Человеческая доброта в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»




(урок литературы в 6 классе)

 

Цель: обучение анализу произведения.

Задачи: 1. Разобрать жанр «рождественского рассказа»

2. Развивать навыки анализа текста

3. Пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта;

4. Развитие личностных качеств учащихся

1. Организационный момент.

Эпиграф

«…человеку надлежит быть…

верным в дружбе, милостивым

к больному и падшему, ласковым

к зверям»

А.И. Куприн

2. Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»

«Человеческая доброта» в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор».

Ключевыми словами на нашем уроке будут вопросы нравственности: добро, милосердие, сострадание. А эпиграфом урока станут слова автора. К нему мы будем обращаться в течение всего урока.

3. Работа над литературоведческим понятием.

Мы начинаем изучать рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор».

- Когда происходит действие этого рассказа?

- В литературе есть такое понятие, как «рождественский рассказ» или «святочный рассказ».

- Как вы думаете, почему он так называется?

- Все ваши предположения от части являются верными. Чтобы подробно познакомиться с этими понятиями, обратимся к учебнику с 112. Прежде чем мы прочитаем эту статью, давайте ответим на вопрос перед этой статьей. Он нам поможет увидеть главное и понять самое трудное.

Вопрос в учебнике: «Как называется жанр фольклорного или литературного произведения, основанного на изображении чуда, чудесного события?»

- Прочитайте статью на с 112 и раскройте понятие «рождественский рассказ»

- Итак, дайте определение «рождественскому рассказу».

- Действительно, действия таких рассказов происходит как правило в Новый год или под Рождество. Эти праздники - самые любимые для взрослых и детей. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса, в изменения к лучшему. Когда-то в России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов. «Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям.

4. Проверка д/з

- Итак, дома вы прочитали рассказ и поразмышляли над вопросом 2 под буквой В на с 114. Как вы думаете, с помощью чего автор подчеркивает реальность рассказанной им истории?.

5. Беседа по тексту.

- А сейчас вспомните о своих настроениях перед праздником

- Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни в реальности рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

В нашем рассказе герои в начале в отчаянии и, не смотря на приближающийся праздник.

- Что мы узнаем о мальчиках из первого эпизода? Давайте прочитаем эту сцену у витрины магазина (стр. 114)

- Давайте найдем в этом эпизоде изобразительно-выразительные средства речи, которые использовал автор. (учащиеся называют тропы: 1в - гиперболы, 2в - эпитеты)

- Для чего Куприн так подробно описывает разговор мальчиков у витрины магазина?

- Что мы узнаем о семье мальчиков из описания «подземелья» и его обитателей?

- А как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?

- Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных. А на фоне благополучия одних виднее бедность других. Это называется приемом контраста, т.е. противопоставления.

- Давайте обратимся к в 2 на стр. 125 и в тексте найдем примеры приема контраста.

- Как вы считаете, почему автор строит рассказ на данном приеме?

- Ребята, хочу обратить ваше внимание не только на бытовые контрасты. Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает. Найдем это место в рассказе, прочитаем.

- Зачем писатель ведет своего измученного, голодного героя в городской сад?

- Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.

- Какую роль в рассказе играет портрет Мерцалова? Читаем эпизод героя в городском саду

- Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь испытать чувство обиды, одиночества и страха из-за того, что вы не в состоянии ничего изменить?

- Что же остановило героя от страшного поступка? Как создается портрет «чудесного доктора»?

- Облик доктора вырисовывается постепенно. Как будто сама природа посылает Мерцалову чудо: оно приближается, и появляется реальный человек.

- В чем же проявляется «чудесность» доктора? Читаем по ролям разговор Мерцалова с незнакомцем.

- Под руководством «чудесного доктора» все меняется как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор действует так быстро, что Мерцаловы опомниться не успевают, как он быстро одевается и исчезает

- Какой сюрприз ждет Мерцаловых после исчезнорвения доктора?

- Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного доктора»?

- У нас один из учащихся выполнял индивидуальное задание (с114, задание З), давайте его послушаем.

- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»?

- Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.

- Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа?

6. Словарно-семантическая работа

- Дома, перед чтением рассказа, вы размышлял над вопросом перед текстом (с 114, задание А) Подумайте, как вы понимаете слово «милосердие»?

- А один из учащихся искал это слово в словаре и может нам точно объяснить его значение?

- Что есть добро? Как вы это понимаете?

- Какую библейскую заповедь мы наблюдаем в рассказе?

- О чем молятся люди сейчас? С чем в трудные минуты жизни мы обращаемся к Богу?

- Так уж получается, что мы молимся о себе, своих близких. Но молимся ли о других, умеем ли? Всегда ли замечаем несчастья других? Об этом рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».

- О чем заставляет задуматься рассказ?

- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?

- В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.

- Один известный писатель сказал, что мир спасет красота. Я согласна с ним. Но что мы можем с вами добавить, чтобы мир стал лучше?

7. - Дома напишите небольшие мини-сочинения, пофантазируйте о том, как сложилась бы дальнейшая судьба остальных детей Мерцаловых (Володи, Машутки)?

- С 125, задание Е

8. Рефлексия урока.

- Как вы думаете, почему именно эти слова мы взяли в качестве эпиграфа?

 

 

-

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: