Договор об учреждении Европейского Сообщества.




22.09.2011

Европейский Союз.

История европейской интеграции (продолжение).

1 января 1995 года – последнее качественное расширение ЕС: Швеция, Австрия, Финляндия.

12 июня 1995 года – ЕС и страны Балтии подписали соглашение об ассоциации. ЕС демонстрировала большую заинтересованность в этих страна: Литва обогнала Польшу в улучшении экономических позиций.

1 июля 1995 года – вступило в силу Шенгенское соглашение о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах ЕС: Бенилюкс, Германия, Франция, Испания Португалия. Позднее присоединились Италия, Австрия, Греция, Дания, Норвегия, Исландия и Финляндия.

Испания, Италия, Франция пытаются ограничивать въезд представителей стран не ЕСС на свою территорию (Италия выражала претензии по поводу Шенгена к Финляндии). Какое-товрмемя хотели ужесточить политику: еще лет 7-8 назад указывать персону, к которым вы обращаетесь (профанация). Наше туристическое агентство указывало в качестве человека – студента (принял более 1000 российских граждан J). Финляндия редко использует политику отказа в визе. В декабре президент Финляндии объявил, что они собираются выдать более 1000 виз.

В Италии и Испании сохраняется дискриминационная политика по отношению к российским гражданкам.

В июне 1997 года на саммите ЕС в Амстердаме – проект нового договора о ЕС, призванный реформировать институты ЕС в свете грядущего расширения.

1 декабря 1997 – вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС.

Июнь 1997 – решение о принятии 12 новых членов ЕС на Люксембургском саммите (Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Болгария, Мальта и Кипр).

Турция стала официальным 13м кандидатом на членство в ЕС. Переговоры о вступлении со странами «ПЕРВОЙ ВОЛНЫ» (Эстонией, Польшей, Чехией, Венгрией, Словенией и Кипром) начались в апреле 1998 года.

ЕС боится, что Турция станет проводником мусульманской политики в ЕС.

Из этих 12 членов отстали и не смогли войти вместе Болгария и Румыния, которые не смогли выполнить все условия, их оставили еще на несколько лет ожидания.

1 января 1999 – 11 стран ЕС вводят единую валюту – евро. Евро начинает использоваться для проведения диной валютной политики ЕС, размещения новых выпусков государственных ценных бумаг, обслуживания банковских операций и безналичных расчетов. (Финляндия, Дания не используют евро – побоялись).

1 мая 1999 – Амстердамский договор о ЕС, провозгласил ЕС как некое объединение свободы, безопасности и справедливости. Идеи общей внешней политики, общих подходов к пониманию безопасности. В Амстердамский договор вошли Шенгенские правила. Уделял место взаимоотношениям с Россией, в первую очередь шли разговоры о внешней политике и безопасности с Россией.

7-9 декабря 2000 года – сессия ЕС в Ницце, принята программа дальнейшей европейской интеграции с учетом грядущего расширения ЕС, строительства экономического и валютного союза, распространения интеграционного начала на внешнюю и внутреннюю политику ЕС.

1 января 2001 год – Греция вступила в Единую еврозону и ввела единую валюту - евро.

1 мая 2004 года: 10 новых членов формально станут членами ЕС, территория объединенной Европы увеличится на четверть, население – на 1 пятую, 75 миллионов человек присоединяются к 375 миллионам нынешних жителей Евросоюза, превращая его в самое большое в мире политико-экономическое образование (качество заменено количеством).

В 2007 году, 1 января – дальнейшее расширение Евросоюза.

Институты ЕС:

Европарламент – законодательный орган (Делятся по политической принадлежности).

Еврокомиссия – исполнительный орган (Глава – Хосе МануэльДураоБароссо)

Совет Министров – основной орган принятия решений

Европейский суд – судебный орган

С принятием Лиссабонского договора Европейский совет – законный орган.

Проект конституции ЕС: созданная около полутора года назад во главе с бывшим президентом Франции Валери Жискар д Эстеном к июня 2003 года выработала проект конституции объединенной Европы. Этот проект был одобрен конвенцией, состоящей из членов европейских правительств, парламентов и ЕК. Конституция должна пройти процедуру ратификации в странах ЕС, включая 10 новых участников. Ратификация проходт двумя способами: ратификация Парламентом или референдмом или и то, и другое).

На этом и началась главная проблема ЕС:

Словакия, Австрия, Венгрия, Италия, Литва, Греция, Испания, Словения и Бельгия утвердили Конституцию.

55% во Франции и 62% в Нидерландах – «против» на референдуме. В какой-то мере это был ответ на легкую провокацию, проводимую в этих странах своими же правительствами.

Конституция откроет дверь для 17 млн экономически активных иммигрантов. Появился термин «польский сантехник». В журнале Фигаро появилась статья под названием: «Зачем нам польский сантехник?» … когда тысячи наших работников стоят в очереди за работой.

Социологический опрос: около 80% польской молодежи высказали желание уехать на Запад.

(В Польше, Литве, Латвии и т.д.)

Поляки обиделись. J

Рекламная кампания Польского Туристического отделения в Париже: «Живете во Франции? У вас текут трубы? Мускулистый и чертовски красивый польский сантехник не придет к вам». J

Саркози и Блэр обсудили упрощенный вариант европейской конституции.

12 мая 2007 года – переговоры в Париже (альтернатива тому проекту, который был отклонен на референдумах во Франции и Нидерландах).

Германия, Италия, Венгрия и Литва – Конституция ЕС к 2009 году – уверенность в том, что к выборам в Европарламент в 2009 году население ЕС будут иметь новую Конституцию.

Декабрь 2007 года: в Лиссабоне – подписан договор о реформировании политических институтов (Лиссабонские соглашения).

 

Новый договор:

- должность президента ЕС, который будет избираться на срок в 2,5 года (главный претендент – Тони Блэр)

- реформа ЕК – еврокомиссар по внешней политики с широкими полномочиями.

- сокращение ЕП

 

Договор об учреждении Европейского Сообщества.

Договор о реформе структурно состоит из преамбулы, 7 статей, 13 протоколов бла-бла.

Ст.47 договора о ЕС – ЕС становится правосубъектным – имеет право заключать международные договора. Введение поста председателя ЕС с 1 января 2010 – Херман Ван Ромпей. Бельгия себя позиционирует как «сердце Европы».

Гренландия на основании референдума вышла из ЕС.

 

Баррозу избран на второй срок президентом ЕК – скандал. Сильное преимущество (382 – за, 219 – против, 117 воздержались) – нет единства в рядах ЕС на сегодняшний день.

Против – партии «зеленых» - один из лидеров Даниэль Кон-Бендит – «мы достойны лучшего».

15 января 2009 г. – скандал в Чехии.

В ЕС есть традиция: когда страна становится председателем, она дарит ЕС свое виденье Европы в искусстве. Чехия – скульптору Дэвида Черны.

11 мая 2005 – Москва – долгосрочные соглашения по социальным вопросам, вопросам экономики и политики в Москве. 4 пространства: экономическое, свобода безопасности и юстиции, внешняя безопасность, научные исследования, образование и культура – 4 дорожных карты.

Чтобы как-то спасти отношения между Россией и ЕС – запускают проекты. Таким проектам стало «Северное измерение».

(еще ТАСИС и ИНТЕРЭК – в основном, на пользу ЕС)

ТАСИС: 80% финансирования шла на техническую помощь – специалисты, которые приезжали, для опыта – возвращались в ЕС.

03.10.2011

10 мая 2005 года подписаны 4 дорожные карты.

У нас достаточно сложные отношения с Ес, не имеющие под собой стабильной основы.

Палочка-выручалочка – «Северное измерение». Сейчас, после того, как возникли трудности в4 дорожных картах, оказалось, что Северное измерение – уникальная программа.

Россия, с момента своего основания, пыталась решить проблемы не без помощи ЕС (ТАСИС, ИНТЭРЕК).

У ЕС было желание построить Россию, которая на тот момент была несколько дезориентирована (Козырев, политика зависимости от Запада). Предполагалось, что наша страна будет строиться по западной модели. Это более ярко выражено в СЕ, но это коснулось и ЕС, и их политики.

2 подхода к этой программе:

1. Российские исследователи (политический реализм) «Северное измерение» для ЕС – доступ к нашим сырьевым ресурсам (газ, нефть, электричество, лес).

2. Неолибералисты считают, что это был добрый жест со стороны ЕС. (Р должна была интегрироваться в единое эк, соц-полит пространство).

Что же собой представляло «Северное измерение»:

- охватывает следующую географическую территорию от Исландии, Норвегии, Баренцева и Карских морей на севере к южному побережью Балтийского моря (подчеркивало, что северо-запад – это часть Европы).

Впервые отражало желание России считаться частью Европы.

России сложно было примкнуть к каким-то программам, так как не было общего геополитического пространства – теперь появилось.

Карри Моттола предложил представление о регионе: 5 стран (Балтия), Польша и Германия, северо-запад России – формируется новый регион – «северное измерение».

Негласно существовало «Южное измерение» - помощь Португалии, Испании, Греции.

Еще измерение по инициативе Польши (Восточное измерение) – имело специфику, не включало Россию, поэтому не встретило большого ажиотажа со стороны ЕС (могла обидеться Россия J)

С 49года: превалировало НАТО. (Норвегия,Дания, Исландия) Швеция – нейтрилитет, Финляндия – к России. Линия Пааскиви-Кехоненна.

 

У Финляндии – опасность быть периферийной державой в ЕС, Ф решила исправить эту ситуацию и решила выступить неким связующим звеном между ЕС и РФ.

Кроме того, после распада СССР, Ф надо было пересмотреть свою внешнюю политику (договоры о дружбе и сотрудничестве 40х гг – потеряли свою силу). Единственное преимущество Ф – 1300 км русско-финской границы.

Ф Предложили свою программу развития отношений РФ и ЕС.

Ф – одна из первых стран, признавших Россию, как страну-правопреемницу. Был в январе 1992 года заключен русско-финский договор об основах отношений, действие которого в 2001 году было продлено до 2007 года (потом был продлен).
Укреплены были бастионы в сопредельных регионах.

В 192 – межправительственн6ое соглашение о сотрудничестве в Мурманской области, республике Карелия, г.СПб, ЛО. Была создана финская межправительственная группа, сотрудничавшая с МИДом. Появился прообраз северо-западных субъектов Федерации в Финляндии.

На сегодняшний день это – один из крупнейших проектов России. Ф видит свою задачу в укреплении своего положения в ЕС за счет проектов с Россией. Ф – как некий мост между ЕС и Р. Для ЕС – некий минус – Шенген – открыл России проходную дорогу в Шенген.))

Ф угроза «открытой границы» с Россией.

Измерение появилось в дип-пол обороте в контексте общеевропейского процесса СБСЕ\ОСЕ в 80х гг.

Человеческое измерение должно было символизировать собой объемность процесса СБСЕ, одну из важнейших его граней – обеспечение прав и свобод человека, развитие демократических институтов, верховенства законов, создания гражданского общества.

В 1994 году эта идея приобрела более четкие очертания в предложенной идее:

ЭскоАхо (премьер-министра)

ХейкиХависто (мид)

Предложили использовать термин «северное измерение», подразумевая под этим северные ценности: общественное благосостояние, равенство, открытость и жесткое экологическое регулирование.

После вступления в ЕС эта идея трансформировалась в полноценный проект, став «Северным измерением ЕС». НД – нортерндимэншн)

В воей речи в Москве в ноябре 1997 бывший президент Ф Ахтизаари объявил себя приверженцем теории мирной демократии. «Общие ценности членов ЕС и Р объединены в демократии».

Р рассматривала Северное измерение как попытку создания системы безопасности, основанной на выгодном и многостороннем сотрудничестве (как провалившейся СБСЕ).

Р видела НД как альтернативу членства в НАТО для балтийских стран.

НД должно было стать мощным проектом, проводником интересов России, не допустило расширения НАТО на Восток. (Сейчас эту точку зрения не услышите). Документальное подтверждение сохранилось в западной аналитике, мы эту историю вспоминать не любим. J

Главные звенья идеи состояли в развитии сотрудничества с Россией на уровне регионального сотрудничества, а также с государствами Балтии и Польши (на тот момент не являлись членами ЕС). Проект давал надежду на сотрудничество, но был уже неэффективен. В основе – только идеи ЕС.

Тем не менее, в кругах ЕС инициатива Ф была воспринята сдержанно, особенно со стороны стран Средиземноморья, боявшихся, что возникнет отток финансирования от южных стран к южным.

Скептиком выступала Швеция, опасавшаяся взлета значения Ф и потери ведущей роли среди стран Северной Европы. До сих пор Швеция сохраняет скептицизм.

В контексте функциональной структуры концепции, основные действующие лица: Институт ЕС, члены ЕС, страны-партнеры ЕС, США и Канада (у них есть свои подобные программы, направленные на этот регион).

На тот момент в большом выигрыше – страны Балтии и Польша. (направление – интеграция этих стран в ЕС).

Консультативное содействие – все региональные организации оказывали (арктический совет, Совет Балтийских стран, Совет министров Сев стран, Баренц Евро-арктический совет)

Правовая основа: Европейские соглашения, соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве.

Финансовая основа: ТАСИС, ФАРЕ, ИНТЕРРЕГ). Сейчас на Р направлена только ИНТЕРРЕГ, ТАСИС практически не финансируется.

Важная роль следующих финансовых институтов: МБРР, МБ, Скандинавский инвестиционный банк, Европейский инвестиционный банк.

Однако работало только несколько направлений:

- «Природоохранительное партнерство в «Северном измерении»».

- программа «План действий» в области развития информационных технологий.

«Электронная Р» оттуда.

- Программа для борьбы со СПИДом и туберкулезом.

Из огромного проекта этого мало.)

Р вышла.

На сегодняшний день в Аркт программу включили Польшу. Мы же настаиваем на том, чтобы в этот проект включили Белоруссию.))

 

Что не работало?

Пример противоречий:

Петербургу предлагали сделать упор на развитие целлюлозно-бумажной промышленности, в то время как регион был заинтересован в развитии высоких технологий в деревообработке, увеличении выхода изделий из сырой древесины.

 

Карелия заявляла о необходимости построения цел-бум предприятия. Новг и Вологодская область тоже просили об этом.))

Финны предложили строить в Хабаровском крае.))

ЕК рассмотрела требования – предложила построить 3 цел-бум предприятия. Те за, а центр вмешался – зачем 3 завода рядом?

В общем, много было таких курьезов.))

 

Переломный момент – приход к власти Путина, укрепление вертикали власти. В 2000 созданы 7 федеральных округов.

Медведев в «Сев измерении» повел себя мягче, чем Путин. При М – возрождение Сев измерения. Мы начинаем вкладывать деньги в эти проекты, во-вторых появляются примеры успешного сотрудничества. 22 сентября 2005 – открыты очистительные сооружения – лучший эко проект.

2007 год – Рамочное соглашение о равноправном партнерстве между Р, ЕС и Норвегией и Исландией. Сев измерение считается равноправным партнерством.

ЭТИМ ЛЕТОМ ПРОИЗОШЛО РАСШИРЕНИЕ ООН – ЮЖНЫЙ СУДАН СТАЛ 193 СТРАНОЙ (15 ИЮЛЯ 2011). СЕЙЧАС ВОПРОС О ПАЛЕСТИНЕ. ШАНСЫБОЛЬШИЕ НА ПРИЗНАНИЕ (НЕДОВОЛЬСТВО ПОЛИТИКОЙ ИЗРАИЛЯ; НО ЕСТЬ ПРАВО ВЕТО – США МОГУТ НАЛОЖИТЬ).

4 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ (ОДНО ИЗ НИХ ПРИЗНАНИЕ ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВАМИ).

 

ОБСЕ

Заключит акт Хельсинского совещания – некоторые принципы международного права.

7 принципов – Устав ООН.

3 принципа – в Хельсинском Акте. (их 10, просто три – новых) Но есть разночтения в формулировках.

Политическая корзина: принцип нерушимости границ (один из 10). Закрепили границы на состояние 1975 года. Некоторые политологи считают, что все последующие события – нарушение этого принципа (но это не так: границы нерушимы, но могут изменяться в ходе переговоров или по договоренности J)

Экономическая корзина: принципы эк сотрудничества (ограниченный характер).

Права человека: идею проталкивали западные страны, рассчитывающие критиковать СССР – слабое место СССР.

В политической корзине в большей степени заинтересован СССР.

После 1975 года было принято решение, что эти встречи будут проводиться более или менее регулярно – возникло это совещание без аппарата управления.

1995 – Совещание становится организацией – СБСЕ.

 

СТРУКТУРА:

1.встречи глав государств и правительств (раз в два года) с 99 года не проводились саммиты ОБСЕ – сейчас возрождается (обсуждение приоритетов в области европейской безопасности).

2. парламентская ассамблея ОБСЕ (квазизаконодательный орган = совещательный) решения ОБСЕ носят рекомендательный характер.

3. совет министров – собирается 1\2 раза в года.

4. руководит организацией председатель ОБСЕ.

ОБСЕ относится к организациям общей компетенции.


Жесткая (старое понимание) \ мягкая безопасности (информационная, экологическая и т.п.)

Еще отдельно выделяют экономическую безопасность (иногда объединяют с «мягкой»).

Эта типология принадлежит школе реализма (подчеркивают важность жесткой безопасности)

 

Процесс принятия решений: на основе консенсуса, не имеют обязательного характера.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

- различные миссии (контроль на выборах)

1.контроль за демократичностью процедур

2.урегулирование конфликтов, миротворчество

 

МИРОТВОРЧЕСТВО:

1. Peace keeping – миротворцы (ООН)

2. Peaceenforcement – участие в вооруженном конфликте на чьей-либо стороне (Ливия) - НАТО

3. Peacebuilding – послевоенное восстановление, финансирование каких-то программ – ЕС, ООН

 

ОБСЕ занимается миротворчеством на ранней стадии – «раннее предупреждение конфликта», «earlywarming» - речь идет о латентных конфликтах: Крым в 90х, Македония (конфликт коренного и албанского населения после косовского кризиса в 90е, Чечня, Белоруссия).

ОБСЕ И РОССИЯ

В 94-95 отношения России с ОБСЕ достаточно позитивны, Примаков говорил о том, что ОБСЕ должна стать краеугольным камнем европейской безопасности (лучше сотрудничать с ОБСЕ, а не с НАТО)

Портиться позже стали отношения:

1. Чеченский конфликт.

2. Проблема ДОВСЕ.

1.Чеченская война. (Была миссия в Чечне с 1995: во время 1 и 2 чеченских войн.Во время 1ой ОБСЕ предлагала свои услуги в качестве посреднической организации, федеральный центр не возражал, во время второй стали портиться отношения)

Позиций Р: ОБСЕ должна заниматься и первой корзиной, военно-политический аспект безопасности почему-то в ее деятельности никак не фигурирует.

 

2.ДОВСЕ: подписан в 90м. Носил блоковый характер: ограничения по ограниченным вооружениям для НАТО и ОВД. После распада ОВД, решили адаптировать договор – велись переговоры. На стамбульском саммите ОБСЕ 1999 – подписали новый договор ДОВСЕ.

Страны Запада хотели увязать это с пребыванием российских миротворцев в Молдове и Грузии.

На саммите ОБСЕ Ельцин устно пообещал убирать постепенно миротворческие силы. Ни одна из стран НАТ не подписали договор (Только Россия, Украина, Казахстан подписали).

В 2007 году Р решила приостановить участие в договоре.

Ситуация с ДОВСЕ оказала сильное влияние на ОБСЕ – в частности, из-за этого они не собирались.

Многие политологи, считают, что процесс ДОВСЕ мертв – нужно что-то новое.

В самом договоре есть понятие «фланговые ограничения» (Р имеет квоты на размещение танков и тяжелых вооружений на сев и южном фланге – получается, что Р все эти годы нарушала эти фланговые ограничения).

 

Что еще? Проект, выдвинутый Медведевым 2009 года – договор о европейской безопасности. (11 принцип МП – неделимость безопасности – нельзя безопасность одних стран обеспечивать за счет снижения безопасности других стран – намекалось на расширение НАТО на восток). – Р должна участвовать в каких-то двусторонних договорах, а не при каких-то Советах.

Европа этого не поняла J

Если в 1975 году мы подписал Заключительный Акт, то Медведев предлагал перезапустить процесс – Хельсинк-2, вернуться к обсуждению военнополитических вопросов.

В итоге западные страны сказали, что все это требует серьезной доработки в формате того же ОБСЕ.

 

Отношения сейчас?

ОБСЕ мало отличается от Совета Европы, права человека и там, и там преобладают.

 

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: