Период с 1 по 19 августа – Зажинки, сбор плодов в пространстве Одаля (Жатва).




Сейты на Лугнасад (Ламмас). Заметки.

 

 

1 день (2 августа)

В Роду накрывали общий стол во дворе Усадьбы. На столе были только первые собранные плоды нового урожая садов и огородов и блюда из них. Перед установкой стола женщины Рода вязали небольшие снопы из колосьев и цветов: из них между крыльцом и столом сделали арку-ворота, через которую перед началом застолья проходили молодые пары, образовавшиеся на Бельтайн и Купалу. Перед столом, спиной к нему и лицом к парам, стояла Ведунья с блюдом, на котором лежали свежие пресные лепешки. Каждой паре она предлагала лепешку, и те, кто «сошлись характерами» за время до Лугнасада и дальше планировали сочетаться в супружестве, разламывали лепешку пополам и, взявшись за руки, шли в левую часть стола, где садились вместе. Те пары, у которых «не задалось», либо вообще не брали лепешку, либо целиком отдавали партнеру (как символ компенсации/виры?), после чего уходили направо и садились порознь.

Затем через эти же хлебные ворота с крыльца спустился Глава Рода с подносом, на котором на сплошь вышитом сакральными узорами полотне лежал бронзовый серп очень древней формы.

Начался выбор женщины, которая будет зажинать. Выбирали среди замужних, имеющих не меньше двоих детей. Женщины были одеты в лучшие свои одежды, обильно украшенные вышивкой и преимущественно красного цвета. Дети их были при них – тоже празднично одетые. Честь зажинать досталась дородной молодке с пятью детишками: она прямо пламенела в своем праздничном наряде и уборах, окруженная детьми, как наседка цыплятами, и такая же заботливая и деловитая. Глава с одобрения всех членов Рода передал ей серп, она засунула его за опояску и ушла за стол вместе с детьми.

После этого все начали вечерять, а когда закончили, то каждый унес с собой что-то со стола, но обязательно то, чего сам не приносил, чего в его зажинках либо не было совсем, либо было малое количество.

 

2-й и 3-й день (3-4 августа)

По дороге в Род было много дел в Социальном Лесу, поэтому вышло так, что я осталась в Роду и в состоянии сейта. На следующий день обнаружила себя за работой в поле – среди жниц. Женщины шли клином за той, что зажинала, и за Большухой. Пахала, как вол до полудня. В полдень все повалились в тени – отдохнуть и перекусить. Ели только овощи и фрукты. Пили воду и молоко. Потом продолжили жать. Работали, пока не закончили полностью начатую делянку. После этого мылись в Реке. Как пришли в Усадьбу и принесли с собой первые снопы, сразу начали их молотить. Намахалась цепом. Потом веяли жито, подкидывая на холстине, чтоб вывеяло полову. Затем мне велено было взять часть зерна и засыпать в старинный ручной жернов. Начала молоть. Работала, пока не смолола этот мешочек зерна, объемом примерно килограмм пять. Собрала всю муку в холщовый мешок и передала Ведунье. Она зашла с этой мукой на поварню, а мне было велено ждать под Домом на завалинке. Был уже вечер, сумерки.

Зашла я на поварню через некоторое время: Ведунья как раз сажала в печь каравай – Первый Хлеб. Пока хлеб выпекался, я сидела в поварне на лавке. Наставницы покрыли стол скатертью и поставили в углах стола воду в плошке, свечу и камень. Было еще что-то в четвертом углу, но я, к сожалению, не запомнила, что именно. Достали из печи коровай, который был о восьми «лучах», заплетенных в виде кос/колосьев, положили посредине стола. (Что, кстати, почти полностью соответствует той информации, которую получила Алена Филатова!). Я спросила, что будут делать дальше, но ведунья накрыла коровай полотенцем и сказала, что все остальное – завтра.

 

4 день (5 августа)

Наставницы встретили и сразу отвели к коновязи. Там стоял мой Конь, которого надо было обиходить. Я его помыла, почистила скребницей, расчесала и заплела гриву и хвост, проверила подковы, угостила с руки зерном. Потом меня отвели с столу, накормили ухой. Когда я поела, Ведунья дала мне кошель со свитком внутри. Его нужно было отвезти в Город, к их Ведунье. Дорогу мне показали визуальными образами; я оседлала Коня и поехала со Двора – через Луг к реке, вдоль которой шла Дорога. Доехала до моста, а через него въехала в Город. Спросила у стражей, где найти Ведунью, и дала им монету. Они показали мне, что Ведунья уже ждет меня недалеко от Ворот. Когда мы встретились, я спешилась и завела Коня во двор большого дома, куда привела Ведунья. Она взяла у меня кошель, достала свиток, прочла и велела мне ждать ответа во дворе. Пока я ждала, мне вынесли кружку молока, которую я с удовольствием выпила, а потом увидела, как во дворе люди ставили столы в один длинный ряд, затем накрывали их полотном, а потом ставили над ними полотняный же навес (торговые ряды готовили, похоже). Городская Ведунья вышла из дома и, вложив в кошель свиток с ответом, отдала его мне. Увидела что-то у меня над головой (я ощутила, что там что-то как бы смещено вправо) и поправила, отцентровав, а после этого отпустила восвояси.

Вернувшись в Род, я передала свиток с ответом Ведунье, и она ушла в Дом. Некоторое время спустя во двор с поварни вынесли Первый Хлеб и положили на приготовленный там стол. Глава отломил от него один «луч» и отнес в Дом – в жертву Родовому Очагу. Второй из «лучей» коровая отломили и отнесли к Реке, с почтением пустив плыть по воде. Третий «луч» отнесли на межу поля и с поклонами оставили там, а четвертый подняли на восточный угловой столб Ограды. Остальное разобрали люди Рода – каждому по кусочку. Когда все разошлись, я спросила, как готовили коровай. Мне показали, что замешивали тесто на воде с угольков очага и на дождевой воде, с травами – таволгой, корнями рогоза и тысячелистником; вымешивали с заговором.

 

В целом выходит, что Зажинки – это праздник начала сбора урожая в упорядоченном пространстве деятельности человека и праздник Первого Хлеба (Хлебный Спас). Первый Хлеб явно связан с жертвой и почитанием стихий и Богов, управляющих этими стихиями, вероятно, чтобы заручиться их поддержкой и покровительством на время Жатвы-сбора урожая в период до его окончания.

 

Зажинки (Лугнасад), начало жатвы – Хлебный (Ореховый) Спас

Дожинки – 29 августа (16-е по старому стилю).

Между ними:

Медовый Спас (Спас на воде) – освящение колодцев, купание скота в конце сезона выпаса;

Яблочный Спас (Спас на горе; Преображение Господне – явление на горе) – освящение собранных плодов нового урожая.

 

По датам:

Зажинки (Лугнасад) – 1 августа (20 июля по ст. стилю)

Медовый Спас (Спас на воде) – 14 августа (1 августа по ст. стилю)

Яблочный Спас (Спас на горе) – 19 августа (6 августа по ст.стилю)

Хлебный (Ореховый) Спас – 29 августа (16 августа по ст. стилю)

Осеннее равноденствие – 22 сентября (9 сентября по ст. стилю)

Мабон – с 21 по 29 сентября (с 8 по 16 сентября по ст. стилю)

 

С Зажинок до Хлебного Спаса – жатва, сбор меда, сбор плодов с сада и огорода, т.е. специально выращенного человеком в упорядоченном пространстве деятельности, Одале.

С Хлебного Спаса по Мабон – сбор плодов Леса и их заготовка; собирается и распределяется то, что выросло за пределами упорядоченного пространства.

Соответствия:

Дожинки – с 19 августа по 22 сентября – сбор плодов Леса

Мабон –с 21 по 27 сентября; распределение собранного культурного урожая, обмен избытка на нужное.

21 сентября (нов. стиль) – Рождество Богородицы (Мать-Земля, Притхви)

25 сентября (нов. стиль) – отдание Рождества Богородицы, т.е. неделя Мабона по сути

27 сентября (нов. стиль) – Воздвижение Креста Господня, полное окончание полевых работ и заготовки плодов Леса

11 сентября (нов. стиль) – Усекновение главы Иоанна Предтечи; самая поздняя овощная культура, капуста, должна быть собрана и заготовлена.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: