Композиция школьных зданий




 

Для школьного здания характерно разнообразие функциональных групп и помещений, четкая обусловленность их взаимосвязей. Школьное здание должно способствовать созданию определенного психологического климата, вызывать у учащихся положительные эмоции. Это имеет прямое отношение к воспитательному процессу. Исходя из этих основных требований необходимо строить композицию объема и внутреннего пространства школы.

С развитием типологии школьных зданий усложняются приемы их композиции. Внешняя форма зданий отражает сложность функционального процесса: обучение, отдых, питание, занятия спортом. Кроме того, дети разделены по возрастным группам, требующим выполнения особых условий.

Отдельные группы помещений в комплексе школы в соответствии с их назначением могут получать различную объемно-пространственную трактовку, что способствует развитию свободного творческого мышления архитектора и пластической выразительности архитектурной формы.

Наиболее часто встречающиеся объемно-пространственные композиции школьных зданий в зависимости от характера взаиморасположения основных групп помещений условно подразделяют на три типа: линейный, периметральный, блочный.

 

Линейная композиционная схема может быть выражена в нескольких вариантах: Н-образная, крестообразная и т.д. Она довольно компактна, проста в конструктивном решении. Недостатком ее является труднопреодолимая «коридорность» интерьера.

Периметральная композиционная схема характеризуется размещением групп помещений вокруг открытого двора, предназначенного для отдыха во время перемен и различных школьных мероприятий. Такая композиция достаточно компактна даже при большой вместимости школы.

Вариантом такой композиции может быть группировка учебных помещений вокруг зальных пространств.

Блочная композиционная схема наиболее гибка, она может быть представлена во множестве вариантов. При этой композиции здание школы состоит из функциональных блоков, соединенных между собой переходами, или примыкающих друг к другу без переходов.

 

Кроме основных приемов композиции встречаются и другие, основанные на полном разделении блоков (павильонная композиция), на выделении развитого школьного центра, и решенные в виде сложной развивающейся структуры и т.п.

Композиционные варианты школьных зданий

Линейные Периметральные Блочные


Проект экспериментальной общеобразовательной школы
на 11 классов в Москве (архитектор Степанов В.И.)

Здание запроектировано архитектором компактно, в два этажа. Оно является универсальным, так как может использоваться для работы: полной средней школы, сетевой школы III ступени, а также гимназии или лицея.

В зависимости от назначения здания, количество учащихся варьируется: от 600 до 900 человек (22–24 класса). В проекте предусмотрены студии: художественного воспитания, изо, хореографии, музыки.

Здание четко разделено на 2 автономные группы помещений: учебную и общешкольную, объединенные между собой общим пространством – центром досуга – форумом, объединяющем вокруг себя актовый зал, спортзал, столовую, студии, клубные помещения.

 

Предложенная система автономных входов и гардеробов дает возможность для полноценного функционирования отдельных групп помещений изолированно друг от друга.

Все классы-кабинеты объединены в учебные секции, каждая из которых состоит из шести классов, зальной рекреации и ресурсного центра. Классы на втором этаже получают дополнительное верхнее естественное освещение.

Система коммуникаций предложена в виде криволинейных очертаний в сочетании с зальными помещениями и световыми-стаканами лестниц (на первом этаже являющихся зимними мини-садами). Центральное помещение-форум – многофункциональное пространство, имеющее непосредственную связь с актовым залом через общую эстраду (раздвижная стена). Автор данного проекта стремился решить задачу эмоционального преодоления синдрома «казенного» школьного учреждения с его обычной коридорной системой.

 

Фасадное решение

Основным фактором в композиции фасадов школьных зданий является плоскость стены, решение которой находится в зависимости от материала и необходимой освещенности находящихся за ней помещений. Контраст глухих и остекленных поверхностей, ритм и рисунок оконных переплетов, фактура и цвет глухих плоскостей являются средствами достижения художественной выразительности школьных зданий.

 

Пример решения фасадной плоскости

Принятая конструктивная система и объемно-планировочный модуль (шаг, пролет, высота) создают основу линейных и пропорциональных отношений оконных проемов и общей фасадной плоскости.

Главным акцентом композиции является вход, который по контрасту со строгой плоскостью стены может быть решен более свободно и объемно.

 

Размещение в застройке. Планировка участка

 

Размещение школьных зданий связано с принципом планировки жилого образования. Сеть общеобразовательных школ составляет одну из важнейших сторон функциональной и архитектурно-планировочной организации города.

Школьные здания должны размещаться на хорошо инсолируемых и проветриваемых участках с отступом от красных линий не менее 15 метров. Пути подхода учащихся к школам не должны пересекать транспортных магистралей.

Площадь школьного участка зависит от вместимости школы и характера ее объемно-пространственного решения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: