Культурная революция Эхнатона – прообраз эпохи античности




 

Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства, вырабатывался новый, более натуралистичный художественный стиль. В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств совершенно оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с предыдущим монуменальным каноном. Этот период в развитии египетского искусства получил название «Амарнского». Амарнское искусство характерно прежде всего реалистичными изображениями не только фауны и флоры Египта того времени, но и правящих особ. Изображения фараона и его семейства по-прежнему крупнее, но они уже не идеализированы. Единственным исключением стали изображения и изваяния самого Эхнатона. Идея заключалась в соединении в одном образе мужского и женского начала, что встречается в Индии на некоторых изображениях и статуэтках Кришны. Эхнатона показывали с увеличенными бёдрами, что дало исследователям в наше время богатую пищу для домыслов. Тем не менее, например, канадский египтолог и археолог Дональд Б. Редфорд считал, что подобная «физиология» фараона ― это художественная стилизация, возникшая после трёх лет правления фараона, когда он стал поклоняться богу солнца Атону. Итак, в большинстве изображенийправитель предстаёт не в образе воина-завоевателя или укротителя диких зверей, охотника, но отцом, мужем. Его часто изображают с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену, нередки семейные сценки и сцены богослужений и поклонения Атону всей семьей.

 

Внешнеполитические дела
Ухудшение отношений с крупными державами

Тем временем, внешнеполитические дела Египта шли неважно. Отношения громадной египетской империи, над которой властвовал Эхнатон, с крупными государствами Ближнего Востока расстроились. Эхнатон или же его финансовый советник уже не хотели посылать туда золото с отцовской щедростью. Оно было нужно империи как для отделки новых зданий, так и для раздачи послушным сановникам.

То же самое происходило в правление Шаха Джахана, который после смерти своей любимой красавицы-жены Арджуманад всю казну стал тратить на строительство Тадж Махала. И Шах Джахан аналогично Эхнатону на вершине могущества, в 1648 году, перенёс свою столицу из Агры в Дели, где им был построен новый город Шахджаханабад.

На шестом году царствования Аменхотеп IV, изменивший имя на Эхнатон, покинул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу Ахетатон (Горизонт Атона) в местности, ныне называемой Амарна.

Общее свидетельство всех амарнских писем не оставляет сомнений в том, что Эхнатон не беспокоился о сохранении дружественных отношений, существовавших между царями Вавилонии, Митанни и его отцом. Он казался вполне удовлетвореннымприемом посольств и даров из Месопотамии и получением льстивых писем, полных заверений в верности и преданности, но его ответные дары никоим образом не удовлетворяли его корреспондентов. Он почти не посылал золота, необходимого для украшения храмов в Месопотамии и изготовления фигур богов, а в некоторых письмах упоминается также о случаях двурушничества со стороны египетского царя. В любом случае он не вел войн в Месопотамии, и, когда города один за другим перестали присылать дань, он не сделал ни одной попытки заставить их. Неизвестно, насколько полно он был осведомлен о происходящем в Западной Азии, но, когда Тушратта и другие политики потребовали у него компенсации за нападения на их караваны во время прохождения по египетской территории, он должен был понять, что власть Египта в этой стране существенно ослаблена. С годами царь уже не мог не понимать, что египтяне ненавидят его бога и проклинают его самого, и это знание, должно быть, негативно сказалось на его физическом здоровье и характере.

 

Амарнский период длился недолго (около 20 лет), как и правление самого Эхнатона. После смерти царя столица Ахетатон с её храмами и мастерскими была заброшена, поскольку само это место считалось у египтян нечистым, проклятым, и город оказался засыпан песками пустыни.


Живущий правдой

 

 

Окончание царствования Эхнатона окутано тайной. Его правление продолжалось 17 лет (по другим источникам, 20). О смерти фараона Эхнатона тоже почти ничего не известно. Он умер в возрасте 35 – 40 лет (точной даты нет) и не был погребен в семейной усыпальнице. Если только он не ушёл в Братство.

Столица Ахетатон, покинутая людьми, погрузилась в безмолвие. В пору окончания царствования Эхнатона Египет уже пребывал в упадке, историки утверждают, что тому виной замкнутая жизнь фараона. Якобы Эхнатон не смог переключиться на внешнюю политику, потому что просто не был к этому готов. Он вырос в мирное время и, скорее всего, не очень разбирался в военном деле. После смерти фараона власть оказалась в руках знати, чьи полномочия были неограниченными.

После смерти Эхнатона и чуть позже его супруги Нефертити жизнь в стране вернулась на круги своя. В Египте восстановили почитание бога Амона-Ра. «Фонтан жизни», как называли Амона, вновь забил, а вот источник Эхнатона, культ Атона, иссяк. Столица Ахетатон опустела, а Эхнатон и его приверженцы были преданы проклятию и забвению.

И все же, как утверждают историки, фараон Эхнатон – первая индивидуальность в человеческой истории. Эхнатон не пытался расправиться с инакомыслящими (теми, кто отказался почитать Атона), не стремился и к разрушению резиденции имперского бога Амона в Карнаке. Реформы его были демократичны. Он открыл людям врата храмов, отменил старые культы, извлёк на свет забытые учения, сделал достоянием народа тайные знания жрецов и рассекретил архивы.

Отношение к фараону Эхнатону различно. Одни называют его пламенным революционером, мужественным и умным царём, творцом дивного города справедливости. Другие же, напротив, говорили, что Эхнатон – полнейший глупец, самовлюблённый царёк и невежда в вопросах международной политики. Третьи даже называли его тираном. Естественно, более всего ненавидели Эхнатона жрецы Атона, именуя его «херу» (близко по значению к слову «падаль») и обвиняя в жестокости, в разложении и упадке Египта. А поскольку историю и записываемую молву многие тысячелетия ваяли жрецы, то такая молва об Эхнатоне и докатилась в их «свидетельствах» до нашего времени.

Сам же фараон в официальной переписке называл себя «живущий правдой владыка венцов Эхнатон» и искренне стремился найти для Египта лучшую долю.

 

Гимн Атону

(фрагмент)

 

1. Ты единственный бог, [кроме] которого нет другого! Ты образовал землю по своему желанию (или воле), когда ты был один, с людьми, скотом и всеми животными, которые ходят по земле на своих ногах и которые подымаются вверх, летя на своих крыльях, [в] пустыни Сирии и Куш (Нубия) и землю Египетскую.

 

2. Ты каждому человеку назначаешь его место, ты даешь ему ежедневное пропитание, каждый имеет свою порцию и длину жизни, отмеренную тобой. Их языки разделены по речи так же, как и их образы,

их кожа различна [по цвету], давая отличие чужеземцам.

 

3. Ты создал Хапи (Нил) в Туате (подземном мире), ты привёл его (животворящий Нил) по желанию твоему, чтобы дать жизнь смертным, подобно тому как ты их создал для себя, владыка их всех, поддерживающий их, насколько возможно. О ты, владыка каждой страны, восходящий над ними, о Атон дневной, великий из великих.

 

4. Ты даешь жизнь далеким чужеземным странам. Ты дал Нил на небеса, и он падает для них.<…>

 

5. Создал ты небо далекое, чтобы восходить на нем, чтобы смотреть на всё, созданное тобой. Ты един, ты светишь (или восходишь) среди своих созданий, как Живущий Атон, сияющий, удаляющийся, возвращающийся. Ты создаешь миллионы проявлений себя одного в городах и селениях, на полях, дорогах и реке. Каждый глаз (то есть все люди) зрит тебя. Ты – дневной солнечный диск в своем зените. <…>

 

6. Ты в моем сердце. Нет другого, который познал бы тебя, кроме сына твоего НеферхепрураУа-эн-Ра. Ты сделал его (меня) сведущим в твоих помыслах и в твоей силе. Земля произошла от твоей руки, подобно тому как ты создал их (людей). Ты восходишь – они живы, ты заходишь – они мертвы. Что же касается тебя, время жизни в твоих членах, жизнь в тебе. Все глаза [устремлены]

 

7. на красоты твои до твоего захода, [когда] всякая работа прекращается. Ты заходишь на западе, ты восходишь, давая процветание. для царя. Каждый человек, который [стоит на своих] ногах с тех пор, как ты основал землю. Ты поднимаешь их для сына твоего, вышедшего из твоей плоти, царя Юга и Севера, живущего в правде, владыки венцов, Ахенатона (Эхнатона), великого по веку своему, [и для] великой жены царевой, возлюбленной им, владычицы Обеих Земель[Египта]Нефернефруатон-Нефертити, да будет она жива и молода вечно!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: