22.09.2011
Европейский Союз.
История европейской интеграции (продолжение).
1 января 1995 года – последнее качественное расширение ЕС: Швеция, Австрия, Финляндия.
12 июня 1995 года – ЕС и страны Балтии подписали соглашение об ассоциации. ЕС демонстрировала большую заинтересованность в этих страна: Литва обогнала Польшу в улучшении экономических позиций.
1 июля 1995 года – вступило в силу Шенгенское соглашение о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах ЕС: Бенилюкс, Германия, Франция, Испания Португалия. Позднее присоединились Италия, Австрия, Греция, Дания, Норвегия, Исландия и Финляндия.
Испания, Италия, Франция пытаются ограничивать въезд представителей стран не ЕСС на свою территорию (Италия выражала претензии по поводу Шенгена к Финляндии). Какое-товрмемя хотели ужесточить политику: еще лет 7-8 назад указывать персону, к которым вы обращаетесь (профанация). Наше туристическое агентство указывало в качестве человека – студента (принял более 1000 российских граждан J). Финляндия редко использует политику отказа в визе. В декабре президент Финляндии объявил, что они собираются выдать более 1000 виз.
В Италии и Испании сохраняется дискриминационная политика по отношению к российским гражданкам.
В июне 1997 года на саммите ЕС в Амстердаме – проект нового договора о ЕС, призванный реформировать институты ЕС в свете грядущего расширения.
1 декабря 1997 – вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС.
Июнь 1997 – решение о принятии 12 новых членов ЕС на Люксембургском саммите (Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Болгария, Мальта и Кипр).
Турция стала официальным 13м кандидатом на членство в ЕС. Переговоры о вступлении со странами «ПЕРВОЙ ВОЛНЫ» (Эстонией, Польшей, Чехией, Венгрией, Словенией и Кипром) начались в апреле 1998 года.
ЕС боится, что Турция станет проводником мусульманской политики в ЕС.
Из этих 12 членов отстали и не смогли войти вместе Болгария и Румыния, которые не смогли выполнить все условия, их оставили еще на несколько лет ожидания.
1 января 1999 – 11 стран ЕС вводят единую валюту – евро. Евро начинает использоваться для проведения диной валютной политики ЕС, размещения новых выпусков государственных ценных бумаг, обслуживания банковских операций и безналичных расчетов. (Финляндия, Дания не используют евро – побоялись).
1 мая 1999 – Амстердамский договор о ЕС, провозгласил ЕС как некое объединение свободы, безопасности и справедливости. Идеи общей внешней политики, общих подходов к пониманию безопасности. В Амстердамский договор вошли Шенгенские правила. Уделял место взаимоотношениям с Россией, в первую очередь шли разговоры о внешней политике и безопасности с Россией.
7-9 декабря 2000 года – сессия ЕС в Ницце, принята программа дальнейшей европейской интеграции с учетом грядущего расширения ЕС, строительства экономического и валютного союза, распространения интеграционного начала на внешнюю и внутреннюю политику ЕС.
1 января 2001 год – Греция вступила в Единую еврозону и ввела единую валюту - евро.
1 мая 2004 года: 10 новых членов формально станут членами ЕС, территория объединенной Европы увеличится на четверть, население – на 1 пятую, 75 миллионов человек присоединяются к 375 миллионам нынешних жителей Евросоюза, превращая его в самое большое в мире политико-экономическое образование (качество заменено количеством).
В 2007 году, 1 января – дальнейшее расширение Евросоюза.
Институты ЕС:
Европарламент – законодательный орган (Делятся по политической принадлежности).
Еврокомиссия – исполнительный орган (Глава – Хосе МануэльДураоБароссо)
Совет Министров – основной орган принятия решений
Европейский суд – судебный орган
С принятием Лиссабонского договора Европейский совет – законный орган.
Проект конституции ЕС: созданная около полутора года назад во главе с бывшим президентом Франции Валери Жискар д Эстеном к июня 2003 года выработала проект конституции объединенной Европы. Этот проект был одобрен конвенцией, состоящей из членов европейских правительств, парламентов и ЕК. Конституция должна пройти процедуру ратификации в странах ЕС, включая 10 новых участников. Ратификация проходт двумя способами: ратификация Парламентом или референдмом или и то, и другое).
На этом и началась главная проблема ЕС:
Словакия, Австрия, Венгрия, Италия, Литва, Греция, Испания, Словения и Бельгия утвердили Конституцию.
55% во Франции и 62% в Нидерландах – «против» на референдуме. В какой-то мере это был ответ на легкую провокацию, проводимую в этих странах своими же правительствами.
Конституция откроет дверь для 17 млн экономически активных иммигрантов. Появился термин «польский сантехник». В журнале Фигаро появилась статья под названием: «Зачем нам польский сантехник?» … когда тысячи наших работников стоят в очереди за работой.
Социологический опрос: около 80% польской молодежи высказали желание уехать на Запад.
(В Польше, Литве, Латвии и т.д.)
Поляки обиделись. J
Рекламная кампания Польского Туристического отделения в Париже: «Живете во Франции? У вас текут трубы? Мускулистый и чертовски красивый польский сантехник не придет к вам». J
Саркози и Блэр обсудили упрощенный вариант европейской конституции.
12 мая 2007 года – переговоры в Париже (альтернатива тому проекту, который был отклонен на референдумах во Франции и Нидерландах).
Германия, Италия, Венгрия и Литва – Конституция ЕС к 2009 году – уверенность в том, что к выборам в Европарламент в 2009 году население ЕС будут иметь новую Конституцию.
Декабрь 2007 года: в Лиссабоне – подписан договор о реформировании политических институтов (Лиссабонские соглашения).
Новый договор:
- должность президента ЕС, который будет избираться на срок в 2,5 года (главный претендент – Тони Блэр)
- реформа ЕК – еврокомиссар по внешней политики с широкими полномочиями.
- сокращение ЕП
Договор об учреждении Европейского Сообщества.
Договор о реформе структурно состоит из преамбулы, 7 статей, 13 протоколов бла-бла.
Ст.47 договора о ЕС – ЕС становится правосубъектным – имеет право заключать международные договора. Введение поста председателя ЕС с 1 января 2010 – Херман Ван Ромпей. Бельгия себя позиционирует как «сердце Европы».
Гренландия на основании референдума вышла из ЕС.
Баррозу избран на второй срок президентом ЕК – скандал. Сильное преимущество (382 – за, 219 – против, 117 воздержались) – нет единства в рядах ЕС на сегодняшний день.
Против – партии «зеленых» - один из лидеров Даниэль Кон-Бендит – «мы достойны лучшего».
15 января 2009 г. – скандал в Чехии.
В ЕС есть традиция: когда страна становится председателем, она дарит ЕС свое виденье Европы в искусстве. Чехия – скульптору Дэвида Черны.
11 мая 2005 – Москва – долгосрочные соглашения по социальным вопросам, вопросам экономики и политики в Москве. 4 пространства: экономическое, свобода безопасности и юстиции, внешняя безопасность, научные исследования, образование и культура – 4 дорожных карты.
Чтобы как-то спасти отношения между Россией и ЕС – запускают проекты. Таким проектам стало «Северное измерение».
(еще ТАСИС и ИНТЕРЭК – в основном, на пользу ЕС)
ТАСИС: 80% финансирования шла на техническую помощь – специалисты, которые приезжали, для опыта – возвращались в ЕС.
03.10.2011
10 мая 2005 года подписаны 4 дорожные карты.
У нас достаточно сложные отношения с Ес, не имеющие под собой стабильной основы.
Палочка-выручалочка – «Северное измерение». Сейчас, после того, как возникли трудности в4 дорожных картах, оказалось, что Северное измерение – уникальная программа.
Россия, с момента своего основания, пыталась решить проблемы не без помощи ЕС (ТАСИС, ИНТЭРЕК).
У ЕС было желание построить Россию, которая на тот момент была несколько дезориентирована (Козырев, политика зависимости от Запада). Предполагалось, что наша страна будет строиться по западной модели. Это более ярко выражено в СЕ, но это коснулось и ЕС, и их политики.
2 подхода к этой программе:
1. Российские исследователи (политический реализм) «Северное измерение» для ЕС – доступ к нашим сырьевым ресурсам (газ, нефть, электричество, лес).
2. Неолибералисты считают, что это был добрый жест со стороны ЕС. (Р должна была интегрироваться в единое эк, соц-полит пространство).
Что же собой представляло «Северное измерение»:
- охватывает следующую географическую территорию от Исландии, Норвегии, Баренцева и Карских морей на севере к южному побережью Балтийского моря (подчеркивало, что северо-запад – это часть Европы).
Впервые отражало желание России считаться частью Европы.
России сложно было примкнуть к каким-то программам, так как не было общего геополитического пространства – теперь появилось.
Карри Моттола предложил представление о регионе: 5 стран (Балтия), Польша и Германия, северо-запад России – формируется новый регион – «северное измерение».
Негласно существовало «Южное измерение» - помощь Португалии, Испании, Греции.
Еще измерение по инициативе Польши (Восточное измерение) – имело специфику, не включало Россию, поэтому не встретило большого ажиотажа со стороны ЕС (могла обидеться Россия J)
С 49года: превалировало НАТО. (Норвегия,Дания, Исландия) Швеция – нейтрилитет, Финляндия – к России. Линия Пааскиви-Кехоненна.
У Финляндии – опасность быть периферийной державой в ЕС, Ф решила исправить эту ситуацию и решила выступить неким связующим звеном между ЕС и РФ.
Кроме того, после распада СССР, Ф надо было пересмотреть свою внешнюю политику (договоры о дружбе и сотрудничестве 40х гг – потеряли свою силу). Единственное преимущество Ф – 1300 км русско-финской границы.
Ф Предложили свою программу развития отношений РФ и ЕС.
Ф – одна из первых стран, признавших Россию, как страну-правопреемницу. Был в январе 1992 года заключен русско-финский договор об основах отношений, действие которого в 2001 году было продлено до 2007 года (потом был продлен).
Укреплены были бастионы в сопредельных регионах.
В 192 – межправительственн6ое соглашение о сотрудничестве в Мурманской области, республике Карелия, г.СПб, ЛО. Была создана финская межправительственная группа, сотрудничавшая с МИДом. Появился прообраз северо-западных субъектов Федерации в Финляндии.
На сегодняшний день это – один из крупнейших проектов России. Ф видит свою задачу в укреплении своего положения в ЕС за счет проектов с Россией. Ф – как некий мост между ЕС и Р. Для ЕС – некий минус – Шенген – открыл России проходную дорогу в Шенген.))
Ф угроза «открытой границы» с Россией.
Измерение появилось в дип-пол обороте в контексте общеевропейского процесса СБСЕ\ОСЕ в 80х гг.
Человеческое измерение должно было символизировать собой объемность процесса СБСЕ, одну из важнейших его граней – обеспечение прав и свобод человека, развитие демократических институтов, верховенства законов, создания гражданского общества.
В 1994 году эта идея приобрела более четкие очертания в предложенной идее:
ЭскоАхо (премьер-министра)
ХейкиХависто (мид)
Предложили использовать термин «северное измерение», подразумевая под этим северные ценности: общественное благосостояние, равенство, открытость и жесткое экологическое регулирование.
После вступления в ЕС эта идея трансформировалась в полноценный проект, став «Северным измерением ЕС». НД – нортерндимэншн)
В воей речи в Москве в ноябре 1997 бывший президент Ф Ахтизаари объявил себя приверженцем теории мирной демократии. «Общие ценности членов ЕС и Р объединены в демократии».
Р рассматривала Северное измерение как попытку создания системы безопасности, основанной на выгодном и многостороннем сотрудничестве (как провалившейся СБСЕ).
Р видела НД как альтернативу членства в НАТО для балтийских стран.
НД должно было стать мощным проектом, проводником интересов России, не допустило расширения НАТО на Восток. (Сейчас эту точку зрения не услышите). Документальное подтверждение сохранилось в западной аналитике, мы эту историю вспоминать не любим. J
Главные звенья идеи состояли в развитии сотрудничества с Россией на уровне регионального сотрудничества, а также с государствами Балтии и Польши (на тот момент не являлись членами ЕС). Проект давал надежду на сотрудничество, но был уже неэффективен. В основе – только идеи ЕС.
Тем не менее, в кругах ЕС инициатива Ф была воспринята сдержанно, особенно со стороны стран Средиземноморья, боявшихся, что возникнет отток финансирования от южных стран к южным.
Скептиком выступала Швеция, опасавшаяся взлета значения Ф и потери ведущей роли среди стран Северной Европы. До сих пор Швеция сохраняет скептицизм.
В контексте функциональной структуры концепции, основные действующие лица: Институт ЕС, члены ЕС, страны-партнеры ЕС, США и Канада (у них есть свои подобные программы, направленные на этот регион).
На тот момент в большом выигрыше – страны Балтии и Польша. (направление – интеграция этих стран в ЕС).
Консультативное содействие – все региональные организации оказывали (арктический совет, Совет Балтийских стран, Совет министров Сев стран, Баренц Евро-арктический совет)
Правовая основа: Европейские соглашения, соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве.
Финансовая основа: ТАСИС, ФАРЕ, ИНТЕРРЕГ). Сейчас на Р направлена только ИНТЕРРЕГ, ТАСИС практически не финансируется.
Важная роль следующих финансовых институтов: МБРР, МБ, Скандинавский инвестиционный банк, Европейский инвестиционный банк.
Однако работало только несколько направлений:
- «Природоохранительное партнерство в «Северном измерении»».
- программа «План действий» в области развития информационных технологий.
«Электронная Р» оттуда.
- Программа для борьбы со СПИДом и туберкулезом.
Из огромного проекта этого мало.)
Р вышла.
На сегодняшний день в Аркт программу включили Польшу. Мы же настаиваем на том, чтобы в этот проект включили Белоруссию.))
Что не работало?
Пример противоречий:
Петербургу предлагали сделать упор на развитие целлюлозно-бумажной промышленности, в то время как регион был заинтересован в развитии высоких технологий в деревообработке, увеличении выхода изделий из сырой древесины.
Карелия заявляла о необходимости построения цел-бум предприятия. Новг и Вологодская область тоже просили об этом.))
Финны предложили строить в Хабаровском крае.))
ЕК рассмотрела требования – предложила построить 3 цел-бум предприятия. Те за, а центр вмешался – зачем 3 завода рядом?
В общем, много было таких курьезов.))
Переломный момент – приход к власти Путина, укрепление вертикали власти. В 2000 созданы 7 федеральных округов.
Медведев в «Сев измерении» повел себя мягче, чем Путин. При М – возрождение Сев измерения. Мы начинаем вкладывать деньги в эти проекты, во-вторых появляются примеры успешного сотрудничества. 22 сентября 2005 – открыты очистительные сооружения – лучший эко проект.
2007 год – Рамочное соглашение о равноправном партнерстве между Р, ЕС и Норвегией и Исландией. Сев измерение считается равноправным партнерством.
ЭТИМ ЛЕТОМ ПРОИЗОШЛО РАСШИРЕНИЕ ООН – ЮЖНЫЙ СУДАН СТАЛ 193 СТРАНОЙ (15 ИЮЛЯ 2011). СЕЙЧАС ВОПРОС О ПАЛЕСТИНЕ. ШАНСЫБОЛЬШИЕ НА ПРИЗНАНИЕ (НЕДОВОЛЬСТВО ПОЛИТИКОЙ ИЗРАИЛЯ; НО ЕСТЬ ПРАВО ВЕТО – США МОГУТ НАЛОЖИТЬ).
4 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ (ОДНО ИЗ НИХ ПРИЗНАНИЕ ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВАМИ).
ОБСЕ
Заключит акт Хельсинского совещания – некоторые принципы международного права.
7 принципов – Устав ООН.
3 принципа – в Хельсинском Акте. (их 10, просто три – новых) Но есть разночтения в формулировках.
Политическая корзина: принцип нерушимости границ (один из 10). Закрепили границы на состояние 1975 года. Некоторые политологи считают, что все последующие события – нарушение этого принципа (но это не так: границы нерушимы, но могут изменяться в ходе переговоров или по договоренности J)
Экономическая корзина: принципы эк сотрудничества (ограниченный характер).
Права человека: идею проталкивали западные страны, рассчитывающие критиковать СССР – слабое место СССР.
В политической корзине в большей степени заинтересован СССР.
После 1975 года было принято решение, что эти встречи будут проводиться более или менее регулярно – возникло это совещание без аппарата управления.
1995 – Совещание становится организацией – СБСЕ.
СТРУКТУРА:
1.встречи глав государств и правительств (раз в два года) с 99 года не проводились саммиты ОБСЕ – сейчас возрождается (обсуждение приоритетов в области европейской безопасности).
2. парламентская ассамблея ОБСЕ (квазизаконодательный орган = совещательный) решения ОБСЕ носят рекомендательный характер.
3. совет министров – собирается 1\2 раза в года.
4. руководит организацией председатель ОБСЕ.
ОБСЕ относится к организациям общей компетенции.
Жесткая (старое понимание) \ мягкая безопасности (информационная, экологическая и т.п.)
Еще отдельно выделяют экономическую безопасность (иногда объединяют с «мягкой»).
Эта типология принадлежит школе реализма (подчеркивают важность жесткой безопасности)
Процесс принятия решений: на основе консенсуса, не имеют обязательного характера.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- различные миссии (контроль на выборах)
1.контроль за демократичностью процедур
2.урегулирование конфликтов, миротворчество
МИРОТВОРЧЕСТВО:
1. Peace keeping – миротворцы (ООН)
2. Peaceenforcement – участие в вооруженном конфликте на чьей-либо стороне (Ливия) - НАТО
3. Peacebuilding – послевоенное восстановление, финансирование каких-то программ – ЕС, ООН
ОБСЕ занимается миротворчеством на ранней стадии – «раннее предупреждение конфликта», «earlywarming» - речь идет о латентных конфликтах: Крым в 90х, Македония (конфликт коренного и албанского населения после косовского кризиса в 90е, Чечня, Белоруссия).
ОБСЕ И РОССИЯ
В 94-95 отношения России с ОБСЕ достаточно позитивны, Примаков говорил о том, что ОБСЕ должна стать краеугольным камнем европейской безопасности (лучше сотрудничать с ОБСЕ, а не с НАТО)
Портиться позже стали отношения:
1. Чеченский конфликт.
2. Проблема ДОВСЕ.
1.Чеченская война. (Была миссия в Чечне с 1995: во время 1 и 2 чеченских войн.Во время 1ой ОБСЕ предлагала свои услуги в качестве посреднической организации, федеральный центр не возражал, во время второй стали портиться отношения)
Позиций Р: ОБСЕ должна заниматься и первой корзиной, военно-политический аспект безопасности почему-то в ее деятельности никак не фигурирует.
2.ДОВСЕ: подписан в 90м. Носил блоковый характер: ограничения по ограниченным вооружениям для НАТО и ОВД. После распада ОВД, решили адаптировать договор – велись переговоры. На стамбульском саммите ОБСЕ 1999 – подписали новый договор ДОВСЕ.
Страны Запада хотели увязать это с пребыванием российских миротворцев в Молдове и Грузии.
На саммите ОБСЕ Ельцин устно пообещал убирать постепенно миротворческие силы. Ни одна из стран НАТ не подписали договор (Только Россия, Украина, Казахстан подписали).
В 2007 году Р решила приостановить участие в договоре.
Ситуация с ДОВСЕ оказала сильное влияние на ОБСЕ – в частности, из-за этого они не собирались.
Многие политологи, считают, что процесс ДОВСЕ мертв – нужно что-то новое.
В самом договоре есть понятие «фланговые ограничения» (Р имеет квоты на размещение танков и тяжелых вооружений на сев и южном фланге – получается, что Р все эти годы нарушала эти фланговые ограничения).
Что еще? Проект, выдвинутый Медведевым 2009 года – договор о европейской безопасности. (11 принцип МП – неделимость безопасности – нельзя безопасность одних стран обеспечивать за счет снижения безопасности других стран – намекалось на расширение НАТО на восток). – Р должна участвовать в каких-то двусторонних договорах, а не при каких-то Советах.
Европа этого не поняла J
Если в 1975 году мы подписал Заключительный Акт, то Медведев предлагал перезапустить процесс – Хельсинк-2, вернуться к обсуждению военнополитических вопросов.
В итоге западные страны сказали, что все это требует серьезной доработки в формате того же ОБСЕ.
Отношения сейчас?
ОБСЕ мало отличается от Совета Европы, права человека и там, и там преобладают.