Основная часть. Объясняющий модуль.




Урок теоретического обучения

Преподаватель Теплякова Ольга Ивановна olga.teplyakova.67@mail.ru

ВК Ольга Теплякова

УДВ.01 Обществознание

Дата. 27.10.2020

Курс: 1 Группа 97 Профессия: 23.01.07 Машинист крана (крановщик);

Урок № 10

Тема урока: Духовный мир личности

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок-проблема.

 

Цель урока: сформировать представление о духовном мире личности как важнейшей ценности; показать сущность и значение патриотизма и гражданственности; развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, формировать отношение к духовной жизни общества.

 

Основные понятия: духовность, бездуховность, менталитет

 

Литература: учебник

Обществознание. 10 класс. Базовый уровень: учебник/ под ред.

Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю., — М.: Просвещение, 2020

Ход урока.

Организационный этап. Мотивационный модуль.

Вступительное слово преподавателя. Постановка целей урока.

Повторим.

- Что такое духовная культура и какие компоненты она включает?

- Какие ценности включает духовная культура современного общества?

- Какие особенности характеризуют различные типы культуры?

- Что какое субкультура? Приведите конкретный пример.

- Что такое контркультура?

 

В повседневной жизни в окружающих людях мы видим прежде всего внешнюю сторону, и именно по ней формируем свое представление о новых знакомых: красивый это человек или невзрачный, улыбчивый или хмурый, добродушный или сердитый. Но по прошествии времени, после длительного общения внешность уже не будет играть для нас определяющей роли. О близких людях говорят: «Главное в человеке - не внешность, а душа». Кто-то может не согласиться с этим высказыванием, возразить: «Главное - не внешняя красота или душа. Все зависит от ума, мыслительных качеств. От дурака толку мало, а умный, пусть даже недобрый и некрасивый, всегда найдет свое место в жизни». Но вряд ли с таким рассуждением можно безоговорочно согласиться. Все-таки ум должен быть добрым, душевным, и силы своего ума человек должен направлять на хорошие дела и поступки.

Попробуем поискать ответы на эти непростые вопросы.

По содержанию пунктов плана нужно составить конспект темы, так чтобы

ответить на контрольные вопросы (они в 3 модуле – ниже).

Основная часть. Объясняющий модуль.

План изучения

1. Духовный мир и духовность.

2. Менталитет человека.

 

1. Духовный мир и духовность

Ф. М. Достоевский писал: «Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека... ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т. е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой-то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин».

- Как вы понимаете слова писателя?

Мы только что пришли к выводу о том, что всю свою жизнь человек неустанно работает над своим духовным миром.

- Что же включает в себя духовный мир человека?

 

 

 

Духовность - личное качество человека, обладающего богатым духовным миром.

Легок или труден путь к духовности?

Попробуем создать графическую модель духовной личности.

 

 

- Объясните созданную модель духовной личности.

- Что бы вы поставили на первое место? Почему?

- Назовите важнейшие элементы человеческой духовности. (Мораль, патриотизм, гражданственность, мировоззрение.)

 

Следовательно, духовный мир личности является сложной системой, включающей в себя ряд элементов:

1) духовные потребности, заключающиеся в знаниях о себе, о мире, о смысле и назначении своей жизни;

2) эмоции, выражающие отношение человека к полученным знаниям;

3) ценности жизни и культуры, жизненную ориентацию человека, его индивидуальный выбор.

 

Менталитет человека

Мы уже говорили о ментальности русского народа. Пришла пора дать характеристику менталитета личности.

Менталитет - это специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность.

Попробуйте дать характеристику- анализ следующих профессий: - учителя; - юриста; - банкира; - военного; - художника.

При выполнении задания обратите внимания на сущностные черты ментальности указанных профессий.

- Что сближает и различает эти группы?

- Чем определяется тот или иной менталитет?

 

Обобщение материала.

Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путём общения и особенно путём обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.

Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не даёт ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Домашнее задание.

Подумайте, в чем, на ваш взгляд, состоит взаимодействие между духовной жизнью общества и внутренним миром человека. Попробуйте выстроить логическую схему взаимодействия указанных компонентов и объяснить ее.

Контрольное задание.

Вопросы:

1. Человек – кузнец своей судьбы, а судьба в огромной степени зависит от духовного богатства личности.

- Почему же бездуховность – катастрофа для человека и общества?

2. Прочитайте притчу и определите: лёгок или труден путь к духовности?

«Однажды Сократ со своими учениками шёл по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший это владелец увеселительного заведения спросил у философа:

-Сократ, что ты так стараешься? Стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.

На что Сократ ответил:

-Конечно, потому что ты зовёшь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания».

3.От чего зависит формирование духовного мира человека?

(от ценностей общества, особенностей времени, образования, семьи, ценностных ориентаций)

!!! Ребята, конспект и тестовые задания выполнить в тетради, сфотографировать, в вордовском докуменете отправить мне на электронную почту olga.teplyakova.67@mail.ru или в ВК

Последнее время приема ответов 27 октября 9 часов 00 минут

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: