Описание проекта
ПРОЕКТ
«ШКОЛЬНЫЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ
МУЗЕЙ «РОДНЫЕ ИСТОКИ»
1. Название проекта: «Школьный историко-краеведческий музей «Родные истоки».
2. Актуальность. Русский философ П. Флоренский в качестве завещания потомкам грядущих поколений оставил наказ: «Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти. Старайтесь записывать все, что можете, о прошлом рода, семьи… Собирайте автографы, письма, портреты всех, кто имел отношение к роду…».
Государственная политика патриотического воспитания граждан приобретает концептуально-программные и практические очертания. Первым шагом по ее реализации стала Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Концепция государственной системы патриотического воспитания учитывает кризисное состояние, в котором уже долгое время находится общественное и государственное дело воспитания подрастающих поколений. Статус воспитания упал до минимального уровня. Воспитательная ситуация приобрела черты деструктивной – свободной от присутствия морали, ценностей общественного долга и преданности стране. Вмешательство государства в такую ситуацию выглядит не только оправданным, но и необходимым для выхода российского общества из глубокого морально-политического кризиса, в котором оно оказалось в конце XX века. Вместе с тем патриотическое воспитание детей и молодежи не может быть делом только государства, государственной системы воспитания. Важный с точки зрения восстановления социального статуса воспитания, поворот государства к ценности патриотизма вряд ли принесет ощутимые результаты, если не станет делом самого общества и его гражданских структур, не будет обеспечен успешной самореализацией молодежи, повышением ее социальной мобильности и востребованности.
Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, мы считаем особенно актуальным.
Для патриотического воспитания общественный характер воспитательной системы, соединение в ней не абстрактных ролей, а конкретных людей по интересам, увлечениям, на основе общего дела – не просто важное, но одно из главнейших условий достижения реальных результатов. При этом наиболее эффективно этот процесс может осуществляться в практической деятельности по функционированию школьного музея, который бы мог стать одной из форм организации гражданского воспитания. Данная форма должна способствовать формированию гражданственности и патриотизма, а, следовательно, социализации личности не путем усвоения теоретических положений, а в активной деятельности. Этому способствуют совместный поиск материалов об истории школы на различных этапах ее жизни, общение с выпускниками и участниками различных исторических событий, работа с источниками, хранящимися в архивах, разработка оформления школы. Таким способом учащийся усваивает опыт общественной жизни, культуру человеческих отношений, необходимых для сотрудничества с другими людьми. В данной деятельности создаются условия для эмоционального и эстетического восприятия ценностей, способствующих формированию гражданственности. Необходимость создания музея назрела сама собой. К настоящему времени накоплено достаточно материала, рассказывающего о жизни школы, о первых учителях, о выпускниках школы, о тех, кто, выйдя из стен школы, уходил защищать Родину, о том, какими делами прославились ученики школы и т.д. Нужно привести собранный материал в систему. Современная школа нуждается в новом оформлении. Анкетирование показало, что 73% учащихся считает, что необходимо в школе создать музей. Реализация данного проекта поможет создасть условия для создания воспитывающей среды на основе гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического развития личности.
3. Цель проекта: формирование системы работы школы по созданию условий для развития музейной образовательной среды, которая будет способствовать гражданско-патриотическому, нравственному воспитанию школьников.
Задачи:
• Формирование представления об историческом времени и пространстве,
•развитие у учащихся гражданской инициативы и гражданской ответственности;
•проведение работы по сбору материала и экспонатов для музея, классифицирование материалов, создание экспозиции.
• Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
• Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;
• приобретение обучающимися практического опыта исследовательской работы;
• Повышение эффективности учебно-воспитательного процесс.
4.Сроки реализации: сентябрь 2019г – сентябрь 2021г.
5.
6.Исполнители проекта: учащиеся МБОУ «Инсарская СОШ№1», родители, педагоги, выпускники школы.
7.Формы реализации проекта: работатворческих разновозрастных групп, массовые акции, классные часы, конкурсы, встречи с интересными людьми, выставки материалов музея, разработка и оформление экспозиций, подготовка сообщений, докладов и рефератов, оцифровка собранных документов.
7.Управление: Организацию и руководство реализацией проекта осуществляет Совет музея, куда входят разработчики проекта и руководители творческих групп, активно привлекая узких специалистов (учителей-предметников гуманитарного цикла, учителя технологии и ИЗО, библиотекаря и др.), в тесной связи с родителями. При этом управленческая деятельность ориентируется на коллегиальное руководство.
8. Принципы деятельности:
· Принцип системного подхода, его сущность заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов.
· Принцип личностно - ориентированного подхода утверждает представление о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития творческого потенциала, создание для этого соответствующих условий.
· Принцип деятельностного подхода включает положение, что деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, которое требует специальной работы по выбору и организации деятельности.
· Принцип добровольности состоит в учете желания и потребности детей в том или ином виде деятельности.
9.Возможные социально-экономические эффекты:
· Опыт исследовательской работы,
· Опыт работы в команде, навыки партнёрства,
· Получение представления о возможностях дизайна школьного помещения.
Этапы реализации программы.
1 этап подготовительный: сентябрь – декабрь 2019года.
2 этап практический: январь - декабрь 20120 года.
3 этап заключительный: январь – сентябрь2021 года.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Подготовительный этап. | Изучение опыта работы по созданию школьных музеев | Сентябрь- октябрь | Попова Е.А. |
Анкетирование учащихся, родителей и педагогов школы | Сентябрь | Попова Е.А. | |
Создание Совета музея и распределение детей по микрогруппам | Октябрь | Попова Е.А. | |
Социологический опрос жителей города | Октябрь | Информационная группа | |
Выбор места для школьного музея | Ноябрь | Оформительская группа | |
Изучение нормативно- правовых документов по организации работы школьного музея | Декабрь | Информационная группа, директор и зам. директора по ВР | |
Представление результатов первого этапа реализации проекта на заседании МО классных руководителей школы | декабрь | Попова Е.А. | |
Практический | Встреча с директором Инсарского историко-краеведческого музея Нефедовым В.Н. | Январь | Попова Е.А. |
Разработка положения о работе школьного музея. | Февраль | Совет дела | |
Акция по сбору материалов для музея. | Март | Родительский комитет, жители поселка | |
Практический | Сбор и обработка информации для экспозиций: · Составление научной документации, · Заполнение инвентарной книги, · Составление карточек на музейные предметы, · Исследование, изучение и описание каждого предмета · Оцифровка документов | Март-сентябрь | Информационная группа |
Конкурс на лучший эскиз музея | Апрель | Оформительская группа | |
Выполнение научно-исследовательской работы «Летопись школы» | Январь-декабрь | Поисковая группа | |
Составление тематических лекций. | Октябрь-декабрь | Лекторская группа | |
Обучение и подготовка экскурсоводов | Октябрь-декабрь | Группа экскурсоводов | |
Оформление экспозиции школьного музея | Октябрь-декабрь | Совет дела | |
Участие в конкурсе научно- исследовательских работ | Попова Е.А. | ||
Заключительный | Анализ полученных результатов и обобщение опыта на Совете дела | январь | Попова Е.А. |
Научно- исследовательская конференция | февраль | Зам. Директора по ВР | |
Открытие музея | апрель | Совет музея | |
Распространение информации о деятельности школьного музея в газете «Инсарский вестник» | май | Информационная группа. | |
Выпуск электронного сборника научно-исследовательских работ учащихся | сентябрь | Информационная группа | |
Создание информационного буклета школьного музея | сентябрь | Информационная группа. Директор музея. | |
Мониторинг уровня гражданско-патриотического воспитания учащихся школы | Сентябрь 201 – сентябрь 2020 | Классные руководители |
На всех этапах работы регулярно раз в месяц на сайте школы обновляется информация о работе по созданию школьного музея.
Ресурсное обеспечение: финансирование осуществляется за счёт поступления внебюджетных средств – спонсорская помощь жителей города и района, добровольные пожертвования родителей, бывших выпускников школы. Контролирует и отчитывается за использованные в ходе деятельности средства председатель Совета музея.
Ожидаемые результаты.
1.Создание школьного музея
2.Создание единого воспитательного пространства школы и социума.
3. Удовлетворение потребностей детей в неформальном общении, реализация их творческого потенциала.
4. Создание условий для активной жизненной позиции через встречи, беседы, совместные мероприятия с ветеранами педагогического труда.
5.Воспитание у школьников уважения к старшему поколению.
6.Активизация поисковой ученической работы в школе.
7.Формирование проектно-исследовательских компетенций школьников.
8. Разработка сценариев классных часов, уроков истории школы.
9. Участие в конкурсах разного уровня по гражданско-патриотическому воспитанию.
12. В образе выпускника:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
в сфере семейных отношений: формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений.
13. Количественные параметры – это количество:
- проведение научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания;
- школьников, регулярно участвующих в работе гражданско-патриотического направления;
- проведение выставок патриотической направленности;
- проведение конкурсов, фестивалей, конференций по патриотической тематике;
- школьников, участвующих в реализации мероприятий проекта