Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа №1”
г. Мичуринск Тамбовской области
Переходные явления
в
Морфологии.
Субстантивация
Выполнил:
Перепечин Дмитрий,
Ученик 10 “Б” класса
Учитель:
Воробьёва Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Мичуринск – наукоград
2012 г.
Выровняй! Друг мой! Это КОСЯК!!! Взялся – делай как следует! Вычитай текст! Ошибки печати убери! Завтра посмотрю!
Содержание
I. Введение..........................................................................................2
II. Субстантивация в морфологии...............................................3
1. Переход прилагательных.....................................................3
2. Переход причастий, местоимений числительных......................4
3. Переход наречий и служебных частей речи............................. 5
Заключение......................................................................... …… 6
Список литературы............................................................... 7
Введение
Переходные явления в системе частей речи – достаточно частое явление, оно и выступает предметом нашего исследования. Изучение данной темы представляется нам актуальной, так как это древний и вместе с тем развивающийся процесс.
Изучению этого явления посвящены труды лингвистов Пешковского А. М.., В. Виноградова, В. В. Бабайцевой и М. М. Разумовской и многих других. В школьном курсе изучения русского языка эти сложные темы изучаются явно факультативно, поэтому и вызывают интерес. Действительно, в какой мере эти сведения необходимы школьникам? Думается, там, где от умения установить морфологическую принадлежность слова зависит грамотное его написание (-Н- и –НН- в прилагательных и причастиях; различение существительных и наречий с предлогами; правописание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО, ОТТОГО ЧТО, ПОТОМУ ЧТО и отличие их от омонимичных форм; производных предлогов и т.д.), это касается всех учащихся. Есть и другая сторона проблемы: правильно устанавливая связь слов в предложении, находя грамматическую основу (а главные члены относятся к определённым частям речи), мы успешнее формируем и пунктуационные навыки. Вот почему умение определять части речи является одним из основополагающих.
Целью нашего исследования является: выявление процесса переходности в системе частей речи с учётом их синтаксической функции.
Исходя из поставленной цели, определяем следующие задачи:
1. Изучить соответствующую лингвистическую литературу по теме переходность в системе частей речи.
2. Углубить и расширить полученные знания по теме.
В ходе изучения лингвистических явлений была выдвинута следующая гипотеза:
для профильных классов гуманитарной направленности и с углубленным изучением русского языка важным является развитие языкового чутья, внимание к языковой материи. Такой более продвинутый уровень в понятии морфологических категорий поможет выпускникам при выполнении заданий повышенной трудности в тестах ЕГЭ и олимпиад, приобщит к посильным научным исследованиям.
Субстантивация в морфологии
В предлагаемых материалах мы остановимся только на формировании умения определять части речи и различать совпадающие формы слов.
По словам В.В. Виноградова, «в живом русском языке нет идеальной системы с однообразными, резкими и глубокими гранями между разными типами слов. Грамматические факты двигаются и переходят из одной категории в другую, нередко разными сторонами своими примыкая к разным категориям». Следовательно, между морфологическими классами слов нет непреодолимых преград. В языке все взаимодействует, границы подвижны – это свойство любого живого явления. А язык, как известно, “живое, развивающееся явление”.
При определении всех знаменательных частей речи особенно важно учитывать их синтаксическую функцию, так как именно синтаксическая роль и помогает определить морфологическую принадлежность слова.
Все разделы науки о языке находятся в тесной и неразрывной связи, и все они опираются на синтаксис, поэтому на фоне синтаксического строя морфологическое оформление слова наиболее понятно. Так, переход разных частей речи в разряд имен существительных (субстантивацию) мы устанавливаем, во-первых, по их синтаксической позиции подлежащего или дополнения, а во-вторых, по способности этих слов иметь при себе определение (что свойственно всем существительным).
Рассмотрим на примерах, какие части речи могут выступать в роли имен существительных. Наиболее частотными являются случаи перехода имен прилагательных в класс существительных. Это уже привычные нам слова типа столовая, прихожая, насекомое, часовой, делимое, слагаемое, постовой, дежурный, снотворное, мастерская.О полной субстантивации мы говорим тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться(портной, мостовая, горничная, приданое).
При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное(военный врач и военный; бездетные семьи и бездетные).
(Слайд 4)
Такие примеры мы встречаем в пословицах, загадках: Мокрый дождя не боится. Злой с лукавым водились да оба в яму свалились. Торопливый делает одно дело дважды. Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет. Счастье всегда на стороне отважных. Добрые умирают, да дела их живут. Из малого строится великое.
(Слайд 5)
В роли существительных могут быть причастия, которые начинают отвечать на вопросы существительных и выступать в предложении в качестве подлежащего или дополнения: Провожающие толпились у вагонов. Мой дед служил в этом имении управляющим. Встречающие пришли с цветами.
(Слайд 6)
Количественные числительные субстантивируются, когда опускается существительное при них: Получил за ответ два.. Оба разом замолчали.
(Слайд 7)
Субстантивируются все собирательные числительные со значением лица. ПРИМЕРЫ!!!!
(Слайд 8)
Реже субстантивируются порядковые числительные: Один с сошкой, а семеро с ложкой. Все трое притихли. За один рейс шофер мог взять только пятерых. Пароход ждали только четверо. Реже субстантивируются порядковые числительные: В этой истории ты третий лишний. На первое суп, на второе – котлеты.
(Слайд 9)
Слова тысяча, миллион, миллиард могут быть как количественными числительными, так и существительными. Первое значение они имеют, если обозначают число или количество чего-то.
Если существительного рядом нет, перед нами субстантивация: Их там была целая тысяча. (Здесь у бывшего числительного появилось определение.) На этих операциях с недвижимостью он и нажил свои миллионы. По проторенному нами пути, по нашим следам миллионам идти.
(Слайд 10)
Местоимения, относящиеся к разрядам притяжательных, указательных и определительных, находясь при существительных, выполняют функцию определений:Эти озера мы уже проезжали. Остановились мы у самого источника, где накануне завтракали. Всякий гриб берут, да не всякий в корзину кладут. Утром все мои страхи прошли.
(Слайд 11)
Однако субстантивация возможна как среди этих, так и среди других разрядов местоимений: Наше я преходяще и тленно. (А. Кондратьев) Свой своему поневоле друг. Вчера наши выиграли у шведов. И каждый думал о своем, припомнив ту весну… А ходят в праздной суете разнообразные не те. Все, что было не со мной, помню. Мои еще не вернулись из отпуска. Что это у тебя?
(Слайд 12)
Наречия, выступая в роли существительных, воспринимаются как несклоняемые слова. Они могут употребляться с предлогами, определениями, а иногда даже способны склоняться: Мы в грозное завтра спокойно глядим. Сегодня рушится тысячелетнее прежде. Вчера не догонишь, а от завтра не уйдешь. Я извлек вас из вашего далека. Вот те и вся недолга.
(Слайд 13)
Служебные части речи и междометия в особой синтаксической роли (являясь предметом высказывания) также могут выступать в значении существительных: Тпру не едет, ну не везет. У него ох да ах заменяют дело.
(Слайд 14)
Явления переходности обладает выразительностью, что активно используется в пословицах, афоризмах, стихотворных текстах.
Пожалуйста не кланяется, а спасибо спины не гнет. Русский человек любит авось, небось да как-нибудь.
Я жить не могу настоящим
Я люблю беспокойные сны… (К. Бальмонт)
Хотим прекрасное в полете удержать,
Не наречённому хотим названье дать… (В. Жуковский)
(Слайд 15)
В результате проведённых наблюдений на примере только одного из явлений переходности, субстантивации, приходим к выводу, что на изучение подобного явления в системе частей речи по стабильной программе Ладыженской Ольги Александровы следует выделять дополнительное время, так как изучение переходных явлений в системе частей речи представляет собой определённые сложности. Но помогает обучающимся привыполнений заданий олимпиад и подготовке к выполнению заданий ЕГЭ. Таким
образом гипотеза подтверждается.
Литература
1. Русский язык: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта. – 3-е изд. – М., Просвещение, 1999.
2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб.для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений./ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 2-е изд. – М., Просвещение, 1993.
3. Пешковский А.М.. Русский синтаксис в научном освещении / А.М. Пешковский. – изд. 6-е. – М., 1938.
4. Баудер А. Я. Явления переходности в грамматическом строе современного русского языка и смежные явления / А.Я. Баудер // Явления переходности в грамматическом строе современного русского языка.. Межвузовский сб. научных трудов. – М., 1988.
5. Лукин М.Ф. Субстантивация числительных в современном русском языке / Лукин М.Ф. – // РЯШ. 1968. № 1.
6. Бабайцева В.В., Шаталова В.М., Пичугов Ю.С., Молодцова С.Н. Виды разбора на уроках русского языка. / Бабайцева В.В., Шаталова В.М., Ю.С. Пичугов, С.Н. Молодцова. – М., НИИ школ, 1975.
7. Лукин М. Ф. Числительные или существительные слова тысяча, миллион, миллиард? /М.Ф. Лукин. – // РЯШ. 1972. № 2.
8. Лукин М.Ф. Об особенностях перехода наречий в существительные в современном русском литературном языке / М.Ф. Лукин. - // РЯШ. 1969. № 6.
9. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматическом строе русского языка и методика их изучения // Явления переходности в грамматическом строе современного русского языка. Межвузовский сб. научных трудов. / В.В. Бабайцева. – М., 1988.
10. Русская грамматика. Т.1 – М.: Наука, 1990.
11. Мигирин В.Н. Очерки по теории процессов переходности в русском языке. / В.Н. Мигирин. – Бельцы, 1971.
Поделиться…
https://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-054.htm
https://www.dissercat.com/content/problema-leksiko-grammaticheskoi-perekhodnosti-chastei-rechi-v-sovremennom-russkom-yazyke