Тема: Корпоративны шпионаж. Я знаю, как сделать клиента постоянным




Предмет ОП.11 Основы предпринимательской деятельности.

Практическая работа

Тема: Корпоративны шпионаж. Я знаю, как сделать клиента постоянным

Задание:

1. Прочитать теоретический материал и ответить на вопросы:

1.1. Почему прибегают к корпоративному шпионажу?

1.2. Что понимается под «коммерческим шпионажем», «экономическим шпионажем»?

1.3. Какие обстоятельства возникают при конкурентной борьбе?

Теоретический материал

Слова греческого миллиардера Аристотеля Онассиса "Секрет бизнеса – знать то, чего не знает никто" актуальны сегодня как никогда. Именно информация, недоступная для других, определяет успех любой компании на любом рынке.

Обладая информацией о партнерах и конкурентах можно предугадывать тенденции развития рынка и эффективно строить собственные планы. Именно поэтому бизнес-данные так востребованы среди конкурентов и нуждаются в специальной защите.
Многие компании используют легальные методы для получения деловой информации конкурентов – газеты, телевидение, Интернет. Но аналитикам необходимо время для того, чтобы обработать информацию. А информация скоропортящийся товар. Поэтому некоторые компании прибегают к корпоративному шпионажу: начиная поиском выброшенных документов и заканчивая переманиванием сотрудников. Высший пилотаж - обзавестись собственным агентом влияния в конкурирующей фирме. Такие «разведчики» на вес золота. Они не устраивают диверсий, не крадут документов - они влияют на решения. Хотя при необходимости и подскажут «своим», через кого легче получить требуемые сведения, кого «подвербовать» на саботаж.

Зарубежные и состоятельные фирмы вводят в свой штат дополнительную должность - сотрудника, занимающегося противодействием хищению ценной информации. Другие же фирмы постоянно или периодически пользуются услугами частных служб, специализирующихся на сыске и охране. Штатная численность этих служб насчитывает десятки тысяч сотрудников. Тенденция роста их рядов не сокращается.

Следует отметить, что защита специальными мерами ценной информации должна осуществляться как против конкурентов, так и преступных элементов, пытающихся овладеть ею. Меры защиты зависят от тех способов и приемов, которые применяют похитители. Использование для защиты секретов частных фирм самых сложных электронных устройств позволяет только сдерживать их утечку, но не останавливать этот вид деятельности, широко получивший в мировой практике название коммерческий шпионаж.

В экономической литературе, исследующей развитие предпринимательской деятельности, обращается внимание на поддержание этики честной коммерческой деятельности. В ходе же конкурентной борьбы как неотъемлемого элемента рыночного хозяйствования использование промышленного шпионажа нельзя отнести к этическим видам деловых взаимоотношений предпринимателей. Однако рыночно-конкурентная деятельность немыслима, как показывает зарубежная практика, без экономического, производственного, научно-технического и других видов шпионажа. Самый благоприятный общественно-экономический климат для развития предпринимательства не сможет предотвратить банкротства, если в результате удачной шпионской акции будут похищены секретные для фирмы (компании) сведения. Шпионаж - это тень рыночно-конкурентной деятельности, двигатель для одних фирм и тормоз для других.

Лицо, пожелавшее заняться предпринимательством, как правило, уже имеет определенные познания в избранной области, а в случае недостаточности может их получить из обширного ассортимента отечественной и зарубежной литературы.

Предпринимательство тесно взаимосвязанно с конкуренцией. Осуществление последней может принимать самые различные формы, в том числе и такие, как хищение или сбор чужой информации, которая носит общеизвестное название шпионаж. Об этой области деятельности у подавляющего большинства людей сложилось довольно стереотипное представление, основанное на художественной литературе, кино- и телефильмах. И не возникало необходимости в более глубоком изучении этого явления. Тем не менее подходы к такому общественному явлению, как шпионаж, в условиях рыночно-конкурентной деятельности резко меняются, ибо лицам, занимающимся предпринимательством, уже приходится, ибо лицам, занимающимся предпринимательством, уже приходится сталкиваться с этой проблемой. С одной стороны, они вынуждены защищать свои секреты (ценную информацию), а с другой - пытаться завладеть секретами конкурента, чтобы выжить в рыночном противоборстве. Цель данного раздела, хотя бы в очень краткой форме, изложить отдельные вопросы, характеризующие понятие шпионажа, его виды и способы осуществления и тем самым оказать практическое содействие лицам, прямо или косвенно причастным к предпринимательской деятельности.

Термин «шпионаж » (с прилагательными: «экономический», «промышленный», «коммерческий», «научно-технический») означает активные действия, направленные на сбор или хищение ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц.

Экономический шпионаж более широкое понятие, которое охватывает и такие его подвиды, как промышленный, производственный, научно-технический, коммерческий шпионаж. Обладание тайной одним лицом вызывает к ней интерес другого лица, для удовлетворения которого совершаются действия, направленные на завладение ею с целью получить определенную материальную или иную выгоду. Лицо, участвующее в подобной деятельности, имеет общеизвестное название «шпион».

В предпринимательстве конкурентная борьба невозможна без получения информации. Стремления получить сведения в условиях закрытого к ним доступа законным путем порождает неизбежно недобросовестную конкуренцию, т.е. объективную потребность шпионить за конкурентом. Без владения информацией о действиях конкурента, предполагаемом спросе на продукцию, перспективных научных разработках трудно, а порой и невозможно быть конкурентоспособным.

Возникает два тесно взаимосвязанных обстоятельства:

1. Предприниматель вынужден выступать в качестве защитника своих секретов (ценной информации);

2. Предприниматель вынужден в целях конкуренции добывать (воровать, покупать) чужие защищаемые секреты. То, что не защищается, особой ценности в рассматриваемом плане не имеет.

Возникает вопрос о том, как рассматривать коммерческий шпионаж с позиций действующего законодательства. В литературе о коммерческом шпионаже за рубежом отмечается, что рассматриваемая деятельность вовсе не считается преступной и не влечет уголовной ответственности. Если в процессе хищения секретной информации предприятию, учреждению или сотрудникам причиняется ущерб, то уголовному наказанию виновное лицо повергается именно за последнее деяние, а не за сам факт хищения ценнейших сведений. В принципе такой поход является правильным, поскольку сам предприниматель не заинтересован в том, что когда он будет совершать хищение материалов, а заниматься этим он вынужден в силу рыночной деятельности, то будет находиться под угрозой применения к нему уголовного наказания. Предпочтительнее обратить внимание на охрану своих тайн, чем прибегать к уголовно-правовой защите.

Однако резкий рост таких служб следует ожидать только в условиях сформировавшейся рыночно-конкурентной экономики, аналогичной западным странам.

По вполне понятным причинам выдать секреты могут и сотрудники фирмы. Если лицам, не работающим на предприятии, необходимо преодолевать физические и технические препятствия для проникновения к секретам, то работникам фирмы не требуется прилагать подобные усилия. Тайной информацией они уже обладают или имеют возможности собрать ее. Мотивацией таких действий могут служить корысть, месть и т.д. Поэтому при формировании коллектива сотрудников необходимо учитывать, кому из них доверять свои тайны, а кому нет. Решают этот вопрос сами предприниматели.

Следующим признаком, характеризующим шпионаж, является предмет посягательства, т.е. информация, которая представляет ценность для ее обладателя и закрыта к доступу посторонних лиц. Носители такой информации самые разнообразные: документы, чертежи, схемы, патенты, дискеты, кассеты, в которых содержатся научные исследования, бухгалтерские материалы, контракты, планы и решения руководства предпринимательских фирм. Предметом промышленного шпионажа может быть не только информация предпринимательских фирм, но и государственных предприятий и учреждений.

Определенные трудности возникают при определении промышленной тайны предприятий, фирм, компаний со смешанным капиталом. Сведения, составляющие государственные секреты, перечислены в специальных нормативных актах. На их основании издаются ведомственные акты, определяющие виды секретов, подлежащих охране. Промышленная же тайна может включаться в перечни государственных секретов, а может и не относиться к ним. Посягательство на секреты государственных предприятий и учреждений преследуется уголовным законом, тогда как предпринимательские секреты уголовным законом не защищены. Например, способ производства и заварки чая для государства не представляет ценности, а для предпринимателя - это фирменный секрет, на котором держится все его предприятие.

Следующим признаком шпионажа является способ его осуществления. Действия по завладению информацией проходят скрытно (тайно) от окружения, путем их хищения, сбора, покупки, выдачи. Не исключается и уничтожение, искажение или саботирование по использованию информации. Цель - не дать владельцу возможности использовать ее для получения выгоды, быть конкурентоспособным.
К средствам получения секретов относятся различные технические системы. Если у нас пока основными владельцами разведывательных технических средств являются специальные государственные органы (службы), то на Западе они находятся в пользовании и частных лиц. Это позволяет предпринимателям широко использовать средства электронной разведки в получении необходимой информации. Снятие ее с телефонных переговоров, ЭВМ, помещений, где ведутся секретные беседы, и т.д. Применение тех или иных средств зависит от информации, которую намеревается получить субъект. Один вид информации может быть похищен, другой прослушан, третий - сфотографирован или сделаны зарисовки, четвертый записан на магнитофон, пятый - снят кинокамерой и т.д. Иногда используется комплекс специальных мер по ее получению. В зависимости от вида получения информации принимаются соответствующие меры защиты. Например, существуют приборы, с помощью которых можно с расстояния до 500 м лазерным лучом снимать речевую информацию за счет вибрации оконных стекол. В ответ, для предотвращения утечки информации таким способом, немецкая фирма Сименс начала выпуск специальных оконных рам, ослабляющих на 110дБ проникновение электромагнитных излучений в определенных диапазонах.

Адресатами (заказчиками) получения коммерческой информации выступают предприниматели малого и крупного бизнеса, руководители государственных предприятий, а также правительства иностранных государств. Защита секретов промышленных и коммерческих фирм и проникновение к ним являются двумя сторонами одной медали. К ним в одинаковой мере проявляют интерес как частные лица, так и сотрудники государственных служб.

В нашей периодической печати также появляются заметки о том, что отечественная разведка (разведки) перенацеливает свои усилия на сбор торгово-экономической информации. Как видим, новым приоритетом в современных условиях для разведывательных и контрразведывательных сообществ становятся сведения экономического характера. Поэтому напрашивается вывод о том, что интерес к определенным видам частной и государственной экономической информации (включая деятельность наших фирм и за рубежом) будет проявляться не только со стороны частных служб безопасности, но и иностранных спецслужб (разведок).

Может ли частный предприниматель противостоять посягательствам специальных государственных служб? Трудно что-либо утверждать в данных условиях, скорее всего нет. К тому же прямая защита предпринимательских структур не относится к функциям контрразведывательных служб. Западные фирмы тратят на защиту своей информации 15 % своих доходов. У нас вести речи о такой защите пока рано. Вместе с тем наш предприниматель не стремится в случае необходимости обращаться к государственным правоохранительным органам.

Бизнес агентства корпоративной разведки (АКР) построен следующим образом. Большинство клиентов постоянные. Клиент (обычно крупная компания) заказывает сбор информации о конкуренте (в некоторых случаях заказ может включать влияние на действия конкурента).

Как выполняется подобная задача? Чаще всего решением становится разовая вербовка обладателя секрета (для этого может пригодиться информация агента влияния), использование его втемную - например, можно организовать вызов человека на научно-практическую конференцию по родственной тематике и там умело «развести» на нужные сведения. Да и примитивный прямой шантаж тоже дает положительные результаты.

Однако зачастую нужен именно свой человек внутри фирмы. Как же он там оказывается? Взгляду обывателя, начитавшегося детективов, представляется такая картина: наспех подготовленный «засланный казачок» с разработанной легендой и липовым резюме пытается устроиться на работу под пристальным вниманием местной службы безопасности. Да черт с ней, со службой безопасности! Он может банально не пройти собеседование. Тогда придется засылать следующего.

Отточенная годами технология выглядит совсем иначе. Агент никуда не засылается - он сидит в нужной конторе изначально! Дело в том, что настоящие АКР существуют не один десяток лет. Как настоящие спецслужбы, они выращивают своих резидентов годами. (Кстати, по словам моего куратора, затраты на развитие агента полностью окупаются уже в первые годы). Конечно, в основном человека внедряют под конкретный заказ, введение агента в среду на перспективу (как раз мой случай) - практика менее распространенная, доступная лишь очень богатым компаниям.

Вербовка в большинстве случаев производится еще на стадии «созревания» перспективного специалиста. Дальше куратор заботится о карьере своего агента: помогает тому устроиться на работу в какую-нибудь крупную компанию и способствует продвижению по служебной лестнице. При этом совсем не обязательно работать в одной-единственной корпорации. Совсем нет. Делаешь карьеру, как все нормальные люди, меняя места работы по мере необходимости. Другое дело, что при этом переходишь исключительно из одной популярной фирмы в другую. Соответственно, чем больше агентов разбросано по различным корпорациям, тем больше возможностей у их вербовщика. Несложно догадаться, что практически все АКР - сетевые, то есть имеют филиалы в разных странах. Оно и понятно, ведь клиентами тоже, как правило, являются мультинациональные корпорации.

Не подумайте, что мои кураторы платят. Подобное возможно только в крайне редких случаях, за выполнение каких-то уж очень специфичных заданий. Однако агента могут поощрить, чаще всего по итогам года. И исключительно «борзыми щенками» - интересным путешествием, дорогой бытовой техникой. А платит работодатель - компания, где трудятся и о которой собирают разведданные. Агентство лишь способствует тому, чтобы с каждым годом этот заработок был все больше и больше. Каким образом? Например, спонсирует дополнительное образование. (Как правило, в самом начале пути. При нормальном развитии событий повышение квалификации оплачивает тот же работодатель...) Иногда может подкинуть необходимую для выполнения важного проекта информацию, полученную от других агентов. Или вовремя организует переход - на повышение, естественно - в другую компанию. А в определенных случаях даже «отпихнет» карьериста-конкурента. Кроме того, в любой момент можно обратиться за помощью по каким угодно рабочим вопросам - например, за консультацией эксперта.

Шпионские будни.

Чем занимаются «шпионы» каждый день? Да тем же, чем и любой другой офисный труженик. Вкалывают с утра до вечера на благо фирмы-работодателя, хорошо и, заметьте, честно выполняя свои обязанности. При этом и мотивы-то вполне банальные - самореализоваться, сделать карьеру, заработать денег. А вот что касается «шпионажа»... Обычно, если не поступает специальных запросов и распоряжений, занимаются банальным мониторингом. То есть собираю информацию, так сказать, из открытых источников, доступных по должности. И раз в неделю с домашнего компьютера по электронной почте высылают отчет своему куратору. Отчет имеет стандартную форму с полями типа «финансовая информация», «маркетинговая», «личная». По мелочи за неделю накапливается много. Существенный момент: по инструкции, не должны сами оценивать важность информации. Приходится писать все подряд: от официальных решений на совещаниях до слухов в курилке, от кадровых изменений до внеплановых премий. Соответственно, в графе «личная информация» должен отметить, если кто-то из руководства приехал на новом автомобиле, купил недвижимость, женился/развелся и т.д. Изредка, в среднем раз в несколько месяцев, меня просят добыть информацию, доступа к которой не имеют. И тут случается применять «шпионские приемчики». Например, научили взламывать стандартные коды защиты персональных компьютеров, отправив в Турцию на спецкурс под видом семинара по маркетингу. Однажды понадобилось раздобыть план финансирования нового проекта, и покопался в файлах приятеля-финдиректора. В другой раз - достали закрытый прайс-лист в отделе корпоративных продаж. Впрочем, применять подобные «компьютерные навыки» приходится довольно редко. В основном обхожусь приемами попроще.

А вот особой техникой «установления отношений» с людьми, которой также обучали на специальных занятиях, пользуются постоянно. Причем не только для поиска необходимой информации, но и в личных карьерных целях. На самом деле, согласно договору с кураторами, агент не обязан добывать информацию, если это сопряжено с высоким риском провала (потери репутации). Правда, если заказанные данные так и не получены, нужно долго объясняться и доказывать этот риск...

Иногда бывают задания, которые превращают меня из источника информации в «агента влияния», призванного направить действия фирмы в нужное русло. Несколько лет назад моя корпорация вела переговоры о партнерстве и даже слиянии московского подразделения с одним азиатским производителем. Кураторы поручили сорвать сделку. Переговоры шли долго, сопровождались периодическими визитами делегаций с обеих сторон. Несмотря на то, что к проекту слияния (который, кстати, не афишировался) я отношения не имел, мне удалось принять участие в программе приема партнеров. Днем - обсуждение дел в офисе, вечером «культурная часть» - читай: прогулка по злачным местам. И так три дня. Один из приехавших китайцев попросил меня показать ему Москву в выходные. Думаю, у него тоже было задание - получить дополнительную информацию в неформальной обстановке. Ну что ж, на ловца и зверь бежит. После «Мавзолея, Bolshoy Theater и Третьяковки» он «напоил» русского друга в ресторане и ненавязчиво завел разговор о слиянии. Я и «проболтался», что реальная капитализация московской «дочки» не соответствует заявленной, что финансовые показатели подтасованы. Соответственно, при обмене акциями партнеры много потеряют... Китаец уехал весьма довольный - ему было что доложить своему начальству. Очевидно, моя «деза» легла на благодатную почву, да и не я один, скорее всего, занимался срывом этого проекта. В итоге сначала переговоры прервались, а затем и вовсе были свернуты - сделка не состоялась... Кому все это было выгодно, кто мой настоящий заказчик? Если честно, в большинстве случаев могу только догадываться. Впрочем, тут все было очевидно - заказчиком оказалась корпорация, которая через несколько месяцев успешно осуществила слияние вместо нас, воспользовавшись перерывом в переговорах.

С одной стороны, у агента больше доступа к информации, рычагов влияния. А с другой. На таком уровне значительно шире зона должностной ответственности, «вредить» без ущерба собственной карьере все сложнее.

Кстати, контракт считается расторгнутым в двух случаях. Первый - когда агент выходит из игры, то есть или банально уходит на пенсию, или открывает свой бизнес, или все бросает и работает для души (например, продавцом гамбургеров). Но такой путь не для меня - на заслуженный отдых пока рано. Второй вариант избавления от «агентской» зависимости - когда агент дослуживается до позиции наемного первого лица или одного из первых лиц компании (в моем случае - представительства). Тогда практически любая работа на куратора будет вступать в противоречие с его собственными интересами. В этом случае агента отпускают с миром - тем более что он уже давно окупил вложения.

На сегодняшний день особо популярным является использования подслушивающих устройств для сбора информации. Причина популярности – простота и удобство использования. Существует множество вариантов исполнения жучков, а соответственно и сценариев их установки. Благодаря миниатюрности таких устройств, их можно прятать где угодно: в телефонной трубке, авторучке, корешке книги, розетке и даже с обратной стороны прослушиваемого помещения.

Подслушивающие устройства, которые работают по радиоканалу, наиболее распространены и дешевы. Покупателей привлекает простота использования и универсальность данного оборудования – с его помощью можно шпионить и за частной жизнью.

Таким образом, защита переговоров для корпораций и защита от прослушивания для частных лиц, занимают на сегодняшний день существенное место в деловой сфере в связи с возрастающими потребностями. Осуществляется подобная защита легко и довольно просто с помощью устройства «Антижучок». Существует три различных исполнения данного устройства.

"Antibug" базовая модель настроена на диапазон частот, в котором работают наиболее доступные прослушки и беспроводные видеокамеры. Устройство сканирует радио эфир и уведомляет о наличии жучков с помощью трёх степеней индикации опираясь на принцип «тепло – теплей – горячо». Находясь на расстоянии 10-25 см от жучка, прибор издает звуковой сигнал. Дополнительные антенны "Antibug" помогут быстро найти место расположения подслушивающего устройства. Таким образом, данный прибор способен удовлетворить потребности частных пользователей и коммерческих структур.

Модель устройства "Antibug - Business" может работает в частотном диапазоне, который значительно шире за диапазон базовой модели. Этот чувствительный детектор очень компактный – он стилизован под зажигалку, что поможет не привлекать лишнего внимания сотрудников и потенциальных шпионов. "Antibug - Business" идеальное решение для защиты переговоров от видеонаблюдении. Если монитор сработает, вам нужно просто покинутьпомещение, а дальше с помощью "Antibug-Base" легко найти и обезвредить шпионские устройства. Вы сможете обеспечить надёжную защиту вашей коммерческой тайны.

Версия "Antibug-Profi" обеспечивает профессиональный поиск подслушивающих устройств и беспроводных камер. Приемник этого устройства настраивается на специфику конкретного помещения. Во время обследования помещения, благодаря сегментному индикатору источника сигнала, оператор может легко определить направления поиска жучка. Таким образом, обеспечивается быстрота и точность поиска шпионского оборудования. Система защита от подслушивания обеспечивает оперативную обстановку общего состояния в помещении и увеличивает чувствительность своего устройства при помощи встроенного усилителя. Широкие технические возможности "Antibug-Profi" делают данный прибор идеальным для использования службами безопасности компаний и профессиональными организациями по защите от прослушивания и видеонаблюдения. Всегда есть вещи, которые лучше держать в тайне, особенно если речь идет о коммерческой тайне или тайне частной жизни. Позаботьтесь о ней, пока она не стала достоянием других.

!!!Шпионские скандалы!!!

В 2004 году ведущий британский ритейлер Marks&Spencer объявил о том, что ведет расследование попытки несанкционированного доступа к телефонным переговорам своего руководителя Стюарта Роуза. Как сообщили представители компании, неустановленные лица попытались получить доступ к телефону г-на Роуза через мобильную сеть О2. Дополнительную пикантность ситуации придает тот факт, что попытка несанкционированного доступа к телефону руководителя Marks&Spencer произошла в самый разгар битвы за получение контроля над этой компанией.

В 2001 году американский производитель потребительских товаров Procter&Gamble согласился во внесудебном порядке урегулировать конфликт со своим англо-голландским конкурентом Unilever, который ранее обвинял его в промышленном шпионаже. По словам представителей Unilever, сотрудники Procter&Gamble просматривали мусор англо-голландского концерна в поисках коммерчески ценной информации. В Procter&Gamble признали, что, стремясь получить информацию о разработанных Unilever продуктах по уходу за волосами, они нарушили собственные стандарты этики.

Переманивание у конкурентов сотрудников с «приданым» - весьма популярный метод бизнес-разведки. Например, в 1993 году некий г-н Лопес, бывший начальник отдела закупок General Motors (GM), перешел на работу в Volkswagen. Через некоторое время концерн GM обвинил его в краже более 20 ящиков фирменной документации, касающейся секретных работ по созданию уникального сборочного завода GM. Как выяснилось, ввод этого предприятия грозил концерну Volkswagen потерей лидирующего положения на вновь открывающихся рынках малолитражных автомобилей в Восточной Европе, Китае и странах третьего мира. Инцидент был окончательно исчерпан только через четыре года: Volkswagen обязался выплатить General Motors $100 млн. и купить у него запасные части для автомобилей на сумму около $1 млрд.

Каковы, на ваш взгляд, самые популярные цели конкурентной разведки?

Сбор информации о состоянии рынка - 74%.

Сбор информации о положении дел в фирмах-конкурентах - 64%.

Поиск дальнейших путей развития компании - 36%.

Выявление и оценка новых или потенциальных конкурентов - 30%.

Оценка рисков и конъюнктура рынка - 26%.

Предотвращение утечек конфиденциальной информации - 23%.

Бенчмаркинг - 17%.

Оценка лояльности собственного персонала - 13%.

Конкурентная разведка технологий - 13%.

Сбор информации о новых сотрудниках - 11%.

Поиск и изучение фирм, предлагаемых к покупке, - 10%.

Оценка лояльности персонала компании-конкурента - 4%.

Затрудняюсь ответить - 2%.

Примечание: общая сумма может быть больше 100, так как респондентам предлагалось выбрать три варианта ответа

Каковы, на ваш взгляд, самые распространенные методы конкурентной разведки?

Мониторинг открытых источников, баз данных - 83%.

Используется техника «звонков под легендой», прием «ложный дилер, заказчик» и т.п. - 73%.

На работу в компанию переманиваются сотрудники конкурирующих фирм - 40%.

Происходит покупка сведений у работников аудиторских/ консалтинговых/рекламных компаний - 26%.

Используются услуги внешних маркетинговых агентств - 24%.

Используется тайное физическое проникновение в компанию конкурента - 8%.

Используются услуги внешних кадровых агентств (рекрутинговый шпионаж) - 8%.

Затрудняюсь ответить - 2%.

Примечание: общая сумма может быть больше 100, так как респондентам предлагалось выбрать три варианта ответа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: