Примерная программа мероприятий для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР




 

Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы:

· Обследование словарного запаса по специальной схеме;

· Исследование связной речи с помощью серии заданий;

· Наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях ДОУ;

· Изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.) логопедом.

Для обследования словаря может быть применен специально составленный обследующим словарный минимум в объеме 250–300 слов. При этом рекомендуется использовать наглядный материал из соответствующих пособий Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой, Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой, О.Н. Усановой и др. лексический и соответствующий иллюстративный материал отбирается с учетом следующих принципов:

· Семантического (в словарь – минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов; слова, связанные с определением временных и пространственных отношений, например: «далеко-близко», «вверху-внизу», «сначала – потом» и др.;

· Лексико-грамматического (в словарь включаются слова разных частей речи-существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги – в количественном соотношении, характерном для словарного запаса старших дошкольников с нормальным речевым развитием);

· Тематического, в соответствии, с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по темам.

Составление словаря-минимума проводится в соответствии с Типовой программой воспитания и обучения в ДОУ, с учетом лексического материала, который должны усвоить дети, поступающие в старшие возрастные группы. При обследовании словаря используется прием назывании изображенных на картинках предметов, действий и т.д.

Наблюдение за речью детей осуществляется в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности (логопедические занятия и различные виды предметно-практических занятий, воспитательские занятия по родному языку).

Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответы, задать вопрос педагогу), на особенности речевого поведения.

Проводится запись ответов детей на занятиях монологической речи в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов. Метод наблюдений дает возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, способности употреблять связные высказывания при общении, передавать ту или иную информацию и т.д.

В целях комплексного исследования связной речи детей используются серия заданий, которая включает:

· Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки – действия» по терминологии Л.С. Цветковой, 1985);

· Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

· Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

· Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

· Сочинение рассказа на основе личного опыта;

· Составление рассказа-описания;

С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества:

· Окончание рассказа по заданному началу;

· Придумывание рассказа на заданную тему;

· Составление сказки (в приложении 1 можно ознакомиться с примером планирования работы по придумыванию сказки).

Мы разработала цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи детей с ОНР:

Октябрь:

1. инсценирование русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

2. Праздник красок (цель: воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности).

3. Приключение в осеннем лесу (с конспектом занятия можно ознакомиться в приложении 2).

4. Инсценировка по мотивам сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха»

Ноябрь:

1. «Как у наших у ворот»

2. Театрализованное представление «Оранжевая сказка»

3. Театрализованная инсценировка сказки «Госпожа Кастрюля»

4. Вечер развлечений «Книга дружит с детворой»

Декабрь:

1. «Кисонька-мурысонька»

2. Инсценировка украинской сказки «Рукавичка» (цель: воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству)

3. Инсценировка по мотивам сказки В. Сутеева «Кто сказал Мяу?»

4. Новогодний праздник

Январь:

1. Инсценировка произведения К. Чуковского «Путаница»

2. Инсценировка сказки «Жадина»

3. Инсценировка сказки «У телефона»

4. Праздник вежливости

Февраль:

1. Инсценировка «Заяц-хвастун» (по мотивам русской сказки)

2. Инсценировка сказки С.Я. Маршака «Кто колечко найдет»

3. Спортивный праздник, посвященный 23 февраля

4. Инсценировка сказки «Поросята»

Март:

1. Сказка в подарок маме «Принцесса и бабочка»

2. «Самый красивый наряд на свете» (по мотивам японской сказки)

3. Инсценировка «Давайте искать весну» (по рассказу Е. Яниковской)

4. Инсценировка сказки «Лесные новости»

Апрель:

1. «Привяжу я козлика к белой березке»

2. Инсценировка по мотивам сказки М. Горького «Воробьишка»

3. Инсценировка по стихотворению К. Чуковского «Черепаха»

4. Инсценировка сказки «Где солнышко?»

Май:

1. Инсценировка по мотивам сказки В. Берестова «Как найти дорожки?»

2. «Про мышку-воришку и Кота-ротозея» (по мотивам сказки Г. Ладонщикова)

3. «Мышь и воробей» (по мотивам удмуртской сказки)

4. Инсценировка по мотивам сказки Сутеева «Под грибом» (в приложении 3 можно ознакомиться с конспектом логопедического занятия по развитию выразительности связного высказывания на основе сказки В. Сутеева «Под грибом»).

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саде осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Как мы знаем, основная деятельность ребёнка – игра. В методической литературе отражены различные виды игр по формированию связной речи детей с ОНР, но недостаточно раскрыт раздел как театрализованная игра в развитии речи детей с ОНР. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. А развитие связной речи является одним из способов преодоления этого нарушения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с.27-43.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.

3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.

4. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-Пб.: Изд-во ПГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз» 2005. – 138 с.

5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

8. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2004. - 102 с.

9. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.

10. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – С-Пб: Союз, 2006. – 312 с.

11. Выгодский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2004. – 398 с.

12. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с.62 – 76.

13. Выгодский Л.С.Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003. – 136 с.

14. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

15. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

16. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 1983. - 143с.

17. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2005. – 312 с.

18. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.

19. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 132 с.

20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ, 2005. – 485 с.

21. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55.

22. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей сред. группы дет. сада/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, и др.; Сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004. – 208 с.

23. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.

24. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

25. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - N10. - с. 9-14.

26. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
Приложение 1

Пример планирования работы по придумыванию сказки «Как зайчонок торопился на новогоднюю елку».

1. С воспитателем дети вспоминают, какие дикие животные водятся в наших лесах, составляют рассказы-описания лисы, зайца, волка, белки, лося с использованием глагольной лексики: подкрадывается, выслеживает, петляет, ломится через кусты, навострил уши и т.д.

Повторяется и необходимый для описания повадок, характера диких животных словарь прилагательных: юркая, проворная, неуклюжий, свирепый и т.д. Воспитатель использует загадки, пословицы, поговорки по данной теме, например:

Хозяин лесной

просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь.)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка.)

Колючий недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

(Еж.)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

(Лиса.)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось.)

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный?

(Волк.)

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

У страха глаза велики.

Шила в мешке не утаишь.

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга — ищи, а найдешь — береги. Трусливый, как заяц. Хитрый, как лиса. Свирепый, как волк. Маленький, да удаленький.

2.На следующий день на индивидуальных занятиях с логопедом дети пересказывают рассказ Н.Сладкова «Как медведь сам себя напугал» со зрительной опорой.

3.Во второй половине дня дети с воспитателем придумывают диалоги для действующих лиц этого рассказа, выясняют, что рассказ становится сказкой, стараются придумать для получившейся сказки зачин и концовку.

4.На следующем занятии дети придумывают сказку «Как зайчонок торопился на новогоднюю елку». Детям предлагается придумать, кто из действующих персонажей будет чинить препятствия зайчонку, кто будет ему помогать, как добро в конце концов победит зло, как зайчонок простит хитрого лисенка, свирепого волчонка и попросит Деда Мороза дать и им подарки и пригласить их в общий дружный хоровод.

5.Вечером или на занятии по изодеятельности дети иллюстрируют сказку своими рисунками.

6.Работа над сказкой завершается изготовлением книжки.

7.Дети получают задание рассказать сказку родителям, бабушке, дедушке, братьям, сестрам.

8.Сказку предлагается инсценировать.

9.Инсценировку сказки показывают детям младшей группы.

10.Сказка инсценируется с помощью кукол. Предложенная система работы над сказкой, придумывание продолжения сказки, использование рисунков, готового текста способствуют успешному формированию навыков самостоятельного рассказывания с элементами творчества.

Работа над сказкой продолжается дома — родители активно включаются в процесс, используя карточки-задания с текстами литературных произведений, что помогает закрепить изучаемый материал.


Приложение 2

Театрализованное занятие в подготовительной группе детей с ОНР “Приключения в осеннем лесу”

Задачи занятия:

Коррекционно-развивающие:

· развитие речи детей и коррекция ее нарушений;

· развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность;

· развитие вербального воображения, слухового внимания;

· развитие связной речи.

Коррекционно-обучающие:

· обучение словообразованию и словоизменению.

· Коррекционно-воспитывающие:

· воспитывать чувство сплоченности;

· воспитывать любовь к природе.

Оборудование: декорации осеннего леса, шапочки-маски животных (медведь, белочка, еж), листья со слогами, баночки с песком, камушками, водой, элементы для составления коллажа.

Ход занятия:

Логопед:

Ой, ребята, тише, тише!

Что-то странное я слышу

Гости какие-то к нам спешат,

И как будто бы шуршат.

Кто бы ни был, заходите!

(Входит Шуршик)

- Здравствуй, кто ты?

Шуршик:

Я по листве осенней мчался

И каждый листик мне шуршал

И старый дуб до слез смеялся

И Шуршиком меня назвал.

- Я принес вам приглашение.

Логопед: - Интересно от кого бы оно могло быть? Прочитаем!

К вам гостья пришла, золотая пора

Красивым ковром все вокруг убрала

Деревья украсила пестрой каймой,

Кругом засияла нарядной листвой,

На праздник свой вас к себе приглашу

Плоды урожая для вас соберу.

- Вы догадались от кого это приглашение?

Дети: - От Осени.

Логопед: - Осень нас приглашает в гости, вы готовы идти?

- Но мы же не знаем дорогу, куда идти, кто нам поможет? Шуршик, ты знаешь, где живет Осень?

Шуршик:- Знаю! Я шел, по трем дорожкам и каждая звучала по-своему. Когда я шел, по дорожке из камней камни громко стучали под моими ногами ударяясь, друг о друга. Потом, я повернул на песчаную дорожку, и до моих ушей доносилось шуршание теплого песка. Потом, я шел вдоль реки, и я слышал под ногами плеск воды. Чтобы не забыть все эти звуки, я принес их с собой.

Логопед: - А вы ребята, сможете, как Шуршик узнать по какой дорожке мы идем?

Игра: “Что шумит в баночке?”

Логопед: - Ну, вот мы подошли к реке, как же нам переправиться на другой берег?

Шуршик: - Через реку можно переправиться, если построить мост из красивых слов о осени.

(Дети называют прилагательные и выкладывают мост)

Логопед: - Ваши красивые слова помогли нам построить мост и перейти на другой берег. А куда же дальше идти? Ой, ребята, кто-то там за деревьями слышится.

Медведь:

Я в лесу глухом живу

Неуклюжий, косолапый.

Летом ем малину, мед,

А зимой сосу я лапу.

Логопед: - Кто это?

Дети: - Медведь.

(Выходит медведь)

Логопед: - Здравствуй, Михаил Потапыч! Не знаешь ли ты дорогу к поляне, где живет Осень?

Медведь: - Знаю, но покажу, если вы поможете мне собрать корзину грибов, вот на той поляне. Только смотрите, ядовитые грибы не собирайте!

Логопед: - А мы знаем съедобные грибы.

Под осиной растет, какой гриб? – Подосиновик.

Под березой? – Подберезовик.

Гриб с волнистой шапкой называется как? – Волнушка.

Название гриба очень похоже на название домашнего животного. – Свинушка.

Какой гриб носит название дикого животного? – Лисичка.

Какие грибы можно есть сырыми? – Сыроежки.

А как называются грибы, растущие на пнях? – Опята.

Медведь: - Спасибо, ребята, идите по тропинке прямо и дойдете. Осени от меня поклон передайте.

Логопед: - Идем дальше. Осторожно ребята, перед нами бурелом, пригнитесь пониже, чтобы пройти и не пораниться. Дальше болото – прыгайте по кочкам, чтобы не промочить ноги. Перед нами заросли жгучей крапивы, прижмитесь друг к другу, поднимитесь на носочки, поднимите руки вверх, чтобы не обжечься. Ну, вот мы и прошли все преграды.

- Слышите, кто-то на дереве стучит?

Белка:

Я мала, шубка пышна

В дупле живу, орехи грызу.

Логопед: - Кто это может быть?

Дети: - Белка!

(Выходит белочка)

Логопед: - Здравствуй, белочка, мы шли в гости к Осени и заблудились, не покажешь ли нам дорогу?

Белка: - Я тоже собиралась к Осени в гости и собрала по всему лесу листочки, но подул ветер и разбросал мои листики.

Логопед: - Мы поможем тебе. Ребята, а вы знаете, какой лист с какого дерева упал?

- Если лист упал с осины, он… (осиновый)

- С березы – березовый лист

- С тополя - тополиный лист

- С дуба – дубовый лист

- С клена – кленовый лист

- Кажется, мы приближаемся к поляне.

(Слышится шуршание листьев)

- Ой, кто там под кустом шуршит?

Ежик:

Я серый недотрога

Живу в глуши лесной,

Иголок очень много

А ниток не одной.

Дети: - Это ежик!

Логопед: - Ежик, ты не проведешь нас на поляну к осени?

Ежик: - Проведу, только вот яблочки соберу для Осени, в подарок.

Логопед: - Мы поможем тебе, и за одно поиграем в игру “Назови слова”

Дети называют: сладкие слова, теплые слова, мокрые слова.

Входит Осень.

Осень: - Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Путь ваш был не легким. Я слышала, что вы знаете много слов, которые меня украсили. За это я приготовила вам угощения.

Логопед: - Мы тоже пришли не с пустыми руками.

Дети читают стихи, загадки, поговорки об Осени.

Все вместе составляем коллаж “Золотая Осень в лесу”.


Приложение

Конспект логопедического занятия по развитию выразительности связного высказывания на основе сказки В. Сутеева «Под грибом» (подготовительная к школе группа для детей с ОНР)

Цели:

Обучающие:

формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа;

распространение предложений с помощью наводящих, подсказывающих вопросов логопеда и самостоятельно;

формирование эмоциональной лексики;

отработка дикции;

развитие речевой интонационной выразительности;

обогащение речи выразительными средствами русского языка;

развитие мимики, жеста, пантомимы;

обучение театрализованным играм и играм-драматизациям по мотивам сказки.

Коррекционные:

развивать произвольное и слуховое внимание;

развивать зрительную и словесно-логическую память и логическое мышление детей;

развитие общей и мелкой моторики детей.

Воспитательные:

воспитание у детей дружбы, чувства доброты, отзывчивости, готовности прийти на помощь любому кто попал в беду.

Оборудование: картинки с изображением героев сказки; серии сюжетных картин по сказкам; маски-шапочки героев сказки; костюмы героев сказки; фонограммы записей звуков ветра, грома, дождя, леса; а/кассета «Здравствуй, осень золотая!»; м/фильм «Под грибом».

Предварительная работа: чтение и просмотр м/фильма В. Сутеева «Под грибом»; знакомство с пословицами о дружбе.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приглашение в царство грибов.

Логопед: Ребята, я приглашаю вас в лес. А чтобы попасть туда, нужно произнести следующую волшебную чистоговорку.

Дети:

Ес-ес-ес – мы идем в лес.

Су-су-су – тихо осенью в лесу.

Ес-ес-ес – опустел осенний лес.

Су-су-су – грибы берем в лесу.

Ес-ес-ес – листву роняет лес.

Стве-стве-стве – грибы спрятались в траве.

2. Логоритмическое упражнение под музыку «Грибы» (Т. Попатенко, М. Пляцковский «Грибы»).

Логопед: А теперь возьмем корзинки с лукошками и пойдем собирать грибы.

Дети:

Мы идем дорожками

Узкими тропинками.

Мы идем с лукошками,

Мы идем с корзинками

Золотым осенним днем

За грибами в лес идем.

Крепкий подберезовик

Вырос под березою.

Красный подосиновик

Вылез под осиною.

Золотым осенним днем

Мы грибы в лесу берем.

С полными лукошками,

С полными корзинами.

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками.

Золотым осенним днем

Мы грибы домой несем.

3. Пальчиковая гимнастика «Много мы грибов набрали».

Дети:

Много мы грибов набрали,

А потом пересчитали:

1 – лисичка,

2 – свинушка,

3 – опята,

4 – чернушка,

5 – пузатый боровик,

6 - малышка моховик,

7 – как шляпа, черный груздь,

8 – я назад вернусь.

Подберезовик хорош,

Подосиновик пригож.

А 10 будет белый –

Всей корзины нашей гвоздь.

Вы внимательно искали.

Много мы грибов набрали.

А теперь назад пойдем

И корзины унесем.

4. Упражнения на развитие мимики, жеста и элементы пантомимики.

(Дети одевают шапочки-маски.)

Логопед: Ребята, отгадайте загадки о лесных жителях и изобразите их повадки.

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке

(Муравьи)

Маленький мальчишка

В сером ярмячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки.

(Мышка)

Когда дождик капает,

Она в болоте квакает.

Кто это квакушка?

Зеленая….

(Лягушка).

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится.

(Заяц)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пушистый хвост – краса

Кто это?

(Лиса)

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

(Гриб)

5. Просмотр мультфильма «Под грибом» и беседа по содержанию сказки.

Логопед: Ребята, как называется сказка, где главные герои муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка?

Дети: «Под грибом».

Логопед: Кто автор этой сказки?

Дети: В. Сутеев.

Логопед: Кто главные действующие лица сказки?

Дети: муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка

Логопед: Вспомните, с чего начинается сказка. Что случилось с муравьем?

Дети: Муравей попал под сильный дождь.

Логопед: Кто попросился к муравью под грибок?

Дети: Бабочка, мышка, воробей, заяц

Логопед: Что произошло с зайцем?

Дети: За зайцем гналась лиса.

Логопед: Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался из-под гриба?

Дети: Вначале ему одному мало было места, а теперь всем место нашлось.

Логопед: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось?

Дети: Пока шел дождь, гриб вырос.

Логопед: Что помогло героем сказки?

Дети: Дружба, доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь любому кто попал в беду.

6. Формирование эмоциональной лексики. Игра «Назови ласково героев сказки».

Логопед: Ребята, назовите наших героев ласково.

Дети:

Муравей – муравьишко.

Воробей – воробьишко.

Мышь – мышка.

Заяц – зайчик, зайчишка.

Лиса – лисичка, лисонька.

Логопед: А теперь мы назовем слова-друзья и слова-неприятели.

Дети:

Сильный – слабый.

Маленький – большой.

Мокрый – сухой.

Спрятаться – выглянуть.

Потесниться – расступиться.

Намокли- высохли.

Отдохнуть – устать.

Прибежать – убежать.

Ускакать – прискакать.

Тесно – свободно.

Поближе – подальше.

Огромный гриб – большой гриб.

Крохотный гриб – маленький гриб.

Глядеть - смотреть.

Идти - шагать.

Спешить - торопиться.

Искать - собирать.

Выдергивать - вырывать.

7. Коррекционно-развивающая игра на развитие слухового внимания «Не зевай, по порядку выбегай!»

(Дети надевают шапочки-маски и обыгрывают действия каждого персонажа в нужной последовательности.)

Дети:

Муравей первый спрятался под грибом.

Второй спряталась под грибом бабочка.

Третьей спряталась под грибом мышка.

Четвертым спрятался под грибом воробей.

Пятым спрятался под грибом заяц.

Шестой пришла лиса.

Лягушонок был седьмым.

8. Театральные этюды. Игра «Доскажи и покажи».

Логопед: Ребята, закончи предложение и покажи это эмоциями, мимикой и жестами.

Муравей: Как-то раз застал муравья сильный… (дождь). Добежал муравей до грибочка и… (спрятался).

Бабочка: Ползет к грибу мокрая… (бабочка).

Мышка: Пустите меня под грибок. Вода с меня ручьем… (льет).

Воробей: Мимо гриба воробей скачет и… (плачет).

Заяц: - Спрячьте, - кричит, спасите, за мной лиса… (гонится)!

Лиса: - Зайца не видали?

Лягушка: - Эх, вы! А гриб то… (вырос)!

9. Лоритмическое упражнение без музыкального сопровождения «Дождь».

Логопед: Однажды в лесу начался дождь.

Дети:

Капля – раз, капля – два,

Капли медленно сперва:

Кап-кап-кап-кап.

Капли стали поспевать.

Капля каплю догонять.

Кап-кап-кап-кап-

Кап-кап-кап-кап.

Зонтик поскорей раскрой.

От дождя себя укрой!

10. Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом».

Логопед: А теперь мы покажем, какая история произошла с нашими героями в лесу…

11. Знакомство детей с пословицами.

Логопед: Ребята, назовите пословицы, которые подходят к нашей сказке?

Дети:

- В тесноте, да не в обиде.

- Милости прошу к нашему шалашу.

- Вместе жить – все делить.

Логопед: А какие еще сказки подходят к этим пословицам?

Дети: «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье зверей».

12. Итог занятия.

Логопед: С какой сказкой знакомились? Что помогло героям сказки? Что учились делать на занятии?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: