Технологическая карта в педагогической технологии Монахова В.М. – “ предельно наглядная, образная, зрительная форма представления проекта учебного процесса по теме”(1).
В технологической карте 5 компонентов, которые однозначно представляют 5 параметров учебного процесса:
- содержание микроцели определяет содержание диагностики;
- содержание диагностики проверяет полноту представления микроцели;
- содержание диагностики задает трудность и сложность компонента дозирования домашних заданий;
- содержание дозирования проверяется как достаточное или недостаточное при проведении диагностики;
- компонент коррекции – это фактическая программа деятельности учителя с учениками, не прошедшими диагностику.
В нашей средней школе №44 под руководством Латышева Ю.И. поурочная технологическая карта заметно усовершенствована так, в ней наглядно отражен алгоритм урока, цветовая гамма урока сразу позволяет определить тип урока – изучение нового материала, комплексный, контроль. Зеленым цветом изображено изучение нового материала, синим – закрепление, красным – контроль. Учителя нашей школы пользуются комфортным алгоритмом урока – после нового материала никогда не следует контроль, ему обязательно предшествует этап коррекции.
Кроме того, в технологические карты включены программы развития, реализуемые на данном уроке:
М+1 – мышление
М+2 – мотивация
М+3 – интерес
М+4 – внимание
М+5 – память
М+6 – речь
М+7 – этико-ценностные ориентации
М+8 - экономическое воспитание
М+9 – пространственные представления
М+10 – создание художественного образа
М+11 – восприятие
В технологическую карту также включена работа с физическими терминами, понятиями в виде отдельной колонки для решения одной из задач физического образования.
|
Также в отдельную колонку выделены формы диагностирования, что позволяет видеть разнообразие форм коррекции и контроля, отслеживать работу по формированию навыков взаимооценки, самооценки учащихся.
Атлас
Технологических карт
По курсу физики 10 класса
Технология В.М. Монахова
Составитель: учитель физики
Коваленко Т. А.
Г. Ульяновск, 2000 г.
Разработка контролирующего комплекса в 10 кл.
По теме “Магнитное поле” и поэлементный анализ всех заданий.
Организация учета и проверки знаний существенно влияет на регулярность занятий учащихся предметом, тщательность выполнения заданий. Учащиеся заинтересованы в проверке своих знаний, так как каждый ученик хочет, чтобы за процессом его труда следили, замечали ошибки, способствовали быстрому их исправлению. Ученик желает видеть свой собственный рост и результаты своего труда, а значит, проверка оказывает воспитывающее действие, которое трудно переоценить.
В зависимости от подхода к проверке изменяется ее содержание. При самопроверке и взаимопроверке воспроизводятся в основном репродуктивные знания, в контрольных работах – умение применять на практике знания при решении задач, т.е. оценки, полученные учащимися, неодинаковые по значимости, различны по качеству. Поэтому проверку необходимо проводить как можно более полно, всесторонне, систематично.
Проверка знаний – сложный этап обучения.
|
Для учителя – в теоретическом, методическом, организационном плане, а для учеников – в психологическом плане.
Необходимо строить проверку на основе уровневого подхода овладения знаниями, который дает возможность получить более объективные критерии оценок ЗУН учащихся. При использовании уровневого подхода к проверке особенно ярко проявляются обучающая и воспитывающая функции проверки. В классах, где физика не является профилирующим предметом, решение расчетных задач на II уровне (продуктивном) достаточно для получения оценки “5”, а вот качественные задачи учащиеся таких классов могут решать с глубоким пониманием, т.е. с выходом на III уровень обученности (творческий).
Контролирующий комплекс включает в себя все виды проверки – от входного контроля и определения обучаемости по предмету до контрольной работы.
Входной контроль
I. К источнику тока с помощью проводов присоединим
металлический стержень. Какие поля образуются вокруг
стержня, когда в нем возникает ток?
1. Одно лишь электрическое поле.
2. Одно лишь магнитное поле.
3. Электрическое и магнитное поле.
II. Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока?
1. Беспорядочно.
2. По прямым линиям вдоль проводника.
3. По замкнутым кривым, охватывающим проводник.
III. Какие металлы сильно притягиваются магнитом?
1. Чугун. 2. Никель. 3. Кобальт. 4. Сталь.
IV. Когда к магнитной стрелке поднесли один из полюсов постоянного магнита, то южный полюс стрелки оттолкнулся. Какой полюс поднесли?
1. Северный. 2. Южный.
V. Стальной магнит ломают пополам. Будут ли обладать магнитными свойствами концы А и В на месте излома магнита?
|
1. Концы А и В магнитными свойствами обладать не будут.
2. Конец А станет северным магнитным полюсом, а В – южным.
3. Конец В станет северным магнитным полюсом, а А – южным.
VI. К одноименным магнитным полюсам подносят
стальные булавки. Как расположатся булавки,
если их отпустить?
1. Будут висеть отвесно.
2. Головки притянутся друг к другу.
3. Головки оттолкнутся друг от друга.
VII. Как направлены магнитные линии между
полюсами дугообразного магнита?
1. От А к В. 2. От В к А.
VIII. Одноименными или разноименными полюсами
образован магнитный спектр?
1. Одноименными. 2. Разноименными
IX. Какие магнитные полюсы изображены на рис.?
1. А – северный, В – южный.
2. А – южный, В – северный.
3. А – северный, В – северный.
4. А – южный, В – южный.
X. Северный магнитный полюс расположен у … географического полюса, а южный у ….
1. южного … северного.
2. северного … южного.
Правильные ответы к тексту входного контроля.
№ вопроса | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X |
Ответ | 1,4 |
Время работы 15-20 мин.
Нормы оценок
К первому уровню относятся вопросы II,- IV, VII-X
Ко второму уровню относятся вопросы I,V – VII
Поэтому нормы оценок такие за 5-6 правильных ответов - “3”
за 7-8 правильных ответов - “4”
за 9-10 правильных ответов - “5”.
Тест входной контроль дается на первом уроке темы “Магнитное поле” (на предыдущем уроке было дано задание повторить “Магниты. Магнитное поле”) для выявления прочности знаний учащихся.
Проверка проводится в режиме самоконтроля. Ответы на тест проецируются на экран с помощью кодоскопа.
Самооценка заносится в открытый журнал.
В классе с естественно-научной направленностью (химия, биология) были получены такие результаты:
Общее количество учащихся –18
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовл. |
В течение этой же тридцатки сложные задания были проанализированы учениками.
Физический диктант №1.
Вариант I отвечает на вопросы 1-4 по физической величине “Магнитная индукция” | Вариант II отвечает на вопросы 1-4 по физической величине “Магнитный поток” |
1. Определение физической величины.
2. Что характеризует данная величина?
3. а) Формула для расчета. Что означает каждая величина, входящая в формулу?
б) Зависит ли физическая величина от величин, входящих в формулу? Как?
4. определение единицы измерения физической величины в Си; ее наименование.
5. Определение линии магнитной индукции.
6. Какими общими свойствами обладают линии магнитной индукции и линии напряженности электрического поля? В чем состоит разница между ними?
7. Что можно сказать о магнитном поле по картине расположения линий магнитной индукции?
Физический диктант №1 выполняется на втором составном уроке изучения темы “Магнитное поле”, для коррекции усвоения учащимися понятия “Магнитная индукция” и “Магнитный поток”. Поэтому вопросы с 1 по 4 выполняются по вариантам. I вариант пишет о магнитной индукции, II вариант – о магнитном потоке.
5-7 вопросы одинаковы для обоих вариантов.
Нормы оценок 3-4 правильных ответов “3”
5-6 правильных ответов “4”
7 правильных ответов “5”
(к I уровню относятся вопросы 1, 2, 3а, 4, 5. Ко II уровню для классов, где физика непрофильный предмет, относятся вопросы 3б, 6, 7).
Физический диктант №1 проверяется в режиме взаимоконтроля. Проверяющие выставляют оценки в открытый журнал.
Время работы 12-15 мин.
В ходе выполнения физического диктанта были получены такие оценки.
Общее количество учащихся –18.
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовл. |
- |
На 3 тридцатке этого же урока корректируется умение решать расчетные задачи на силу Ампера и магнитный поток в ходе самостоятельной работы №1.
Самостоятельная работа №1 выполняется по уровням. Работа состоит из 4 задач, две из них – на уровне образовательного стандарта, две – задачи повышенного уровня (II).
Самостоятельная работа №1.
Вариант 1.
1. С какой силой действует магнитное поле с индукцией 10 мТл на проводник, в котором сила тока 50 А, если длина активной части проводника 0,1 м? поле и ток взаимно перпендикулярны.
2. Какой магнитный поток пронизывает плоскую поверхность площадью 50 см при индукции 0,4 Тл, если эта поверхность расположена под углом к вектору индукции.
3. На рисунке представлено взаимодействие магнитного
поля с током. Сформулировать задачу для этого случая
и решить ее.
4. В проводнике с длиной активной части 8 см сила тока равна 50 А. Он находиться в однородном магнитном поле с индукцией 20 мТл. Найти совершенную работу, если проводник переместился на 10 см перпендикулярно линии индукции.
Вариант 2.
1. Какая сила действует на проводящую шину длиной 10 м, по которой проходит ток 7 кА, в магнитном поле с индукцией 1,8 Тл, если магнитная индукция направлена перпендикулярно проводнику?
2. Чему равен магнитный поток через плоскую поверхность площадью 300 см , если индукция поля 1,2 Тл, а площадка расположена под углом к вектору магнитной индукции?
3. На рисунке представлено взаимодействие магнитного
поля с током. Сформулируйте задачу для этого случая
и решите ее.
4. По горизонтально расположенному проводнику длиной 0,2 м и массой кг течет ток 10 А. Найти индукцию (модуль и направление) магнитного поля, в которое нужно поместить проводник, чтобы сила тяжести уравновесилась силой Ампера.
Поэлементный анализ задачи №1 самостоятельной работы №1
Записать условие задачи | Перевод в Си | Записать формулу | Записать условие | Вычисление |
1б | 1б | 1б | 1б | 1б |
Количество баллов за задачу №1 – 5.
Поэлементный анализ задачи №2.
Записать дано | Перевод в Си | Записать формулу | Записать условие | Определение | Вычисление |
1б | 1б | 1б | 1б | 1б | 1б |
Количество баллов за задачу №2 – 6.
Поэлементный анализ задачи №3.
Записать условие задачи | Применить правило левой руки | I в. Определить полюса магнита II в. определить направление |
2б | 1б | 1б |
Количество баллов за задачу №3 – 4.
Поэлементный анализ задачи №4.
I вариант Запись дано | Перевод в Си | Запись формулы | Запись формулы | Записать условие | Подстановка | Вычисле-ние | Проверка размерности [A] |
2 вариант Запись дано | Чертеж, опреде-ление | Запись условия | Запись формулы | Подставить | Выразить | Проверка размерн. [В] | Вычисление В |
1б | 1б | 1б | 1б | 1б | 1б | 1б | 1б |
Количество баллов за задачу №4 – 8.
Таким образом, общее количество баллов за самостоятельную работу может быть определено как 23.
Нормы оценок 8-12 б –“3”
13-18 б –“4”
19-23 б –“5”.
Время работы 30 мин.
Проверка – учитель.
В ходе выполнения самостоятельной работы были получены такие оценки.
Общее количество учащихся –15.
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовл. |
- |
Коды правильных ответов к тесту №1.
I в. | ||||||||||||
II в. |
Нормы оценок 7-8 правильных ответов – “3”
9-10 правильных ответов – “4”
11-12 правильных ответов – “5”.
Время работы – 20-25 мин.
Тест №1 дается на 3 уроке для диагностических целей:
1. Знать понятия магнитное поле, магнитная индукция.
2. Уметь применять правило левой руки, правило буравчика.
3. Уметь решать расчетные задачи на силу Ампера.
Тест является обучающим, корректирующим знания учащихся, поэтому проверка проводиться в режиме взаимоконтроля. Оценка заносится в открытый журнал проверяющим. В классе с естественно-научной направленностью были получены такие результаты.
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовл. |
Общее количество учащихся –18.
После объяснения на второй тридцатке нового материала “Сила Лоренца” и решения задачи №897 (р) проводиться тест на определение уровня обучаемости
- по методике, предложенной П.И. Третьяковым.
Задание на определение уровня обучаемости учащихся 10 класса.
1. Опишите силу Лоренца по плану
а) что показывает данная величина;
б) дайте определение силы Лоренца;
в) формула для вычисления;
г)единица измерения, что она означает;
2. Заряженный шарик падает между полюсами магнита
со скоростью м/с. Заряд шарика Кл.
индукция магнитного поля Тл. .
С какой силой воздействует магнитное поле на шарик?
3. Что общего и в чем различие силы Ампера и силы Лоренца?
4. Положительно заряженная частица движется
в плоскости рисунка в магнитном поле со скоростью .
Направление вектора магнитной индукции изображено
крестиками. Укажите стрелкой направление силы Лоренца.
5. Электрон движется в однородном магнитном поле с индукцией Тл. Найдите период обращения электрона (заряд электрона Кл, масса электрона кг).
Как только 3-4 учащихся из класса выполнят задания – собрать рабочие тетради у всех. Если выполнены все пять заданий, можно говорить о третьем, очень высоком уровне обучаемости школьника. Если справился с четырьмя заданиями – второй, также высокий уровень обучаемости.
Если выполнены 3 и менее заданий – первый уровень.
В классе были получены такие результаты:
III уровень обучаемости – 1 ученик
II уровень обучаемости – 4 ученика
I уровень обучаемости – 13 учеников.
Из результатов теста следует, что общий уровень класса по изучению физики невысок, что соответствует профилю класса.
Для закрепления знаний по силе Лоренца проводится еще одна самостоятельная работа №2.
Она диагностирует цели:
1. Уметь применять правило левой руки для определения силы Лоренца.
2. Уметь решать расчетные задачи на силу Лоренца.
Содержание самостоятельной работы взято в (3).
Она выполняется по уровням.
I уровень выполняет задачи №1,4 вариант “А”.
II уровень выполняет задачи №4,5,7 вариант “В”.
На выполнение этой самостоятельной работы отводиться 15 мин. Взаимопроверку проводят учащиеся, оценку ставят в открытый журнал.
Оценки в классе с естественным профилем были такие.
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовл. |
- |
Контрольная работа №3