ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования
Очная форма обучения
1 курс
МАТЕРИАЛЫДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ №6
По курсу «Русский язык и культура речи»
ТЕМА: «Грамматические нормы современного русского языка. Морфологические нормы в области имен существительных»
Задание 1. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.
Аквалангист, адвокат, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, защитник, инженер, космонавт, кондуктор, лаборант, машинист, педагог, слесарь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Найдите и объясните ошибки в употреблении форм числа.
1. Второго мая в Подмосковье должен зацвести одуванчик, четвертого мая – вишня.
2. Все свои творческие дарования писатель отдавал людям.
3. К концу жизни мировоззрения поэта изменились.
4. К празднику надо купить два килограмма мандарина, килограмм персика и килограмм сливы.
5. Кандидат в мастера спорта провел сезон без поражения.
Задание 3. Найдите в тексте все имена существительные, укажите их число и падеж. Назовите другую форму числа, если существительное ее имеет.
В одном сатирическом английском романе прошлого столетия некто Гулливер, возвратясь из страны лилипутов, где люди были всего в какие-нибудь два вершка росту, до того приучился считать себя между ними великаном, что, и ходя по улицам Лондона, невольно кричал прохожим и экипажам, чтобы они перед ним сворачивали и остерегались, чтоб он как-нибудь их не раздавил, воображая, что он все еще великан, а они маленькие.
|
Задание 4. Определите род имен существительных и составьте с ними словосочетания. Какие существительные являются словами общего рода? Какие существительные могут быть употреблены только в разговорной речи и почему?
Бра, тюль, кафе, какаду, шимпанзе, табель, такси, пари, домишко, прудище, кассир, староста, сирота, лебедь, имя, работяга, неряха, диктор, мозоль, кенгуру, кутюрье, киви, капучино, пепси, леди, пончо, помело (фрукт), тату, телешоу, фэнтези.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Определите род выделенных существительных и согласуйте с ними в форме рода прилагательные.
Этот малыш – ужасн… забияка. – Эта малышка – ужасн… забияка.
Сережа – больш… умница. – Наташа – больш… умница.
Ваш сын – ужасн… капризуля. – Ваша дочь – ужасн… капризуля.
Нов… старостой выбрали Таню. – Нов… старостой выбрали Витю.
Со словами размазня, молодчина, сластена составьте предложения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Задание 6. Составьте предложения с данными ниже аббревиатурами, употребляя глагол-сказуемое при них в форме прошедшего времени.
СНГ, СМИ, РФ, РПЦ, ПК, НЛО, НДС, РАН, ВАК, МГУ, УВД, РГБ, КГУ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Поставьте существительные в родительном падеже.
Лохмотья, мемуары, будни, носилки, ясли, кандалы, кудри, полусапожки, каникулы, грабли, вилы, опилки, дела, места, фрукты.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Образуйте формы творительного падежа множественного числа приведенных ниже существительных.
Двери, лошади, дочери, кости, сыновья, дети, звери, люди, плети, сети, гвозди, гости, желуди, колени, матери, плечи, соседи.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Задание 9. Запишите имена собственные в творительном падеже с предлогом с. Сделайте вывод о зависимости склонения от рода у собственных существительных.
Марк Твен, Жюль Верн, Александр Дюма, Иван Сусанин, Александр Грибоедов, Иван Тургенев, студентка Шпак, студент Шпак, Николай Миллер, Елена Миллер.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Образуйте формы предложного падежа единственного числа существительных с предлогами в, на, о (об).
Аэропорт, бег, берег, бой, бред, быт, ветер, глаз, год, город, дуб, зуб, лес, песок, мозг, нос, отпуск, порт, сад, таз, ток, флот, хлев, холод, цех, чад, шкаф, яр.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11. Допишите род имен существительных.
Тбилиси, Баку, Осло, Сочи - это города, следовательно, они _______________ рода. Гаити, Хоккайдо, Таити - это острова, следовательно, они _______________ рода. Миссисипи, Колорадо, Огайо - это реки, следовательно, они _______________ рода. Эри, Аргази, Онтарио - это озера, следовательно, они ________________ рода. Мак-Кинли, Юнгфрау - это горы, следовательно, они ___________________ рода. Перу, Чили, Марокко - это государства, следовательно, они ________________ рода.
Задание 12. Определите род несклоняемых имен существительных, допишите окончания согласованных с ними слов.
Розов… фламинго, выигран… пари, солнечн… Сухуми, английск… «Таймс», легк… каноэ, толстовск… Кити, голуб… Онтарио, хвостат… кенгуру, горяч… какао, узк… Па-де-Кале, Чили заключил… договор.
Задание 13. Допишите окончания прилагательных и глаголов, определите род выделенных существительных.
Моя сестра - главн… агроном хозяйства. Опытн… животновод Мария Лисинчук ездил… на совещание. Мужествен… воин-танкист Ирина Левченко получил… боевую награду. Известн… критик А. Ладынина выступил… с новой статьей. Мария Павловна был… уважаем… в городе врачом.
Задание 14. Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа.
Абрикосы, баклажаны, башкиры, валенки, болгары, весла, гектары, голуби, дагестанцы, южане, когти, кольца, крылечки, крюки, ливни, лягушата, мандарины, новоселы, носки, платья, платьица, плечи, рога, сапоги, соловьи, токари, тюлени, ульи, хозяева, чулки, яблоки.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 15. Просклоняйте имена собственные: Сергей Лукашевич, Анна Лукашевич, город Пушкин, село Пушкино.
И.п. ______________________________________________________________
Р.п. ______________________________________________________________
Д.п. ______________________________________________________________
В.п. ______________________________________________________________
Т.п. ______________________________________________________________
П.п. ______________________________________________________________
И.п. ______________________________________________________________
Р.п. ______________________________________________________________
Д.п. ______________________________________________________________
В.п. ______________________________________________________________
Т.п. ______________________________________________________________
П.п. ______________________________________________________________
Задание 16. Исправьте морфологические ошибки, укажите их тип.
1. Отчет о работе был представлен лишь к первому октябрю. __________________________________________________________________
2. Здесь проводилась распродажа чулок и носок. ________________________
__________________________________________________________________
3. Он воздерживался от комментарий о новом назначении. ________________
__________________________________________________________________
4. Большинство сотрудников находятся в отпуску. _______________________
__________________________________________________________________
5. Он с жадностью выпил кружку кипятку. _____________________________
__________________________________________________________________
6. Посевные площади лука составляют тридцать девять гектар. ____________
__________________________________________________________________
7. В верстах четырех от логовища волчицы стояла зимовье. _______________
__________________________________________________________________
8. Говорят, полезно мыть волосы новой шампунью. ______________________
__________________________________________________________________
9. Наконец я смогла купить пять метров красивой тюли. __________________
__________________________________________________________________
10. Принесли ароматное горячее кофе. _________________________________
__________________________________________________________________
11. Снова разболелся мозоль. _________________________________________
12. Я бы хотела быть дизайнером или модельершей. _____________________
__________________________________________________________________
13. Кассирша опять долго отсутствовала. _______________________________
__________________________________________________________________
14. Уже организована продажа елочной игрушки. _______________________
__________________________________________________________________
15. Доставка книги по заказам уже налажена. ___________________________
__________________________________________________________________
16. Час от часа не легче. _____________________________________________
17. С мира по нитке - голому рубашка. _________________________________
__________________________________________________________________
18. На столе лежало несколько килограмм фруктов: апельсин, мандарин, банан. ____________________________________________________________
19. Изучать звезд можно только при помощи специальных приборов. _______
__________________________________________________________________
20. Школьные учители тоже приняли участие в праздничном концерте. __________________________________________________________________