Вход: В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»




Тема: Длительности и паузы в простых ритмических рисунках.

ХОД УРОКА

Вход: В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

Учитель: Здравствуйте.

Приветствие: (Подготовить голосовой аппарат к пению) А сейчас, ребята, поздороваемся музыкальным приветствием.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, учитель!

- Здравствуйте, девочки. Здравствуйте!

- Здравствуйте, мальчики. Здравствуйте!

 

Я рада видеть вас на уроке, сегодня мы отправимся в путешествие в страну Музыки. Узнаем о помощниках Музыки, которые играют важную роль в организации музыкальной речи и придают ей большую выразительность.

А в путь мы пойдём с таким девизом: «Учимся, творим и радуемся вместе!» (Читают все вместе).

 

Учитель: Что же мы будем искать в стране Музыки? А это мы узнаем из темы урока. Но вначале вы должны выполнить задание. (Детям предлагается сравнить два предложения)

Учитель: Прочитайте предложение:

Предложениеэтосочетаниесловилислововыражающеезаконченуюмысль.

Учитель: Прочитайте это же предложение ещё раз.

Предложение – это сочетание слов или слово, выражающее законченную мысль.

Учитель: Чем же отличаются эти предложения?

Дети: В первых, во втором предложении слова записаны раздельно. Во-вторых, во втором предложении есть тире и запятая.

Учитель: Запятая и тире – это знаки препинания в предложении, которые помогают выбрать правильную интонацию, вовремя взять дыхание. При помощи знаков препинания мы можем выразительно прочитать это предложение.

Как вы думаете, есть ли в музыке знаки препинания?

Что же мы будем искать в стране музыки? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Дети: Тема сегодняшнего урока «Знаки препинания в музыке».

Учитель: Определим цель путешествия.

Дети: Цель: научиться понимать значение слова «Пауза», и определять ее важную роль в музыке, научиться определять музыкальные паузы.

Учитель: Для достижения поставленной цели, нам помогут музыкальные термины. Какие же это термины? Попробуем отгадать загадки.

Эти семеро ребят все на лесенке сидят

Ножками болтают, песни распевают.

Дружно все они живут,

Отгадай, как их зовут? (Ноты)

Нарисован крючок, а означает – молчок. (Пауза)

Учитель: Если в предложении мы читаем буквы, то в музыке мы поём или играем ноты. Знаками препинания в предложении служат точки, запятые, а в музыкальной речи существуют свои обозначения – паузы (знак молчания).

Учитель: Сделаем привал на станции «Длительность нот».

Если нота – кругляшок,

А в нём окошко белое,

Значит, счёт — до четырёх, –

Это нота — целая!

 

Если к ноте прилепилась

Сбоку палка длинная,

Значит, счёт идёт до двух,

Нота – половинная!

 

Если в нотном кругляшке

Черная серединка,

То считаем лишь “раз и”,

Нота – четвертная!

 

Есть ещё много разных нот:
Восьмых, шестнадцатых и выше...
И покороче у них счёт,
Но в музыке их всех мы слышим.

 

Учитель: Наше путешествие продолжается. Все встали.

 

Учитель: Слушая какие-то музыкальные композиции, вы, наверное, замечали, что бывают такие моменты, когда звучание обрывается на какую-то секунду, затем вновь возобновляется. Замечали?

Слушаем произведение

Длительность таких моментов (когда музыка «молчит») называется паузой.

Я — пауза, поэтому

Мне звуки не нужны,

Я – остановка в музыке,

Кусочек тишины!

Пауза – это временное молчание в музыке.

Как и ноты, для паузы существуют свои специальные знаки показывающие её длительность. Паузы не имеют высоты и, при записи на нотоносце, располагаются посередине линеек. Эти обозначения также необходимо выучить, как и нотные значки.

Поскольку паузы за длительностью делятся так же, как звуки, то и самая крупная пауза тоже будет называться - целая.

Длительность целой паузы такая же, как и длительность звука целой ноты.

Например, если звук целой ноты звучит 4 секунды, то и целая пауза тоже будет длиться 4 секунды. На нотном письме целая пауза обозначается закрашенным прямоугольником, который пишется под четвертой линией нотоносца, при этом он не должен прикасаться к третьей линии.

После целой ноты следующая более мелкая длительность - половинная. Так же после целой паузы идет более мелкая пауза - половинная. Обозначается половинная пауза на нотном стане в виде закрашенного прямоугольника, который располагается на третьей линии нотоносца, при этом он не должен прикасаться к четвертой линии. Длительность половинной паузы в два раза короче целой паузы и равна длительности звука половинной ноты. Например, если у нас длительность звучания звука целой ноты будет тех же 4 секунды, то длительность половинной паузы будет такой же, как и половинной ноты - 2 секунды.

Следующая более мелкая пауза после половинной, как вы уже должны были догадаться - четвертная пауза. Эта пауза записывается вот таким знаком на нотный стан (обратите внимание, что середина знака четвертной паузы должна лежать на третьей линии). Эта пауза в два раза короче половинной паузы, в четыре раза короче целой паузы и равна длительности звучания четвертной ноты. Например, если длительность целой паузы 4 секунды, то длительность четверной паузы будет 1 секунда:

Следующая более мелкая пауза по длительности после четвертной - восьмая пауза. На нотный стан эта пауза записывается вот так (обратите внимание, что верхняя «завитушка» знака расположена между третьей и четвертой линиями нотоносца). Эта пауза в два раза короче четвертной паузы, в восемь раз короче целой паузы и равна длительности звучания восьмой ноты. Например, если целая пауза длится 4 секунды, то восьмая пауза будет длиться ½ секунды (полсекунды).

 

Учитель: Мы продолжаем наше путешествие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: