприятий на региональном уровне – одна из важнейших предпосылок для улучшения положения инвалидов на рынке труда[34].


Заключение

Подводя итог работе, думается, что проблемы единства и дифференциации, несмотря на их важность и актуальность, просто не решаемы. Необходима четкая политика в рамках всего государства, направленная на решение этих проблем. К сожалению, именно с выработкой подобной политики в России всегда возникали проблемы. Политика – это стройная системы конкретных мероприятий, направленных на достижение какой-либо цели. В данном случае таких целей несколько: реконструкция системы федерального и местного законодательства, обеспечение соответствия его международным нормам и дифференцированное его применение по отношению к различным группам населения. Рынок, даже в условиях политической демократии, как свидетельствует зарубежный опыт, сам по себе не обеспечивает ни социальную справедливость, ни социальную защиту большинства граждан. Поэтому в процессе перехода к рынку надлежит быть особенно внимательными к обеспечению трудовых прав работников, исходить из этого при внесении изменений в правовое регулирование труда[35]. Безусловно, достижение этих целей – дело не одного дня, но законодатель должен стремиться к постепенному их достижению и решению поставленных в настоящей работе проблем. Конкретное решение предложить достаточно сложно. Единственное, в чем мы убеждены – не стоит слепо копировать зарубежный опыт, применяя западные решения в нашей стране и ожидая результатов. Каждый шаг должен быть продуман и взвешен, сопоставлен с национальными особенностями России, ее традициями и обычаями, уже накопленным опытом советской государственности. Как отмечал Генеральный директор МОТ, «каждая система трудовых отношений исходит из исторического, политического, экономического, социального и культурного опыта и определяет собственные «правила игры » в рамках своих параметров »[36]. Хочется надеяться, что эти пожелания будут учтены, ведь поставленные проблемы очевидны, как и необходимость, их решения.


Список литературы

Нормативный материал

1. Конституция РФ. 1993.

2. Кодекс законов о труде // Сборник кодексов. М., 1997

3. Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 июня 1978 г. с последующими изменениями и дополнениями // Бюлл. Госкомтруда СССР, 1978, №12

4. Постановление Совета Министров СССР от 13 июля 1957 г. N 839 // СП СССР, 1957, №8,ст.81

5. Постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г // Ведомости РСФСР, 1990, №24, ст.287

6. Положение об организации временной занятости безработной молодежи – "Молодежная практика" // Утв. Приказом ФСЗ РФ от 22.11.94. №150 (в ред. Приказа ФСЗ РФ от 24 января 1996. №18)

 

Исследования, пособия, монографии

1. Васильева Т. Мнение экспертов о временной занятости населения. М., 1997

2. Горшкова С.А. Российское законодательство и европейская конвенция прав

3. человека и основных свобод. Обзор материалов научно-практической конференции в ИГП РАН // Государство и право. 1997. №5.

4. Жилкина Т. Работа и учеба. Выпускник –98. М., 1998

5. Жилкина Т. Служба занятости – молодым. Выпускник –98. М., 1998

6. Иванов С.А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период.

7. Некоторые проблемы // Государство и право. 1994. №8-9.

8. Иванов С.А. МОТ: контроль за применением международных норм о труде и его проблемы // Государство и право. 1997. №7

9. Иванов С.А.. Трудовое право переходного периода: проблемы использования зарубежного опыта // Государство и право. 1995. №6

10. Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: некоторые проблемы // Государство и право. 1994. №4.

11. Travail. BJT, Geneve, 1992, №1, p.23 / Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: проблемы использования зарубежного опыта // Государство и право. 1995. №6

12. Карамзин Н.М. История государства российского. Т.5-6. М., 1993.

13. Маврин С.П. Хохлов Е.Б. О кодификации трудового законодательства России // Государство и право. 1996.

14. МТК, 79 сессия 1992. Демократизация и МОТ. Доклад Генерального директора. Женева. 1992

15. Наумова Е. Труд молодежи. Зарубежный опыт. М., 1996

16. Орловский Ю.П. Трудовое право России. Учебник для вузов

17. Панкратов И. Ф. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов // Государство и право. 1997. №2.

18. Пашков А.С. Трудовое право России. М., 1994.

19. Плоткин М., Ширинский В., Дармодехин С. Труд детей – итоги социологического исследования. М., 1997. / Труд детей: где и когда он полезен // Человек и труд. 1998. №9.

20. Проблемы женской безработицы в России. Материал федеральной службы занятости, с.с.2,3

21. Пушкина Т., Козлова Л. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов: реализация законодательства РФ // Человек и труд. 1998. №6.

22. Ржаницына Л. Женский труд: дискриминация усиливается // Человек и труд. 1998. №5

23. Самарина О. Необходимо уравнять не только права, но и возможности женщин и мужчин на рынке труда // Человек и труд. 1998. №2. С.47

24. Сафонов В.А. О некоторых принципах регулирования трудовых отношений // Государство и право. 1996. №7.


[1] Наумова Е. Труд молодежи. Зарубежный опыт. М., 1996; Куренной А.М. Трудовое право: на пути к рынку. М.,1995; Орловский Ю.П. Трудовое право России. Учебник для вузов. М.,1994; Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: проблемы использования зарубежного опыта // Государство и право. 1995. №6; Сафонов В.А. О некоторых принципах регулирования трудовых отношений // Государство и право. 1996. №7

 

[2] Конституция РФ. 1993. Ст.72, пункт «к»

[3] Орловский Ю.П. Трудовое право России. Учебник для вузов.

[4] Конституция РФ. 1993. Часть 2 Ст.125

[5] Сафонов В.А. О некоторых принципах регулирования трудовых отношений // Государство и право. 1996. №7. С.82

[6] Маврин С.П. Хохлов Е.Б. О кодификации трудового законодательства России // Государство и право. 1996.

[7] Иванов С.А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период. Некоторые проблемы // Государство и право. 1994. №8-9. С.72

[8] Конституция РФ. 1993. Пункт 1 Статьи 1.

[9] Иванов С.А. МОТ: контроль за применением международных норм о труде и его проблемы // Государство и право. 1997. №7

[10] С.А. Иванов. Трудовое право переходного периода: проблемы использования зарубежного опыта // Государство и право. 1995. №6

[11] Карамзин Н.М. История государства российского. Т.5-6. М., 1993. С.271

[12] Travail. BJT, Geneve, 1992, №1, p.23 / Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: проблемы использования зарубежного опыта // Государство и право. 1995. №6

[13] Конституция РФ. 1993. Статья 19

[14] Кодекс законов о труде // Сборник кодексов. М., 1997

[15] Бюлл. Госкомтруда СССР, 1978, №12, С. 317

[16] СП СССР, 1957, №8,ст.81

[17] Ведомости РСФСР, 1990, №24, ст.287

[18] Конституция РФ. 1993. Статья 37

[19] Самарина О. Необходимо уравнять не только права, но и возможности женщин и мужчин на рынке труда // Человек и труд. 1998. №2. С.47

[20] Ржаницына Л. Женский труд: дискриминация усиливается // Человек и труд. 1998. №5 С.28

[21] Панкратов И. Ф. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. Слоник универсальных и региональных международных документов // Государство и право. 1997. №2. С.117

[22] Проблемы женской безработицы в России. Материал федеральной службы занятости, с.с.2,3

[23] Горшкова С.А. Российское законодательство и европейская конвенция прав человека и основных свобод. Обзор материалов научно-практической конференции в ИГП РАН // Государство и право. 1997. №5. С.93

[24] Наумова Е. Труд молодежи. Зарубежный опыт. М., 1996

[25] Наумова Е. Труд молодежи. Зарубежный опыт. М., 1996

[26] Жилкина Т. Работа и учеба. Выпускник –98. М., 1998

[27] Наумова Е. Труд молодежи. Зарубежный опыт. М., 1996

[28] Утв. Приказом ФСЗ РФ от 22.11.94. №150 (в ред. Приказа ФСЗ РФ от 24 января 1996. №18)

[29] Жилкина Т. Служба занятости – молодым. Выпускник –98. М., 1998

[30] Васильева Т. Мнение экспертов о временной занятости населения. М., 1997

[31] Плоткин М., Ширинский В., Дармодехин С. Труд детей – итоги социологического исследования. М., 1997. / Труд детей: где и когда он полезен // Человек и труд. 1998. №9. С.39

[32] Пашков А.С. Трудовое право России. М., 1994. С.55

[33] КзоТ // Сборник кодексов. М.,1997

[34] Пушкина Т., Козлова Л. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов: реализация законодательства РФ // Человек и труд. 1998. №6.,С.29

[35] Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: некоторые проблемы // Государство и право. 1994. №4. С.53

[36] МТК, 79 сессия.1992. Демократизация и МОТ. Доклад Генерального директора. Женева. 1992, с.31-32



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: