Структура урока
Организационный момент (1 мин)
- Проверка знаний и умений: (10 мин).
- Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему: «Лесные зоны России». Сегодня целью нашего урока будет закрепить знания о данной природной зоне и сформировать новые о безлесных зонах юга России. Но сначала начнем с проверки домашнего задания. 4 ученика будут работать по карточкам (5 мин), 3 учеников отвечают устно. Оставшиеся ребята будут писать географический диктант.
- Индивидуальная карточка №1
- Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных представителей растительного мира тундры?
- Ответ: очень холодно, сильные ветра, многолетняя мерзлота. Карликовая береза, мхи, лишайники, морошка, голубика, брусника, клюква, кедровый стланик.
Индивидуальная карточка № 2
- Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги.
- Ответ: Становится более теплое лето и более мягкая зима. Бурундук, соболь, белка, бурый медведь, рысь, лось, рябчик, куница, благородный олень, косуля.
Индивидуальная карточка № 3
- Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины?
- Ответ: Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе с сибирскими видами произрастают древесные и кустарниковые породы характерные для лесов Кореи, Китая, Японии и Монголии.
Индивидуальная карточка № 4
- Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема характерна для этой зоны?
- Ответ: В этой зоне плодородные черноземные почвы. Водная эрозия т.к. преобладают ливневые осадки.
- Географический диктант ( работасослайдом )
- Определите, к какой зоне (тайге или смешанным широколиственным лесам) относятся следующие признаки.
- Признаки:
- Эта природная зона занимает самую большую площадь.
- природная зона имеет более разнообразный растительный состав.
- Средняя температура января достигает до -400С.
- Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные.
- Почвы подзолистые.
- В природной зоне деревья образуют один ярус.
- Мало певчих птиц.
- Деревья более холодоустойчивы
- Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк.
- Древесина- главное богатство этой зоны.
Ответы: (слайд)
- Тайга-1,3,5,6,7,8,9,10
- Смешанные и широколиственные лес-2,4
Устный опрос:
- Дать характеристику зоне тайги по плану, с которым вы работали.
- Дать характеристику зоне смешанных и широколиственных лесов.
- Дать характеристику зоне лесостепей.
- Изучение нового материала (20-25 мин)
- Учитель: Сегодня продолжаем работу с природными зонами. Цель нашей работы систематизировать ранее полученные знания по теме: «Безлесные зоны юга России».
- -Ребята, а какие зоны относятся к безлесным?
- И первая природная зона, с которой мы начнем изучение нашего нового материала - это степь.
- Давайте вспомним, что называется степью?
- Найдите, где в России расположена данная зона?
- Переходим к климату: Ребята обращаемся к параграфу 25 (стр.133) п.1 найдите основные черты климата степей.
- А какие здесь почвы?
- Почему В.В. Докучаев назвал чернозем - «царем почв»?
- Выпишите себе в табличку из текста учебника растительный и животный мир степей.
- А чем человек занимается в этой природной зоне? (ответы учащихся) Правильно, сегодня 80% площади степей распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарная свекла, а также арбузы, дыни, тыква.
- Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Давайте запишем определения этих терминов в тетрадь.
- Засуха -это длительный период без осадков при высокой температуре. Суховеи - это горячие и сухие ветры иссушающие почву.
- Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы.
- Ребята мы подробно с вами разобрали зону степей. Теперь я вам предлагаю поработать с учебником и самостоятельно сделать характеристику зон полупустынь и пустынь. Первый ряд работает с полупустынями, второй с пустынями, а третий готовит вопросы по пустыням и полупустыням. У вас 5 минут.
- Примерные ответы учащихся:
- Полупустыни:
- Географическое положение: север Прикаспийской низменности, восточное побережье Каспийского моря.
- Климат: сухой резко континентальный (большие перепады температур: летом +250С, зимой -100С, осадки 250 мм, испаряемость 1000 мм, К увл.=0,3-0,2)
- Почвы: каштановые, бурые пустынно-степные.
- Растительность: полынно-злаковая
- Животный мир: смешение степных и пустынных животных, черепаха, ящерица, змеи, грызуны.
- хозяйственная деятельность: используется как пастбища для овец и верблюд. Возможно земледелие, если используется искусственное орошение.
Пустыни:
- Географическое положение: юг Прикаспийской низменности.
- Климат: температура летом: +35, +400С; длинное жаркое лето. Зимой -100С; осадков 150 мм, Кувл.=0,1-0,3, т.е. увлажнение недостаточное, дефицит влаги.
- Почвы: сероземы, солончаки и солонцы.
- Растительный мир: полынь, солянка, саксаул. Верблюжья колючка.
- Животный мир: ушастый еж, джейран, желтый суслик, змеи, ящерицы, степная черепаха, скорпионы.
- Хозяйственная деятельность: пастбища для овец и верблюдов, оазисное земледелие на орошаемых землях.
- Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите так в чем отличие северных безлесных зон от южных? (ответы учащихся)
- Вывод: Итак, сегодня мы познакомились с природными зонами: степи, полупустыня и пустыня, выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком.
Закрепление:
- Почему зона степей одна из самых наиболее освоенных человеком природных зон?
- Как приспособлены растения полупустынь и пустынь к длительной засухи?
- Почему в степях не растут деревья?
- Каков современный ландшафт степей?
- Для какой природной зоны характерен тип почвы серозем?
- Почему животные степей сайгаки живут стадом?
- Домашнее задание: параграф 25, сделать публикацию об одной из природных зон.