№ | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика | Плановые сроки | Скорректи-рованные сроки |
Введение (1 час) | ||||
Многообразие организмов, их классификация. Вид – основная единица систематики | Объяснять принципы клас-сификации организмов. Выделять существенные признаки вида и представителей разных царств. | |||
Бактерии, грибы, лишайники (7 часов) | ||||
Бактерии – доядерные организмы | Соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выделять существенные признаки бактерий. распознавать бактерии на таблицах. Сотрудничать с одноклассниками | |||
Роль бактерий в природе и жизни человека | Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе | |||
Грибы – царство живой природы | Выявлять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Освоить приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека. | |||
Многообразие грибов, их роль в жизни человека | Объяснять значение грибов в природе и жизни человека. Выделять существенные признаки съедобных, ядовитых и плесневых грибов. Различать на таблицах и муляжах. Сотрудничать с одноклассниками | |||
Грибы – паразиты растений, животных и человека. | Определять паразитические виды грибов на основе знания особенностей их строения и жизнедеятельности. Соблюдать меры предупреждения распространения грибов - паразитов. | |||
Лишайники - комплексные симбиотические организмы | Выявлять существенные признаки лишайников. Распознавать лишайники на таблицах. Работать с текстом и рисунками учебника. | |||
Контрольная работа №1 по темам «Бактерии, грибы, лишайники» | Давать определение терминам. Выделять признаки царств. | |||
Многообразие растительного мира (26 часов) | ||||
Общая характеристика водорослей | Выделять существенные признаки водорослей. Распознавать водоросли на таблицах | |||
Многообразие водорослей Лаб. раб. 1 «Строение зелёных водорослей» | Выделять существенные признаки водорослей. Проводить биологические исследования и объяснять результаты. Сотрудничать с одноклассниками. | |||
Значение водорослей в природе и жизни человека | Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты водорослей от повреждений. Работать с текстом учебника. Заполнять схему «Значение водорослей» | |||
Высшие споровые растения | Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Работать с текстом учебника. | |||
Моховидные. Лаб. раб.2 «Строение мха» | Определять существенные признаки мхов. Определять значение в природе и жизни организмов. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. | |||
Папоротниковидные Лаб. раб.3 «Строение папоротника» | Определять существенныe признаки папротника. Определять значение в природе. Сравнивать с моховидными. Делать выводы на основе сравнения | |||
Плауновидные. Хвощевидные. | Выделять существенные признаки. Объяснять особенное строения. Сравнивать по заданным критериям. Объяснять значение в природе и жизни человека. | |||
Голосеменные – отдел семенных растений | Сравнивать строение спор и семени, делать выводы на основе сравнения. Объяснять преимущество семенного размножения. Распознавать на живых объектах. Объяснять значение в природе. | |||
Разнообразие хвойных растений. Лаб. раб.4 «Строение хвои и шишек хвойных» | Определять на живых объектах Ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты. Сотрудничать с одноклассниками. | |||
Покрытосеменные или Цветковые | Выделять существенные признаки. Объяснять особенное строения. Сравнивать по заданным критериям. Объяснять значение в природе. | |||
Строение семян Лаб. раб.5 «Строение семян двудольных растений». | Выделять существенные признаки семени двудольных. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Различать на живых объектах семена двудольных и однодольных растений. | |||
Виды корней и типы корневых систем Лаб. раб.6 «Стержневая и мочковатая корневые системы» | Определять виды корней и типы корневых систем. Объяснять взаимосвязь строения клеток различных зон корня с выполняемыми функциями. Сотрудничать с одноклассниками. | |||
Видоизменения корней | Объяснять влияние никотина и алкоголя на развитие человека | |||
Побег и почки Лаб. раб.7 «Строение почек. Расположение почек на стебле» | Определять особенности и преимущества полового размножения. Давать определение понятиям | |||
Строение стебля Лаб. раб.8 «Внутреннее строение стебля» | Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма. Объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности в любом живом организме. Описывать реакции растений и животных на изменения в окружающей среде | |||
Внешнее строение листа Лаб. раб.9 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» | Объяснять роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов | |||
Клеточное строение листа. Лаб. раб.10 «Строение кожицы лука» | Объяснять роль нервной системы. Объяснять рефлекторный характер деятельности нервной системы | |||
Видоизменения побегов Лаб. раб. 11 «Строение корневища, луковицы» | Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Наблюдать и описывать поведение животных | |||
Строение и разнообразие цветов. Лаб. раб.12 «Строение цветка» | Объяснять причины врождённого поведения. Наблюдать и описывать поведение животных | |||
Соцветия Лаб. раб.13 «Строение соцветий» | Различать врождённое и приобретённое поведение. Наблюдать и описывать поведение животных | |||
Плоды. Лаб. раб.14 «Классификация плодов » | Различать врождённое и приобретённое поведение. Наблюдать и описывать поведение животных | |||
Размножение покрытосеменных | Наблюдать и описывать движение различных организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения организма | |||
Классификация покрытосеменных | Описывать способы передвижения многоклеточных организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения организма | |||
Класс Двудольные | Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и развития, размножения | |||
Класс Однодольные | Давать определение понятиям. Описывать процессы жизнедеятельности. | |||
Обобщающий урок по теме «Многообразие растительного мира» | Давать определение терминам. Выделять признаки царств. | |||
Многообразие животного мира (27 часов) | ||||
Общие сведения о животном мире | Выявлять признаки сходства и различия между животными, растениями, грибами. Устанавливать систематическую принадлежность. Находить информацию о животных. | |||
Одноклеточные животные или Простейшие Лаб. раб.15 «Изучение простейших» | выделять признаки простейших. Распознавать простейших на рисунках. наблюдать свободноживущих простейших под микроскопом. соблюдать правила работы с микроскопом. | |||
Паразитические простейшие. Значение простейших. | Распознавать паразитических простейших на таблицах. Объяснять значение простейших в природе | |||
Ткани, системы органов многоклеточных животных | Различать на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных. Объяснять взаимосвязь строения ткани, органа | |||
Тип Кишечнополостные Лаб. раб.16 «Изучение пресноводной гидры» | Устанавливать принципиальное отличие клеток многоклеточных животных от простейших. Ставить биологические эксперименты. Работать с микроскопом | |||
Многообразие кишечнополостных | Различать на живых объектах и таблицах представителей Кишечнополостных. Обосновывать роль Кишечнополостных в природе. Систематизировать знания. | |||
Общая характеристика червей. Тип Плоские черви. | Выявлять характерные признаки червей. Приводить доказательства соблюдения мер профилактики заболеваний. | |||
Тип Круглые и тип Кольчатые черви. Лаб. раб.17 «Изучение внешнего строения дождевого червя» | Выделять существенные признаки типа. Объяснять значение в природе. Работа в парах | |||
Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски | Выделять существенные признаки Моллюсков. Устанавливать систематическую принадлежность. Работать с разными источниками информации | |||
Класс Головоногие моллюски | Выделять существенные признаки Головоногих. Объяснять принципы классификации. Объяснять значение в природе | |||
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные | Выделять существенные признаки членистоногих. Объяснять принципы классификации. Объяснять значение в природе | |||
Класс Паукообразные Лаб. раб.18 «Внешнее строение паука» | Выделять существенные признаки паукообразных. Объяснять принципы классификации. Объяснять значение в природе | |||
Класс Насекомые | Выделять существенные признаки насекомых. Объяснять значение в природе. Работа в парах. Различать на живых объектах, в коллекциях. | |||
Многообразие насекомых. Лаб. раб.19 «Внешнее строение насекомого» | Работать с разными источниками информации. Освоение приёмов оказания первой помощи при укусах насекомых. | |||
Обобщающий урок по теме «Роль Членистоногих в природе» | Находить информацию о членистоногих в разных источниках. Анализировать и оценивать информацию. Осуществлять сотрудничество друг с другом. Аргументированно отстаивать свою точку зрения. | |||
Тип Хордовые | Выделять существенные признаки хордовых. Сравнивать строение беспозвоночных и позвоночных. Различать на живых объектах | |||
Строение и жизнедеятельность рыб Лаб. раб.20 «Внешнее строение рыбы» | Выделять существенные признаки рыб. Объяснять взаимосвязь внешнего и внутреннего строения рыб ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты | |||
Приспособление рыб к условиям обитания. Значение рыб. | Объяснять приспособление рыб к местам обитания. Осуществлять сотрудничество друг с другом | |||
Класс Земноводные | Выделять существенные признаки земноводных. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения земноводных от среды обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей земноводных. Объяснять значение земноводных. | |||
Класс Пресмыкающиеся | Выделять существенные признаки пресмыкающихся. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся от среды обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей пресмыкающихся. Объяснять значение пресмыкающихся. | |||
Класс Птицы Лаб. раб.21 «Внешнее строение птицы» | Выделять существенные признаки птиц. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения птиц от приспособления к полёту. Устанавливать систематическую принадлежность птиц. | |||
Многообразие птиц и их значение. Птицеводство | Различать на живых объектах и таблицах представителей птиц. Устанавливать систематическую принадлежность птиц. Соблюдать меры охраны птиц. Объяснять значение птиц. | |||
Экскурсия «Знакомство с птицами леса» | Различать, наблюдать и описывать птиц леса. Оформлять результаты наблюдений. Находить информацию о птицах в научно - популярной литературе. Анализировать и оценивать информацию, переводить из одной формы в другую. | |||
Класс Млекопитающие, или Звери | Выделять существенные признаки млекопитающих. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения млекопитающих от среды обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей млекопитающих. Объяснять значение млекопитающих. | |||
Многообразие зверей | Различать на таблицах представителей млекопитающих. Объяснять принципы классификации млекопитающих. Устанавливать систематическую принадлежность. Объяснять роль млекопитающих. Анализировать и оценивать информацию, переводить из одной формы в другую. | |||
Домашние млекопитающие | Освоить приёмы выращивания и размножения домашних млекопитающих. Соблюдать меры охраны млекопитающих. Объяснять значение млекопитающих. | |||
Обобщающий урок по теме «Тип Хордовые» | Находить информацию о хордовых в разных источниках. Анализировать и оценивать информацию. Осуществлять сотрудничество друг с другом. Аргументированно отстаивать свою точку зрения. | |||
Эволюция растений и животных (3 часа) | ||||
Этапы эволюции органического мира | Проводить доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных. | |||
Освоение суши растениями и животными | Выяснить причины выхода растений и животных на сушу. Приводить доказательства взаимосвязи разных групп организмов с условиями среды. Проводить доказательства родства. | |||
Охрана растительного и животного мира | Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Использовать информацию разных видов и переводить её из одной формы подачи в другую. | |||
Экосистемы (4 часа + 2 резервных урока) | ||||
Экосистема | Выделять существенные признаки экосистем, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. Объяснять взаимосвязь организмов в экосистеме, значение круговорота веществ. наблюдать и описывать экосистемы своей местности. | |||
Среда обитания. Экологические факторы | Объяснять приспособленность организмов к абиотическим факторам | |||
Биотические и антропогенные факторы | Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере | |||
Искусственные экосистемы | Определять особенности искусственных экосистем. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. | |||
Резервный урок | ||||
Резервный урок |