Особенности развития социологической мысли в России.




Понимающая социология М.Вебера.Смысл социального действия и его типы.

Идея нем.социолога состоит в том,что специфическим объектом понимающей социологии явл-ся не внутреннее состояние или внешнее отношение человека,а его действие.В целерациональном действии для Вебера смысл действияи самого действующего совпадает: понять смысл действия-это и значит,в данном случае понять действующего индивида,а понятьего-значитпонять смысл его поступка.Узловой категорией поним.соц-ии явл-ся понимание,представляет интерес его веберовская трактовка.В ней выделяется непосредственно понимание и объясняющее понимание.

· означает рацион-ое непосредств.понимание мыслей,преполагаемого смысл действия(например,действие дровоека,рубящего лес)

· объясняющее понимание означает выявление мотивационного смысла действий (например,понимание действия того,кто рубит дрова)

Социальное действие-"действие чел-ка,которое по предполагаемому действующим лицом и действ-ми лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него".

Типы:

1. целерациональное (в основе- ожидание определенного поведения предметов внеш.мира и др.людей,и использование этого ожидания в качестве "условий" или"средств" для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели)

2. ценностно-рациональное (основанное на вере безусловно-эстетич.,религиозной или любой другой -самодовлеющей ценности определенного поведения как такого,независимо от того,к чему оно приведет)

3. аффективное (прежде всего эмоцион-ый,т.е. обусловленный аффекты или эмоцион-ое состояние индивида)

4. традиционное (т.е. основанное на длительной привычке)

Роль протестанской этики в формировании капиталистических отношений западного типа(по М.Веберу).

Концепции капитализма М.Вебера и своеобразие его подхода к проблеме универсальности,многообразия форм и проявлений данного феномена уже нашли широкое освещение в отечеств-ой социологич-ой литер-ре. Вебер определяет "дух капитализма" как этически окрашенную норму,регулир-ую весь уклад жизни,жизн.поведения.Это строй мышления и поведения,характерный для "соц.этики" капитал.культуры. Представления о профессион.долге,об обязательствах,которые каждый человек должен ощущать и ощущает по отношению к своей профессион.деятельности,характерны,как отмечает Вебер,для "соц.этики" капитал.культуры.Протестантизм еще до формир-ия собств.этики воспринимался как ересь и всюду,куда проникал,он способствовал развитию торгового духа.Миссия протестан.этики заключлась в том,чтобы обеспечить победу и утверждение капитал.жизненного уклад,образа мыслей и представлений по всей Евролпе,делать их массовым явлением.Но историч.процесс развивался в таком направлении,что этич.нормы протестантизма стали оказывать сильное эконом.воздествие именно тогда,когда расцвет религиозного энтузиазма был уже позди.(например, В Германии люди преисполненные капитал.духа проявляли если не враждебность,то совершенное безразличие к церкви). Благодаря протестан.этике капитал.деят-ть и деят-ть вобще приобретают рационально смысловые,культурно-детерминированное значение.Отношения между субъектами получают соц.характер.Сам субъект превращается в культурное существо сознательно организующее деят-ть,ориентируясь на среду и "значимость других".

Особенности развития социологической мысли в России.

Во-первых, в течение длительного времени проблемы обществоведения освещались в России преимущественно с помощью художественных средств (поэзии, прозы, публицистики и т.д.). Не случайно Плеханов, говоря о великом русском критике Белинском, охарактеризовал его как «великого социолога». Возникновение социологической мысли в России связано с трудами Ю. Крижанича, М. Ломоносова, А. Радищева, П. Чаадаева, с идеологией славянофилов, а также с трудами русского религиозного философа, поэта и критика B.C. Соловьева. В своих работах они показали блистательные образцы социологического анализа российского общества и личности, доказали, что в понимании многих вопросов государственного устройства и общественных отношений российские мыслители не уступают своим коллегам из других стран, а в чем-то и значительно их превосходят.

Во-вторых, возникновению социологии в России как вполне самостоятельной области научных знаний предшествовал подготовительный этап, совпавший с развитием двух мировоззренческих ориентаций: западнической и славянофильской. Первое направление было ориентировано на усвоение и развитие уже на российской почве идей великих европейских философов — Канта, Гегеля, Фихте и т.д. Славянофильство же предполагало в первую очередь осмысление исторической судьбы России, се культуры и места в мировой цивилизации. По большому счету, обществоведы России не придержи вались узких рамок, а стремились к синтезу идей, полемике с западной наукой.

Третьей и, пожалуй, главной особенностью начального этапа развития социологии в России было почти одновременное зарождение в середине XIX в. двух течений, складывающихся на основе идей Запада, — позитивизма и марксизма. И это не случайно, так как при всей самобытности русской социологии ее развитие в основе своей протекало в общем русле мирового движения.

Реформа 1861 г., положившая водораздел между до- и послереформенным этапами русской истории, заострила проблемы экономической, социальной и духовной жизни. Разложение феодального строя и развитие капиталистических отношений имели своим следствием: а) ослабление позиций общинного социализма; б) рост буржуазно-либеральных взглядов: в) усиление влияния марксистской теории на основе активного роста социальной базы. Четко проявляется также потребность в осмыслении традиций и новаторства в условиях быстро меняющегося общественного уклада.

Таким образом, развитию социологии в России способствовали следующие факторы:

· все возрастающий интерес интеллигентных слоев к социальному устройству и социальным проблемам общества;

· бурное развитие капиталистических отношений, усложнение социальной структуры общества и рост социальной мобильности населения;

· развитие теорий гуманистической направленности, стремящихся помочь угнетенным людям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: