(урок литературы в 6 классе)
Цель: обучение анализу произведения.
Задачи: 1. Разобрать жанр «рождественского рассказа»
2. Развивать навыки анализа текста
3. Пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта;
4. Развитие личностных качеств учащихся
1. Организационный момент.
Эпиграф
«…человеку надлежит быть…
верным в дружбе, милостивым
к больному и падшему, ласковым
к зверям»
А.И. Куприн
2. Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»
«Человеческая доброта» в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор».
Ключевыми словами на нашем уроке будут вопросы нравственности: добро, милосердие, сострадание. А эпиграфом урока станут слова автора. К нему мы будем обращаться в течение всего урока.
3. Работа над литературоведческим понятием.
Мы начинаем изучать рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор».
- Когда происходит действие этого рассказа?
- В литературе есть такое понятие, как «рождественский рассказ» или «святочный рассказ».
- Как вы думаете, почему он так называется?
- Все ваши предположения от части являются верными. Чтобы подробно познакомиться с этими понятиями, обратимся к учебнику с 112. Прежде чем мы прочитаем эту статью, давайте ответим на вопрос перед этой статьей. Он нам поможет увидеть главное и понять самое трудное.
Вопрос в учебнике: «Как называется жанр фольклорного или литературного произведения, основанного на изображении чуда, чудесного события?»
- Прочитайте статью на с 112 и раскройте понятие «рождественский рассказ»
- Итак, дайте определение «рождественскому рассказу».
|
- Действительно, действия таких рассказов происходит как правило в Новый год или под Рождество. Эти праздники - самые любимые для взрослых и детей. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса, в изменения к лучшему. Когда-то в России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов. «Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям.
4. Проверка д/з
- Итак, дома вы прочитали рассказ и поразмышляли над вопросом 2 под буквой В на с 114. Как вы думаете, с помощью чего автор подчеркивает реальность рассказанной им истории?.
5. Беседа по тексту.
- А сейчас вспомните о своих настроениях перед праздником
- Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни в реальности рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.
В нашем рассказе герои в начале в отчаянии и, не смотря на приближающийся праздник.
- Что мы узнаем о мальчиках из первого эпизода? Давайте прочитаем эту сцену у витрины магазина (стр. 114)
- Давайте найдем в этом эпизоде изобразительно-выразительные средства речи, которые использовал автор. (учащиеся называют тропы: 1в - гиперболы, 2в - эпитеты)
- Для чего Куприн так подробно описывает разговор мальчиков у витрины магазина?
- Что мы узнаем о семье мальчиков из описания «подземелья» и его обитателей?
- А как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?
- Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных. А на фоне благополучия одних виднее бедность других. Это называется приемом контраста, т.е. противопоставления.
|
- Давайте обратимся к в 2 на стр. 125 и в тексте найдем примеры приема контраста.
- Как вы считаете, почему автор строит рассказ на данном приеме?
- Ребята, хочу обратить ваше внимание не только на бытовые контрасты. Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает. Найдем это место в рассказе, прочитаем.
- Зачем писатель ведет своего измученного, голодного героя в городской сад?
- Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.
- Какую роль в рассказе играет портрет Мерцалова? Читаем эпизод героя в городском саду
- Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь испытать чувство обиды, одиночества и страха из-за того, что вы не в состоянии ничего изменить?
- Что же остановило героя от страшного поступка? Как создается портрет «чудесного доктора»?
- Облик доктора вырисовывается постепенно. Как будто сама природа посылает Мерцалову чудо: оно приближается, и появляется реальный человек.
- В чем же проявляется «чудесность» доктора? Читаем по ролям разговор Мерцалова с незнакомцем.
- Под руководством «чудесного доктора» все меняется как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор действует так быстро, что Мерцаловы опомниться не успевают, как он быстро одевается и исчезает
|
- Какой сюрприз ждет Мерцаловых после исчезнорвения доктора?
- Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного доктора»?
- У нас один из учащихся выполнял индивидуальное задание (с114, задание З), давайте его послушаем.
- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»?
- Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.
- Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа?
6. Словарно-семантическая работа
- Дома, перед чтением рассказа, вы размышлял над вопросом перед текстом (с 114, задание А) Подумайте, как вы понимаете слово «милосердие»?
- А один из учащихся искал это слово в словаре и может нам точно объяснить его значение?
- Что есть добро? Как вы это понимаете?
- Какую библейскую заповедь мы наблюдаем в рассказе?
- О чем молятся люди сейчас? С чем в трудные минуты жизни мы обращаемся к Богу?
- Так уж получается, что мы молимся о себе, своих близких. Но молимся ли о других, умеем ли? Всегда ли замечаем несчастья других? Об этом рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».
- О чем заставляет задуматься рассказ?
- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?
- В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.
- Один известный писатель сказал, что мир спасет красота. Я согласна с ним. Но что мы можем с вами добавить, чтобы мир стал лучше?
7. - Дома напишите небольшие мини-сочинения, пофантазируйте о том, как сложилась бы дальнейшая судьба остальных детей Мерцаловых (Володи, Машутки)?
- С 125, задание Е
8. Рефлексия урока.
- Как вы думаете, почему именно эти слова мы взяли в качестве эпиграфа?
-