Биологический факультет
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Кемерово 2015
Оглавление
Введение. 3
1.Требования к организации самостоятельной работы студентов при подготовке к лекциям 5
2.Требования к организации самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим и лабораторным занятиям 5
3.Требования к организации самостоятельной работы студентов при подготовке презентации и доклада 7
4. Требования к организации самостоятельной работы студентов при подготовке реферата 9
5.Требования к организации самостоятельной работы студентов при подготовке короткого устного сообщения (информационный поиск по проблеме) 12
6.Требования к организации самостоятельной работы студентов при подготовке кзачету и экзамену 13
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 17
Введение
Цель самостоятельной работы студента – научиться работать с учебным материалом и научной информацией, сформировать основы самоорганизации и самовоспитания, приобрести навыки повышения своей профессиональной квалификации.
Самостоятельная работа помогает студентам:
1) овладеть знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы и т.д.); составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста и т.д.; работа со справочниками и другой справочной литературой; ознакомление с нормативными и правовыми документами; учебно-методическая и научно-исследовательская работа; использование компьютерной техники и Интернета и др.;
2) закреплять и систематизировать знания: работа с конспектом лекции; обработка текста, повторная работа над учебным материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей; подготовка плана; составление таблиц для систематизации учебного материала; подготовка ответов на контрольные вопросы; заполнение рабочей тетради; аналитическая обработка текста; подготовка мультимедиа презентации и докладов к выступлению на семинаре (конференции, круглом столе и т.п.); подготовка реферата; составление библиографии использованных литературных источников; тестирование и др.;
3) формировать умения: решение ситуационных задач и упражнений по образцу; выполнение расчетов (графические и расчетные работы); решение профессиональных кейсов и вариативных задач; подготовка к контрольным работам; подготовка к тестированию; подготовка к деловым играм; опытно-экспериментальная работа; анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Самостоятельная работа может реализовываться:
· непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ и др.;
· в контакте с преподавателем вне рамок аудиторных занятий – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;
· в библиотеке, дома, на кафедре и т.д. при выполнении студентом учебных и творческих заданий.
Самостоятельная работа может осуществляется студентами индивидуально или группами, в зависимости от типа задания, уровня сложности и уровня умений студентов.
Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется преподавателем в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Среди основных видов самостоятельной работы студентов традиционно выделяют подготовку:
· к лекциям
· к практическим и лабораторным занятиям
· презентаций и докладов
· рефератов
· к тестам
· к зачетам и экзаменам.
Требования к организации самостоятельной работы студентов при подготовке к лекциям
Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является важным условием для успешной самостоятельной работы. При планировании нужно анализировать рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы. На начальных этапах обучения целесообразно составлять план на каждый учебный день и в конце каждого дня подводить итог. Это позволит осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.
Самостоятельная работа на лекции
Восприятие и конспектирование лекций – обязательный вид вузовской аудиторной работы. Краткие записи лекций, их конспектирование способствует успешному усвоению учебного материала. Конспект должен содержать ключевые моменты изучаемого материала и будет полезен только в том случае, если сделан самим студентом. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками на одной странице в лекционной тетради, а следующую страницу оставлять для самостоятельного анализа материала лекции.
Конспект лекции необходимо структурировать на основе плана лекции, предложенного преподавателем. Ключевые вопросы, определения, формулы и другое можно сопровождать комментариями «важно», «запомнить» и т.п. сделанных с помощью разноцветных маркеров или ручек. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и дополнительную литературу, которую рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, вдумчивая работа с лекционным материалом позволит обучающемуся глубоко овладеть знаниями.