Индивидуальная карточка № 4




Структура урока

Организационный момент (1 мин)

  • Проверка знаний и умений: (10 мин).
  • Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему: «Лесные зоны России». Сегодня целью нашего урока будет закрепить знания о данной природной зоне и сформировать новые о безлесных зонах юга России. Но сначала начнем с проверки домашнего задания. 4 ученика будут работать по карточкам (5 мин), 3 учеников отвечают устно. Оставшиеся ребята будут писать географический диктант.
  • Индивидуальная карточка №1
  • Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных представителей растительного мира тундры?
  • Ответ: очень холодно, сильные ветра, многолетняя мерзлота. Карликовая береза, мхи, лишайники, морошка, голубика, брусника, клюква, кедровый стланик.

Индивидуальная карточка № 2

  • Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги.
  • Ответ: Становится более теплое лето и более мягкая зима. Бурундук, соболь, белка, бурый медведь, рысь, лось, рябчик, куница, благородный олень, косуля.

Индивидуальная карточка № 3

  • Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины?
  • Ответ: Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе с сибирскими видами произрастают древесные и кустарниковые породы характерные для лесов Кореи, Китая, Японии и Монголии.

Индивидуальная карточка № 4

  • Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема характерна для этой зоны?
  • Ответ: В этой зоне плодородные черноземные почвы. Водная эрозия т.к. преобладают ливневые осадки.

 

  • Географический диктант ( работасослайдом )
  • Определите, к какой зоне (тайге или смешанным широколиственным лесам) относятся следующие признаки.
  • Признаки:
  • Эта природная зона занимает самую большую площадь.
  • природная зона имеет более разнообразный растительный состав.
  • Средняя температура января достигает до -400С.
  • Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные.
  • Почвы подзолистые.
  • В природной зоне деревья образуют один ярус.
  • Мало певчих птиц.
  • Деревья более холодоустойчивы
  • Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк.
  • Древесина- главное богатство этой зоны.

Ответы: (слайд)

  • Тайга-1,3,5,6,7,8,9,10
  • Смешанные и широколиственные лес-2,4

Устный опрос:

  • Дать характеристику зоне тайги по плану, с которым вы работали.
  • Дать характеристику зоне смешанных и широколиственных лесов.
  • Дать характеристику зоне лесостепей.

 

  • Изучение нового материала (20-25 мин)
  • Учитель: Сегодня продолжаем работу с природными зонами. Цель нашей работы систематизировать ранее полученные знания по теме: «Безлесные зоны юга России».
  • -Ребята, а какие зоны относятся к безлесным?
  • И первая природная зона, с которой мы начнем изучение нашего нового материала - это степь.
  • Давайте вспомним, что называется степью?
  • Найдите, где в России расположена данная зона?
  • Переходим к климату: Ребята обращаемся к параграфу 25 (стр.133) п.1 найдите основные черты климата степей.
  • А какие здесь почвы?
  • Почему В.В. Докучаев назвал чернозем - «царем почв»?
  • Выпишите себе в табличку из текста учебника растительный и животный мир степей.
  • А чем человек занимается в этой природной зоне? (ответы учащихся) Правильно, сегодня 80% площади степей распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарная свекла, а также арбузы, дыни, тыква.
  • Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Давайте запишем определения этих терминов в тетрадь.
    • Засуха -это длительный период без осадков при высокой температуре. Суховеи - это горячие и сухие ветры иссушающие почву.
  • Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы.
  • Ребята мы подробно с вами разобрали зону степей. Теперь я вам предлагаю поработать с учебником и самостоятельно сделать характеристику зон полупустынь и пустынь. Первый ряд работает с полупустынями, второй с пустынями, а третий готовит вопросы по пустыням и полупустыням. У вас 5 минут.
  • Примерные ответы учащихся:
  • Полупустыни:
    • Географическое положение: север Прикаспийской низменности, восточное побережье Каспийского моря.
    • Климат: сухой резко континентальный (большие перепады температур: летом +250С, зимой -100С, осадки 250 мм, испаряемость 1000 мм, К увл.=0,3-0,2)
    • Почвы: каштановые, бурые пустынно-степные.
    • Растительность: полынно-злаковая
    • Животный мир: смешение степных и пустынных животных, черепаха, ящерица, змеи, грызуны.
    • хозяйственная деятельность: используется как пастбища для овец и верблюд. Возможно земледелие, если используется искусственное орошение.

Пустыни:

  • Географическое положение: юг Прикаспийской низменности.
  • Климат: температура летом: +35, +400С; длинное жаркое лето. Зимой -100С; осадков 150 мм, Кувл.=0,1-0,3, т.е. увлажнение недостаточное, дефицит влаги.
  • Почвы: сероземы, солончаки и солонцы.
  • Растительный мир: полынь, солянка, саксаул. Верблюжья колючка.
  • Животный мир: ушастый еж, джейран, желтый суслик, змеи, ящерицы, степная черепаха, скорпионы.
  • Хозяйственная деятельность: пастбища для овец и верблюдов, оазисное земледелие на орошаемых землях.
  • Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите так в чем отличие северных безлесных зон от южных? (ответы учащихся)
  • Вывод: Итак, сегодня мы познакомились с природными зонами: степи, полупустыня и пустыня, выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком.

Закрепление:

  • Почему зона степей одна из самых наиболее освоенных человеком природных зон?
  • Как приспособлены растения полупустынь и пустынь к длительной засухи?
  • Почему в степях не растут деревья?
  • Каков современный ландшафт степей?
  • Для какой природной зоны характерен тип почвы серозем?
  • Почему животные степей сайгаки живут стадом?

 

  • Домашнее задание: параграф 25, сделать публикацию об одной из природных зон.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: