· Миф читается серьезно, размеренно, величаво – торжественно, несколько беспристрастно (в нем нет прямых высказываний повествователя о своем отношении к происходящему). Чтец излагает события как достоверные, с убежденностью в истинности происходящего.
· В особо важных моментах звучат патетические интонации, пафос. Этого требует высокая тематика и идейное содержание мифа необычность героев и их деяний, сам стиль повествования (гиперболизация).
· Не допускается интонация бытовой речи, ирония.
При чтении древних мифов, ребенок узнает о жизни героев.
Учитель должен прочитать миф так, чтобы ребенка заинтересовать, вызвать чувства к прочитанному.
Учителю очень важно знать методику работы над выразительностью речи. Уметь правильно и быстро руководствоваться ею. Педагог передает свои умения учащимся, прививает их с того момента, когда ребенок поступил в школу.
Заключение
Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.
Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести его слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках чтения, в частности работа по анализу читаемых текстов и подготовка их к выразительному чтению.
|
Выразительно читать, говорить - это значит “действовать словами”, т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий. Учитывая различия в речевой подготовке ребят, работу над выразительностью речи необходимо вести на уроках обучения грамоте, чтения и грамматики, начиная с первых уроков, с упражнений в произношении учащимися глухих и звонких согласных, шипящих и гласных звуков. Это работа продолжается и при рассматривании картинок, когда собственные мысли детей оформляются в предложение или короткое высказывание. Необходимо в этот период помочь ребятам выбрать правильную интонацию и темп речи, с тем, чтобы они способствовали правдивому выражению мысли, а звучание голоса ребенка было столь же выразительно, как и в жизни.
Важно знать методику работы над выразительным чтением. Пробудить любовь к чтению сложно, но используя выше описанные правила, можно быстро и эффективно получить нужный результат.
Список используемой литературы
1. Аргинская И.И. Обучение по системе Занкова Л.В. – М.: Просвещение. – 1994.
2. Артоболевский В.Г. Художественное чтение. – М.: Просвещение.- 1978.
3. Введенская М.А. Культура и искусство речи. – М.: Феникс.- 1995. – 576с.
4. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. – М.: Просвящение.-1975.- 144с.
4. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста.- М.: Просвещение.- 1983. – 144с.
6. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников.- М.: Просвещение. – 1981. – 160с.
|
7. Кубасова О.В. Выразительное чтение. – М.: Академия. – 2001. – 144с.
8. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия. – 2000. – 472с.
9. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. – М.: Просвещение. – 1969. – 264с.
10. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение. – 1984. – 191с.
11. Романовская И.И. Чтение и развитие младших школьников. – М.: Просвещение. – 1984. -154с.
12.Филиппова О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация: Учебное пособие. – М.: Наука. – 2001.
13. Учебно-методический комплекс для четырехлетней начальной школы. – А.: Смоленск. – 2003. – 132с.
14. Перспективная начальная школа. – М.: Академия. – 2006. -127с.
15. Образовательная система «Школа 2100».-М.: Баллас.-2004. -458с.
16. http // www. yandex. ru /
2. Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений
На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации.
Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией.
|
С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
3. Структура занятий
Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривание текста вслух и т. д.
Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.
За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.
Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам.
Если дети читают невыразительно, педагог может вновь предложить образец чтения. Он вызывает для ответа и тех, кто запоминает медленно, старается, чтобы они произнесли весь текст ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им, поощряет). Как в процессе разъяснительной беседы, так и при заучивании проводится большая работа по формированию выразительности и непосредственности детского чтения.
Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.
Обычно заучивание не занимает всего времени, отведенного на занятие. Оставшееся время посвящают другой деятельности, учитывая принцип тематического единства: дети повторяют выученные ранее стихи, слушают еще раз какое-либо прозаическое произведение, можно провести знакомое им упражнение или организовать игру по технике речи.
Психологи отмечают, что для заучивания стихотворения требуется 8-10 повторений, но желательно делать это не на одном и том же занятии, а на нескольких. «Чтобы поддержать интерес детей к запоминаемому и, следовательно, улучшить результаты запоминания, очень важно менять и форму повторения». На занятии заученное стихотворение можно читать по частям, в лицах, включать в игру «Угадай, кто читает?»; в дальнейшем его повторяют при подходящих обстоятельствах (на других занятиях, на праздниках, в быту, в игре). В результате стихотворение сохраняется в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится им, используется в устной речи.
4. Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах
Заучивание стихотворения М. Познанской "Снег идет"
Программное содержание:
· Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно.
· Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение.
· Воспитывать интерес к художественным произведениям.
Предварительная работа: Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики, рассматривание иллюстраций и чтение стихов о зиме.
Словарная работа: Порог, калитка, мохнатый.
Оборудование: Мольберт, карта-схема, карточки с изображением зимы, карандаши, краски, листы бумаги.
Ход занятия
Перед занятием провожу речевую игру «Выдели слово в предложении»
- На кормушку прилетели снегири.
- На кормушку прилетели снегири.
- На кормушку прилетели снегири.
- Ребятки, послушайте загадку. «Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?» (Зимой).
Подходим к мольберту: «Какое время года изображено на картинках? Почему, вы так думаете? Скажите, пожалуйста, что лишнее?» (Заяц). Почему?
- Скажите, а какой бывает снег? (белый, мохнатый, холодный и т.д.).
- Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их. Ой, смотрите, снежинки и на вашей; сдуйте их. (Музыка).
· Вдох носом, выдох через рот.
· Кратковременный.
· Долгий (губы трубочкой).
- Давайте скажем слово «снежинка» по разному: испуганно, грустно, удивленно и радостно.
(Дети садятся на стулья).
- А сейчас, ребята, я расскажу вам стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какие слова я делаю ударение (т.е. говорю громче, чем другие). Стихотворение называется «Снег идет», написала М.Познанская.
Тихо-тихо снег идет.
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К нам дорожку проведем.
Выйдет мама на порог
Спросит: «Кто бы это мог,
Провести дорожку к нашему порожку?»
(Задаю вопросы по содержанию стихотворения).
- Как называется стихотворение?
- Как же идет снег?
- Какой снег?
- Что мы сделаем во дворе?
- От чего мы дорожку проведем?
- Кто выйдет на порог?
- Что она спросит?
- Сегодня, ребята, мы будем заучивать стихотворение. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте (читаю стих, выставляю схемы – рис. 1, рис. 2, рис. 3, рис. 4 (приложение 1)).
- А сейчас, вставайте, подвигаемся и не только расскажем, но и покажем это стихотворение (читаю еще раз и показываю движения).
- Запомнили? Кто смелый, и расскажет нам выразительно? (индивидуальные ответы детей 5-6 человек.).
- какие вы молодцы, ребята! Скажите, кто написал это стихотворение? (М.Познанская).
- А сейчас, дети, предлагаю нарисовать зиму и снег. (Музыка). А может быть, кто-то нарисует стихотворение. Ваши рисунки мы покажем папам и мамам.
Заключение
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.
Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. – М., 1998.
2. Андросова В. Чтение произведений художественной литературы: Старшая группа // Дошкольное воспитание. – 1991. – №4.
3. Бабунова Т.М. Основы дошкольной педагогики: Учебно-методическое пособие. – Магнитогорск, 2002.
4. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. – М., 1960.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981.
6. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. – М., 1981.
7. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб., 2004.
8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2004.
9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения - М., Просвещение, 1981.
Приложение
Опорные схемы к стихотворению «Снег идет» М. Познанской
Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4
Особенности художественного чтения сказок или Как читать сказки детям и с детьми?
Подготовка детей к художественному чтению сказок состоит из двух этапов. Первый этап – подготовительный. Он включает:
1) Ознакомление с содержанием сказки;
2) Внимательное повторное чтение;
3) Определение основных черт характеров героев и направлений развития сказочного сюжета;
4) Разработку партитуры чтения.
Второй этап – исполнительский. Он представляет собой непосредственный процесс художественного чтения сказки вместе с детьми.
После первоначального ознакомления с текстом в процессе повторного чтения выполняется идейно-тематический анализ: уточняются идея сказки, ее тема, структура сюжета, цель (сверхзадача) исполнения.
Учитель может рассказать сказку, отчетливо выделяя различным тональным окрашиванием фрагменты текста, чтобы интонационной динамикой тона речи раскрыть чувства, переживаемые героями.
Приведем примерное содержание работы с детьми, направленной на их подготовку к выразительному чтению сказки:
1) Обобщающая беседа с целью проверки первичного восприятия сказки и ее подготовки к выразительному чтению.
2) Чтение учащимися текста по частям и анализ каждой части. Это поможет детям лучше понять содержание и художественные образы произведения. Разработка выразительных средств и характеристика литературного языка сказки. Составление партитуры чтения.
3) Подготовка детей к чтению и рассказыванию сказки: составление плана, подбор заглавий к каждой части, определение цели и основной мысли к каждой части.
4) Чтение сказки по ролям: выявление и исполнение слов автора и слов героев для развития у детей первоначальных умений передачи повествовательного тона чтения и прямой речи.
5) Выразительное чтение сказки учащимися.
После художественного чтения или рассказывания сказки учитель может выяснить, чем сказка понравилась детям, какие фрагменты ее содержания близки их жизненному опыту, известны ли им еще сказки с подобным содержанием и смыслом.
6) Подбор пословиц и поговорок к содержанию сказки.