Неписаные правила ведения диалога




ДИАЛОГ (греч. dialogos — первоначальное значение — разговор между двумя лицами) — словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками.

Диалог - естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения.

Виды диалога:

1. Обычный диалог (беседа на определенную тему).
2. Дискуссия (обмен мнениями).
3. Диспут (спор).

Основные правила диалога

Правила для говорящего и слушающего

1. Ритор всегда готов вести диалог.

2. В диалоге положение слушающего более благоприятно, чем положение говорящего.

3. Обращение с речью предполагает, что слушающий прерывает любое дело или собственную речь, чтобы выслушать сообщение.

4. Следовательно, говорящий несет ответственность за актуальность, значимость, уместность сообщения.

5. Если обращенная речь бессодержательна или не вызывает ответной мысли у слушающего, диалог может быть прерван, а дело может не состояться, за что ответственность несет говорящий.

Правила для говорящего

1. Говорящий должен тщательно отсеивать сообщаемую информацию: имеет преимущество тот, кто владеет информацией.

2. Последствия каждого высказывания должны быть обдуманы.

3. Каждое высказывание должно быть целесообразным: его создание говорящим исходит из замысла, а не из психологической реакции на обстоятельства.

4. Содержание и смысл высказывания определяются тоном, которым оно произнесено.

5. Сообщение должно быть уместным.

6. Сообщение не должно быть противоречивым.

7. Сообщение должно содержать новую информацию.

8. Сообщение не должно быть многословным.

 

Правила для слушающего

1. Слушающему следует сопоставить сообщение говорящего с сообщениями на ту же тему, полученными от разных лиц.

2. Слушающий должен выделить истинные и ложные, правдоподобные и неправдоподобные высказывания.

3. Слушающий должен выделить приемлемые и неприемлемые для него высказывания.

4. Сопоставив высказывания на ту же тему различных лиц, разделив истинные и ложные, приемлемые и неприемлемые сообщения, слушающий отделяет интересы говорящего от содержания его высказывания.

5. Слушающий оценивает высказывание и интерес говорящего применительно к ситуации речи и на этом основании отделяет интересы говорящего от его намерений, так как интересы могут не совпадать с намерениями.

6. Выделив интересы и намерения говорящего, слушающий сопоставляет данное высказывание с другими высказываниями того же лица и определяет искренность, то есть добросовестность намерений говорящего.

7. С должным вниманием слушающий относится к суждениям говорящего о других лицах и о том, что они говорят: если ваш собеседник не в состоянии хранить секреты других, то он не в состоянии хранить и ваши секреты; если он недоброжелательно относится к другим, то, очевидно, он недоброжелательно относится и к вам.

 

8. Не меньшее внимание слушающий уделяет логическим и содержательным ошибкам говорящего: по этим ошибкам оценивается разум собеседника как способность понимания и суждения.

 

9. Ошибки в содержании речи слушающий связывает с отношением говорящего к собственным высказываниям (модальностью речи): говорящий может быть скромным, смиренным человеком, но может шутить, испытывать слушающего, намеренно вводить его в заблуждение относительно своих умственных способностей или информированности.

 

10. Из содержания речи собеседника следует отобрать положительную и пригодную информацию, которая будет основой ответного суждения.

Неписаные правила ведения диалога

Правила для того, кто говорит:

1. Доброжелательность, уважение по отношению к партнеру, с которым вступаете в общение.
2. Вежливость и избежание категоричности.
3. Скромность в самооценке, ненавязчивость.
4. Ориентация на партнера, создание для него психологического контроля.
5. Постоянное стимулирование интереса партнера к проблемам общения.
6. Логичность в изложении своих взглядов и предложений.
7. Поддержка внимания партнера, стимулирование его активности в восприятии.
8. Выбор такого стиля разговора, который был бы благоприятным не только для ситуации общения, но и для восприятия партнером.
9. Учитывать дистанцию в общении, систему жестикуляции и мимики и т.д.

Правила для того, кто слушает:

1. Не жалейте времени для того, чтобы выслушать партнера.
2. Терпеливо и уважительно относитесь к тому, кто говорит.
3. Не перебивайте партнера, выслушайте его до конца.
4. Дайте партнеру проявить себя в общении, стимулируйте его активность.
5. Используйте языковые, жестовые, мимические средства эмоционально-психологической поддержки для говорящего.

В диалоге следует соблюдать следующие правила ведения разговора:

1. Сообщение подаётся частями: слушающий подготавливается к восприятию его просьбы или другой информации, затем идёт обоснование (например, почему дана такая оценка событиям) и только потом даётся непосредственная информация (например, изложение просьбы, совет). При этом должны соблюдаться соответствующие правила этикета;

2. Сообщение должно соответствовать теме разговора;

3. Собеседники должны делать речь понятной, недвусмысленной и последовательной.

Принципы диалога

1. Принцип децентрической направленности. Этот принцип требует соблюдения нормы непричинения ущерба делу, ради которого участники диалога вступили во взаимодействие, силы и время спорящих направлены исключительно на поиск истины, конструктивного решения или на нахождение компромисса.

 

2. Эгоцентрическая направленность создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремлению к соблюдению личных интересов, престижу, личной победе в споре.

3. Децентрическая направленность - это познавательная позиция, характеризующаяся фиксацией внимания прежде всего на точке зрения, доводах или аргументах своего оппонента, сопереживание вместе с ним драматизма обсуждения, установка на эффективность спора. Такая направленность характеризуется умением анализировать ситуацию или проблему с точки зрения оппонента, способностью взглянуть на себя, на окружающих, исходя не из собственных интересов, а из интересов дела.

4.Принцип адекватности восприятия – непричинение ущерба сказанному оппонентом посредством намеренного или ненамеренного, непроизвольного искажения смысла утверждения противника. Если в ходе диалога предшествующие доводы оппонента интерпретируются искаженно или ошибочно, тогда последующие его утверждения по отношению к этому ложному представлению, намеренно или ненамеренно, ставятся под сомнение, неправильно истолковываются.

 

1) Первый принцип– слушать, прежде чем говорить

2) Второй принцип – делиться, а не спорить.

3) Третий принцип– понимать, а не оценивать.

4) Четвертый принцип – прежде всего прощать. Даже если человек открывает какие-то свои негативные чувства, нужно уметь разделять человека и его чувства

Постулаты речевого общения

«Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога». (Г.П.Грайс «Принцип кооперации»).

Постулаты речевого общения - конкретные постулаты, соблюдение которых, в общем и целом соответствует выполнению этого принципа.

· Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога).

· Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

· Не говори того, что ты считаешь ложным (Говори правду!).

· Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

· Не отклоняйся от темы.

· Избегай непонятных выражений.

· Избегай неоднозначности.

· Будь краток.

· Будь организован.

· Соблюдай интересы других участников диалога.

· Не нарушай границ личной сферы других.

· Не затрудняй других.

· Не хули других.

· Отстраняй от себя похвалы.

· Избегай возражений.

· Высказывай благожелательность.

Другой зарубежный исследователь Дж. Н. Лич описал еще один ведущий принцип коммуникации - принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда максим.

· Максима такта. Это максима границ личной сферы. «Делать коммуникативную цель собеседника предметом обсуждения допустимо лишь в том случае, если цель эта им эксплицитно обозначена».

· Максима великодушия. Это максима необременения собеседника, она предохраняет его от доминирования в ходе коммуникативного акта. Например, предположение должно быть сформулировано таким образом, чтобы его можно было отложить, не следует связывать партнера обещанием или клятвой. Хороший коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения.

· Максима одобрения. Это максима позитивности в оценке других («Не судите, да не судимы будете», «Не обсуждай других»).

· Максима скромности. Эта максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная самооценка.

· Максима согласия. Эта максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи, а именно - сохранения предмета взаимодействия, «снятия конфликта» путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.

· Максима симпатии. Эта максима благожелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора..

Принцип кооперации Грайса и принцип вежливости Лича составляют основу так называемого коммуникативного кодекса, представляющего собой «сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующих на ряде категорий и критериев».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: