Элемент передачи | Марка стали | Dпред | Термооб-работка | HRCэ1ср | [σ]Н | [σ]F |
Sghtl | HB2ср | Н/мм2 | ||||
Шестерня | 40Х | 315/200 | У+ТВЧ | 50,5 | ||
Колесо | 40Х | 200/125 | У | 248,5 | 514,3 | 255,95 |
4. Расчет закрытой конической зубчатой передачи
1). Определяем внешний делительный диаметр колеса de2, мм:
где Кнβ - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца. Для прирабатывающихся колес с прямыми зубьями Кнβ = 1;
θН - коэффициент вида конических колес. Для прямозубых колес θН = 1.
Полученное значение внешнего делительного диаметра колеса de2 для нестандартных передач округляем до ближайшего значения из ряда нормальных линейных размеров
2). Определяем углы делительных конусов шестерни и колеса:
для колеса
для шестерни
3). Определяем внешнее конусное расстояние Re, мм:
мм
4). Определяем ширину зубчатого венца шестерни и колеса:
где ψе = 0,285 - коэффициент ширины венца.
Округлить до целого числа по ряду Ra 40, b=42
5). Определяем внешний окружной модуль для прямозубых колес:
где KFβ - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца. Для прирабатывающихся колес с прямыми зубьями KFβ =l;
- коэффициент вида конических колес. Для прямозубых.
6). Определяем число зубьев колеса и шестерни
-для колеса
-для шестерни
7). Определяем фактическое передаточное число
проверяем его отклонение от заданного u.
%
8). Определяем действительные углы делительных конусов шестерни и колеса:
-для колеса
-для шестерни
9). Выбираем коэффициент смещения инструмента для прямозубой шестерни
|
НВ1ср - НВ2ср = 487,5-248,5=239
Так как 239> 100,
То х1=х2 = 0.
10). Определяем внешние диаметры шестерни и колеса, мм:
Делительный диаметр шестерни
Делительный диаметр колеса
Вершины зубьев шестерни
Вершины зубьев колеса
Впадины зубьев шестерни
Впадины зубьев колеса
11). Определяем средний делительный диаметр шестерни и колеса:
-для шестерни
-для колеса
Проверочный расчет
12). Проверяем пригодность заготовок колес.
Условие пригодности заготовок колес:
Диаметр заготовки шестерни
мм
Размер заготовки колеса
Соответствует
13). Проверим контактные напряжения
где Ft - окружная сила в зацеплении, Н равная
КНα - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями прямозубых колес и колес с круговыми зубьями; КНα = 1
KHv - коэффициент динамической нагрузки. Определяется по табл. в зависимости от окружной скорости колес м/с, и степени точности передачи
443,72≤514,3
14). Проверяем напряжения изгиба зубьев шестерни и колеса:
напряжения изгиба зубьев шестерни
напряжения изгиба зубьев колеса
где: KFα - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями прямозубых колес KFα = l; KFv - коэффициент динамической нагрузки; YFl и YF2 - коэффициенты формы зуба шестерни и колеса. Υβ -коэффициент, учитывающий наклон зуба; Υβ = l;
4.15. Составляем табличный ответ
Таблица 6
Проектный расчет | |||
параметр | значение | параметр | значение |
Внешнее конусное расстояние Rе | 144.308 | Внешний делительный диаметр: шестерни dе1 колеса dе2 | 69,273 280,314 |
Внешний окружной модуль me | 1.611 | ||
Ширина зубчатого венца b | Внешний диаметр окружности вершин: шестерни dае1 колеса dае2 | 70,401 281,087 | |
Вид зубьев | Прямозубые | ||
Угол делительного конуса: шестерни δ1 колеса δ2 | 13,8796 76,1204 | Внешний диаметр окружности впадин: шестерни dfe1 колеса dfe2 | 65,519 279,387 |
Число зубьев: шестерни z1 колеса z2 | Средний делительный диаметр: шестерни d1 колеса d2 | 59,367 240,229 |
|
5. Расчет клиноременной передачи
1). Выбираем сечение ремня при.
Рном = 2,2кВт nном = 950 об/мин
Выбираем участок А
2). Определяем минимально допустимый диаметр ведущего шкива dmin, мм. при Тдвиг = 18,20 Н*м, dмин = 90 мм
3). Задаемся расчетным диаметром ведущего шкива d1 = 100 мм.
4). Определяем диаметр ведомого шкива d2, мм:
где u - передаточное число открытой передачи; ε - коэффициент скольжения ε = 0.01…0,02.
5). Определяем фактическое передаточное число uф
проверяем его отклонение от заданного
условия соблюдаются.
6). Определяем ориентировочное межосевое расстояние а, мм:
где h - высота сечения клинового ремня h = 8 мм.
, мм
7). Определяем расчетную длину ремня l мм:
Выбираем длину ремня l=1600 мм
8). Уточняем значение межосевого расстояния по стандартной длине
для облегчения надевания ремня на шкив
для натяжения ремней
9). Определяем угол обхвата ремнем ведущего шкива α1 град:
соответствует
10). Определяем скорость ремня v, м/с:
|
м/с
где [v] - допускаемая скорость, м/с для клиновых ремней [v] = 25м/с;
11). Определяем частоту пробегов ремня U, с-1:
с-1? , U ≤ 30
12). Определим допускаемую мощность, передаваемую одним клиновым ремнем
где - допускаемая приведенная мощность, передаваемая одним клиновым ремнем. С - поправочные коэффициенты.
Ср = 1 (спокойная), Сα = 0,89, Сl = 0,95, Сz = 0,95, =0,72,
13). Определим количество клиновых ремней
шт
14). Определим силу предварительного натяжения одного клинового ремня Fo, H:
Н
15). Определим окружную силу, передаваемую комплектом клиновых ремней Ft, H:
Н
16). Определим силы натяжения ведущей и ведомой ветвей, Н:
Ведущая ветвь
Н
Ведомая ветвь
Н
17). Определим силу давления на вал Fon, H:
Н
Проверочный расчет
18). Проверяем прочность одного клинового ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви
а) σ1 – напряжение растяжения Н/мм2
Н/мм2
б) σи – напряжение изгиба Н/мм2
, Н/мм2
где Еи =80…100 – модуль упругости при изгибе прорезиненных ремней
в) σv – напряжение центробежных сил Н/мм2
Н/мм2
Ρ = 1250…1400 кг/мм3
г) [σ]р – допустимое напряжение растяжения Н/мм2
[σ]р = 10 Н/мм2
Полученные данные занесем в таблицу
Таблица 7
параметр | значение | параметр | значение |
Тип ремня | Клиновый | Число пробегов ремня U, 1/c | 1,429 |
Сечение ремня | Диаметр ведущего шкива d1 | ||
Количество ремней z | Диаметр ведомого шкива d1 | ||
Межосевое расстояние α | Максимальное напряжение σ, Н/мм2 | 9,9 | |
Длинна ремня l | Начальное напряжение ремня F0 Н/мм2 | 445,55 | |
Угол охвата малого шкива α град | 139,6 | Сила давления ремня на вал Fоп, Н |
6. Определение сил в зацеплении закрытых передач
Коническая с круговым зубом.
Определяем силы в зацеплении
а) окружная на колесе
окружная на шестерне
б) радиальная на шестерне
yr – коэффициент радиальной силы
радиальная на колесе
в) осевая на шестерне
yа – коэффициент осевой силы
осевая на колесе
7. Расчет валов
1). Рассчитаем первую ступень вала под элемент открытой передачи
где =10…20 Н/мм2, Мк – крутящий момент равный вращающему моменту на валу. Мк = Т1 или Т2 соответственно
Вал редуктора быстроходный
Вал редуктора тихоходный
Вал редуктора быстроходный
под шестерню
Вал редуктора тихоходный
под полумуфту
2). Рассчитаем вторую ступень вала под уплотнение крышки и отверстием и подшипник
для быстроходной t = 2,5, для тихоходной t = 2,8
– для вала шестерни быстроходной
– для колеса тихоходного
Для быстроходного
Для тихоходного
3). Рассчитаем третью ступень под шестерню, колесо
Для быстроходного
4). Рассчитаем четвертую ступень под подшипник
Для быстроходного
l4 = B l4 = 100
Для тихоходного
l4 = T l4 = 20
8. Предварительный выбор подшипников
312 d = 50 D = 100 В = 27 r = 3 для шариковых
7208 d = 40 D = 80 Т = 20 в = 3 l = 16 α= 14 для роликовых и конических подшипников
9. Определение размеров муфты
Муфта упругая с торообразующей оболочкой ГОСТ 20884-82
d1 = d = 45 D = 250
lци = 84 lци = 270
В = 0,25 D = 0.25 * 250 = 62.5 D = 0,75 D = 187.5
δ = 0.05D = 12.5 C = 0.06D = 15
D0 = 0.5D = 125 D2 = 0.6D = 150
dст = 1.55d = 69.75
Список используемой литературы
1 Чернавский С.А. и др. «Проектирование механических передач». Машиностроение, М.: 1976, 1984.
2 Решетов Д.Н. Детали машин – М.: Машиностроение, 1989. – 496 с.
3 Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие для техникумов. - М.: Высшая школа, 1991.