Понятие и формы истины. Истина, ложь, заблуждение.




Вопрос об истине – один из важнейших в гносеологии, да и во всей философии. Мимо проблемы истины не прошел ни один крупный мыслитель прошлого и настоящего.

Вопрос о том, что такое истина, по существу, вопрос о том, в каком соотношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний объективной реальности. Истина – это верное, адекватное отражение действительности.

Гносеологический уровень предполагает рассмотрение истины как содержательной характеристики человеческих знаний. На этом уровне существует большое количество моделей понимания истины, которые мы рассмотрим ниже.

Наибольшее распространение получила классическая (корреспондентная) концепция истины, которую разделяли многие философы. Она ведет свое начало от Аристотеля. Именно он дал первое в истории философии развернутое определение истины: истина – это соответствие знаний о предмете самому предмету. Таким образом, основу классической концепции истины составляет принцип соответствия. Согласно этому принципу, истина это соответствие знания об объекте самому объекту, соответствие субъективного образа предмета самому предмету. Классическая концепция всегда была и до сих пор остается наиболее влиятельной среди ученых, к трудностям применения можно отнести то, что она практически не применима в гуманитарных науках, и к оценке философских доктрин.

Прагматическая концепция истины. (Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи). Прагматизм (греч. pragma – дело, действие) – учение, определяющее значимость знания его практической полезностью. Она предлагает проверять истинность знаний успехом в соответствующей деятельности. Здесь критерием истины выступает такое знание, которое ведет к успешному действию, к достижению поставленной цели и имеет благие последствия для человека. Знание оценивается как истинное, если оно способно обеспечить получение некоего реального результата (экспериментального,. утилитарного). Если на основе определенного знания строятся самолеты, которые летают, значит это знание истинно. Например, У. Джеймс – один из основателей прагматизма – полагал, что истинность такого суждения как «бог существует» не зависит от реальности существования бога и обусловлена тем, что убежденность в его существовании благотворна для человеческого общежития. Но одного этого оказывается мало. Этой теории недостает требования к истине как адекватному соответствию реальности. Пример: в мореплавании практически удобными являются навигационные расчеты на основе геоцентрической модели. Но это не значит, что она более истинна, чем гелиоцентрическая система. Пользу, утилитарную направленность науки не следует преувеличивать. Множество открытий совершались творцами из чистой любви к науке, к истине. Многие научные теории в момент их создания вовсе не имеют никакого экспериментального и технического подтверждения. Какая-либо истинная теорема, доказанная в высших разделах абстрактной математики, может не найти себе применения в научной или производственной практике и с этой точки зрения будет оцениваться как бесполезная. Поэтому полезность и истинность совпадают далеко не всегда. И это главный контраргумент против прагматической концепции истины.

Конвенционалистская концепция истины (А.Пуанкаре, Р. Карнап, П. Дюгем). Критерием истинности в рамках данной парадигмы выступает конвенция – соглашение ученых. В соответствии с данной концепцией истиной признается то, с чем согласно большинство специалистов в данной области исследований. Те или иные аксиомы будут считаться истинными, если они, например, обладают простотой и удобны для описания. Конвенционализм А.Пуанкаре есть признание, что в основе научных истин лежат истины индивидуальные и переход от одних к другим совершается через добровольное согласие ученых. При всей значимости факта соглашений в познавательной деятельности его не следует преувеличивать, т.к. он может привести к обывательскому тезису, что «у каждого своя истина». В сущности, сам тезис, что истина всегда продукт соглашения, опровергает себя же, ибо подразумевает, что независимо от всяких соглашений этот тезис должен квалифицироваться как истинный.

Диалектико-материалистическая теория истины. Она строится на классическом принципе соответствия. Понимая познание как отражение объективной действительности, диалектический материализм развивает учение об объективной, абсолютной и относительной истине.

Первый и исходный признак истины – объективность. Объективная истина – это содержание человеческих знаний о действительности, не зависящее ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Истинное знание объективно в смысле отсутствия в его содержании субъективно-психологических примесей (субъективных домыслов или, в просторечье, отсебятины). Она существует потому, что объективным является материальный мир, который в ней отражается, а отражение предполагает схожесть с оригиналом. Поэтому в познании существует такой момент, который не зависит от нашего сознания, а обусловлен влиянием на него внешнего мира. Т.е., сознание человека, независимо от воли субъекта принципиально способно достоверно отражать объективный мир. Это независимое от нас содержание наших знаний и есть объективная истина.

Вместе с тем, знание, претендующее на истинность, необходимо субъективно по форме своего существования, т.е. имеет человеческое измерение. Без живого человека говорить об истине в гносеологическом плане бессмысленно. Истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.) Например, всемирное тяготение изначально присуще материальному миру, но в качестве истины, законом науки оно было открыто Ньютоном.

Таким образом, процесс познания представляет собой диалектическое единство субъективного и объективного, которые взаимодополняют друг друга.

Истину нельзя понимать как готовое знание, неизменное и раз и навсегда данное. Истина, по выражению Гегеля, не является отчеканенной монетой, она не дается в готовом виде, и ее нельзя положить в таком виде в карман. Истина есть процесс. Истина исторически развивается, как и сам объективный мир.

Для характеристики истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающий изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина – это две формы и два необходимых момента одной и той же объективной истины. Они выражают разные ступени познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноте его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из данных сторон имеет свою специфику.

Абсолютная истина – полное, точное, исчерпывающее знание о предмете. В широком понимании абсолютная истина – абсолютное знание обо всем мире. В этом значении абсолютная истина является границей, гносеологическим идеалом, к которой стремится научное познание, никогда его не достигая. В узком понимании абсолютная истина означает полное и точное знание отдельных моментов действительности, и в этом значении она является элементом достигнутого знания. Этот элемент никогда не может быть опровергнут в будущем: «Птицы имеют клюв», «Люди смертны» и т.д.

Относительная истина – это такое знание, которое в принципе правильное, но неполно отражает действительность, не дает ее исчерпывающего, всестороннего образа. Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. В процессе нашего познания меняются его условия и возможности, социокультурные обстоятельства. В этом смысле те же законы Ньютона, верные относительно нашей планеты и относительно малых скоростей, не смогут описать закономерности, выходящие за данные пределы. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, истина о существовании вечного двигателя, понятия о теплороде, флогистоне и т.п.). Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов. Между понятиями абсолютной и относительной истины нет отношений взаимного исключения и относительная истина не рядоположена относительной. Но они и не сливаются друг с другом.

Мы уже знаем, что существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. Догматизм преувеличивает знание устойчивого момента, релятивизм – изменчивой стороны каждой истины.

Существует еще одна характеристика истины — конкретность. Конкретность истины означает, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени. Конкретность истины это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий места и времени, в которых они существуют и развиваются. Игнорирование определенности ситуации превращает истину в заблуждение. Напр., превращение воды в пар при достижении 100 гр.С — истина, при условии, что существует нормальное давление. При отсутствии последнего условия вышеприведенное утверждение неистинно. Понимание материи как вещества вполне вписывалось и было фундаментальным представлением физики Ньютона, но в теории относительности, да и вообще в современной физике, оно не работает. Понятия пространства и времени, которыми оперирует ученый естественник. отличаются от представлений в биологии. социологии или истории, где они уточняются относительно данных областей знания.

Поиск истины неотделим от заблуждений и появления разного рода ложных представлений. Ложь представляет собой преднамеренное искажение действительности, целью которого является обман. В основе лжи всегда лежит субъективный и корыстный расчет, связанный с прагматичным использованием (сокрытием) знания в собственных целях. Социально-политической формой существования лжи является целенаправленная дезинформация. При этом используется специальный набор знаний и технических средств. Наиболее опасной для общества формой дезинформации являются попытки манипулировать общественным сознанием за счет специальных визуальных и речевых методик в СМИ. Возникновение феномена виртуальной компьютерной реальности еще более обостряет эту проблему.

От лжи следует отличать заблуждение. Заблуждение есть непреднамеренное несовпадение нашего непонимания какого-либо объекта самому этому объекту.

История науки показывает, что путь к истине нередко лежал через заблуждения, которые, в конечном счете, оказывались необходимыми ступеньками, по которым научное познание продвигалось к истине. Ложь не в состоянии вырасти в истину, служить ее достижению. И в этом заключается еще одно отличие заблуждения ото лжи.

Критерии истины: очевидность, логическая непротиворечивость, эмпирическая и практическая подтверждаемость. Диалектический материализм решающую роль отводит практике. Мы знаем, что любое познание порождается практическими потребностями. Практика – основа формирования и развития познания и критерий истинности знания. Понимая практику как общественную, материально-преобразующую деятельность людей, диалектический материализм не сводит ее к опыту отдельного человека. В самом деле, самая действенная проверка объективной укорененности наших идей и теоретических моделей в структурах мирового бытия возможно в том случае, если нечто практически созданное на их идеальной основе, проходит испытание на свою функциональную пригодность. Успешная объективация (материализация) наших знаний в технических устройствах, хозяйственной и социальной деятельности – серьезное свидетельство в пользу того, что мы ничего субъективно не измыслили, а познали нечто объективно сущее и значимое. Так, если ракета не падает, а взлетает в небо – это практическое свидетельство истинности наших физических представлений о законах гравитации; если стиральный порошок отстирывает грязь – значит наши сведения о протекании химических реакций правильны; если мы ведем успешную социальную политику, избегая конфронтации в обществе, значит наши социологические представления верны.

Однако критерий практики не может считаться достаточным. В дедуктивных науках, существует масса теоретических идей и гипотез, которые нельзя проверить не только ни в какой практической деятельности, но и даже в эксперименте. Все это заставляет искать критерии истины уже не вне, а внутри самой науки. В частности, существуют логические критерии истины. Важнейшим из них является непротиворечивость, т.е. запрет на одновременное наличие суждений «А» и «Не-А» внутри научной теории.

Теоретические критерии истины: внутренней и внешней когерентности знания, т.е. требование системной упорядоченности и взаимосогласованности положений внутри самой теории, а также ее согласования с фундаментальным и непроблематизируемым знанием в науке. Другим важным теоретическим критерием истины является принцип простоты теории. Он означает, что из двух конкурирующих в науке гипотез скорее всего будет избрана та, решает проблему наиболее экономным и рациональным способом, использует меньшее количество исходных аксиом при том же объяснительном потенциале, опирается на более простой математический аппарат, не привлекает сложной терминологии и т.д. В науке используется еще один критерий, наименее прозрачный и рациональный – критерий красоты научной теории. Эстетический критерий гармонии, изящества, завершенности научных представлений оказывается особенно популярным среди логиков, математиков и представителей естественных наук.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: